- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Владимир Донченко, Ренейссанс Констракшн: «Ради выживания бизнеса иногда приходится идти на риски, которые представляют собой меньшее зло»
04.04.2023
Владимир Донченко, директор по налогам Ренейссанс Констракшн и спикер Двадцать второй конференции «Корпоративное налоговое планирование», рассказал CFO Russia про трудности в области международного налогового сотрудничества.
С какими главными сложностями столкнулась ваша компания в области международного налогового сотрудничества в прошлом году?
Эти сложности тесно взаимосвязаны с политическими процессами, которые происходят в мире и влияют на внешние связи России в целом. Это что касается внешнего воздействия.
Внутреннее воздействие – это изменение подхода российских налоговых органов к налогообложению операций с иностранными контрагентами без изменения норм права. Соответственно, мы как налогоплательщики оказываемся фактически между двух огней: пытаемся управлять этой ситуацией, тушить подступающий огонь и предугадывать, с какой стороны может полыхнуть в будущем. Все это влияет на бизнес и международную структуру. Бизнес-процессы и структуры носят инерционный характер: чтобы что-то структурировать, требуется много времени, согласований, настройки процедур, а потом, когда все заработает – иногда довольно сложно все это срочно перестроить.
Однако в последнее время приходится этим заниматься. И такой режим работы сильно отличается от того, как подобные вещи происходили 5-10 лет назад. Привлекали разных консультантов, юристов, было множество внутренних обсуждений, прописывали и переписывали новые процедуры и т.д. Сейчас решения приходится продумывать и принимать очень быстро, на ходу, без всей подобной бюрократии. Зачастую окно для того, чтобы относительно безболезненно «проскочить» сквозь разгорающиеся огни, довольно короткое. Ввиду непредсказуемой и непрогнозируемой обстановки горизонт планирования сильно уменьшился. Если раньше вопросы структурирования затрагивали период на 5-10 лет минимум, теперь часто приходится решать сиюминутные, но крайне важные проблемы, безо всякого планирования на ближайшие годы, поскольку это просто невозможно. Соответственно, иногда приходится принимать решения, которые с позиции риск-менеджмента и управления налоговыми рисками в нормальной ситуации не были бы приняты. Но ради выживания бизнеса иногда приходится идти на риски, которые представляют собой меньшее зло. В общем в профессиональном плане живем в интересное время, но было бы лучше не получать подобный опыт.
Если говорить о конкретных сложностях, вот некоторые из них: разрыв договора с Нидерландами, прекращение сотрудничества с банками, бойкот российского бизнеса со стороны Европы, контрсанкции – ограничения по реорганизации и репатриации денежных средств, агрессивная трактовка российскими налоговыми органами положений о бенефициарной собственности доходов, выплачиваемых за границу.
Какие инструменты и подходы помогли преодолеть их?
У нас частная компания, поэтому в стрессовых ситуациях решения могут приниматься оперативно. Это большой плюс. Для меня в критических ситуациях главный инструмент – это проявление гибкости и здравого смысла. Иногда приходится поступаться некоторыми правилами, которые установлены для «нормальной» обстановки. Например, принцип вытянутой руки для условий сделок. Понятно, что в стрессовой ситуации этим можно пренебречь (но в разумных пределах).
Ваш совет другим компаниям: как реорганизовать бизнес, чтобы быть способными отвечать на текущие санкционные вызовы и минимизировать риски?
Действовать быстро, гибко и решительно. Не бояться нарушать некоторые установки, которые были прописаны при иных реалиях и для другой ситуации. Цена непринятия рискованного решения может означать даже смерть бизнеса.
Задать свои вопросы Владимиру и узнать больше об опыте Ренейссанс Констракшн вы сможете на Двадцать второй конференции «Корпоративное налоговое планирование», которая состоится 6-7 апреля 2023 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии