• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Ирина Черкасова, МТС: «Необходимо автоматизировать рутинные процессы»

01.08.2023

Ирина Черкасова, МТС: «Необходимо автоматизировать рутинные процессы»

Ирина Черкасова, директор департамента систем внутреннего контроля МТС и спикер Десятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказала CFO Russia о трендах в развитии внутреннего контроля и поделилась изменениями системы внутреннего контроля в компании в период нестабильности.

Какие тренды в развитии внутреннего контроля вы можете выделить?

Один из ключевых трендов в развитии системы внутреннего контроля – сервисность. Все чаще компании уходят именно в работу над предоставлением высокого уровня сервиса, как кросс-функционального, т.е. для других подразделений, так и на внешний периметр, где это возможно. В связи с этим, мы анализируем бизнес-процессы для достижения оптимального покрытия рисков в условиях изменившихся геополитических требований с целью снижения нагрузки на бизнес.

При этом, по-прежнему важно обеспечивать достоверность и прозрачность финансовой отчетности, как для целей компании, так и для инвесторов.

Сегодня один из основных вызовов для бизнеса – это время. Объем работ растет, и в единицу времени необходимо сделать гораздо больше, чем раньше, сохранив при этом высокое качество результатов.

Второй тренд – реинжиниринг бизнес-процессов и агрегация контролей, пересмотр их структуры при неизменном сохранении риск-ориентированного подхода. Кроме того, учитывая текущие реалии, мы видим смещение акцентов в сторону требований российского регулятора.

Третий тренд – уход от надзора в сторону партнерства с бизнесом, усиление кросс-функционального взаимодействия и поиск синергии с другими подразделениями.

Как изменилась система внутреннего контроля в вашей компании в период нестабильности?

Мы все больше смещаем акцент в сторону экспертно-методологической поддержки бизнес-процессов компании, потому что у всех стоит задача повысить эффективность, в том числе через рост уровня автоматизации.

Мы уже провели ряд мероприятий, которые позволили оптимизировать структуру СВК (системы внутреннего контроля) и сместить фокус в сторону автоматизированных решений. Для увеличения скорости работы мы инициируем и сопровождаем внедрение инструментов, позволяющих минимизировать риски ручной обработки операций, на которые опирается СВК.

В процессе развития экосистемы постоянно появляются вызовы, на которые нужно оперативно реагировать, возникают новые направления бизнеса. Чтобы удерживать фокус внимания необходимо уходить от рутинных процессов с большой долей ручного труда – заменять их автоматизированными решениями или роботами.

Мы также изучаем бенчмарки других компаний, которые работают в сфере СВК и аудита, обмениваемся информацией, узнаем, какие интересные инструменты внедрили наши коллеги, и можем ли мы их применить у себя.

Также мы усиливаем взаимодействие с владельцами процессов и исполнителями контрольных процедур, потому что скорость получения информации об изменениях становится наиболее критичной. Для этого в конце прошлого года мы разработали простой и удобный автоматизированный инструмент, который обеспечил нам высокий процент и оперативность ответов по изменениям в процессах от владельцев. Это важно, потому что оказывает существенное влияние на распределение ресурсов подразделения СВК.

С какими основными рисками сталкивается ваш департамент сейчас?

Стремительные изменения в бизнес-процессах создают необходимость пересмотра процессов не один раз в год, как это было раньше, а несколько. Сертификация СВК проводится по состоянию на конец финансового года и, соответственно, необходимо обеспечить ее эффективность не только через финансовые показатели, а в целом, исходя из компонентов, представляющих структуру СВК по методологии COSO (контрольная среда, оценка рисков, средства контроля, мониторинг, информация и коммуникации).
 Поэтому мы активно ищем синергию между функциями комплаенса для снижения трудозатрат и исключения дублирования работ. Это позволяет лучше понимать риски, которые могут потенциально возникнуть или уже были идентифицированы в рамках проверок.

Кроме того, МТС – уже давно не просто телекоммуникационная компания. Это целая экосистема, в которой сосредоточено множество сервисов (медиа, умный дом, путешествия, работа с операторами рекламных данных и т.д.). Поэтому сотрудникам важно быть универсальными: понимать тонкости работы с бизнес-процессами из разных сфер, чтобы успешно развивать СВК в этих процессах. Таким образом, встает вопрос подготовки сотрудников к широкому диапазону задач.

Вместе с тем, мы ежегодно проходим внешний аудит, который предполагает свои многочисленные задачи и вызовы. В то же время, важно не перегружать владельцев процессов своим присутствием и запросами. В этом вопросе необходимо найти баланс, учитывая заинтересованность бизнеса в нашей экспертизе. 

Важна также готовность команды к аудиту, в том числе правильный эмоциональный и душевный настрой, знания, поддержка внутренних наставников – опытных сотрудников. Для повышения вовлеченности членов команды организуются неформальные совместные командообразующие мероприятия.

Задать свои вопросы Ирине и узнать больше об опыте МТС вы сможете на Десятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 11 августа 2023 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений