- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Дмитрий Клейменов, ЕВРАЗ: «После автоматизации работы с прайс-листами согласование цен и запчастей стало занимать три дня вместо трех недель»
03.02.2023
Дмитрий Клейменов, главный менеджер блока по развитию функции снабжения ЕВРАЗа, рассказал CFO Russia, с чего началась автоматизация работы с прайс-листами, в какие этапы проходила разработка функционала и с какими трудностями при этом столкнулась команда.
Зачем нужны прайс-листы?
Сложный ремонт техники и оборудования выполняют подрядные организации. Как правило, это специализированные предприятия (например, Caterpillar, Komatsu, БЕЛАЗ и др.) У этих компаний есть каталоги запчастей. Чтобы зафиксировать цены, наша компания заключает с подрядчиками дополнительное соглашение – это и есть прайс-лист.
В состав группы компаний ООО «РУК» входит 13 предприятий, в том числе разрез «Распадский», шахта «Распадская» и др. С каждым предприятием заключается такое допсоглашение, то есть на каждом предприятии должен быть подписанный с двух сторон прайс-лист. В соответствии с ним контролируются цены, по которым подрядчики выставляют счета-фактуры за оказанные услуги.
Что стало предпосылками автоматизации работы с прайс-листами?
- Трудоемкий процесс согласования изменений в прайс-листах.
- Длительный срок согласования прайс-листов – в среднем 2-3 недели.
- Необходимо отслеживать изменения цен одновременно на нескольких предприятиях группы компанийю
Если меняется цена (а цены меняются часто), то все изменения нужно оформлять допсоглашениями для каждого предприятия группы компаний – это трудоемко. Для экономии времени прайс-листы обновлялись только на том предприятии, где проводился ремонт. Это привело к тому, что в какой-то момент цены стали отличаться на разных шахтах.
Формат хранения прайс-листов также мог отличаться: это мог быть файл Word, Excel, PDF, бумажная версия. Искать цены в таких документах очень трудозатратно. Это сильно затрудняло проверку выставленных счетов-фактур и анализ изменения цен при согласовании. Иногда было даже трудно найти нужный прайс-лист. Все это увеличивало срок согласования изменений к прайс-листу. От специалистов дирекции по контролю начали поступать замечания по результатам проверки.
Самая большая проблема – это простои техники в ремонте на время согласования дополнительных запчастей к прайс-листу и, как следствие, производственные потери.
Перед нами поставили задачу: унифицировать процессы и повысить операционную эффективность.
Каким образом вы выстраивали работу над автоматизацией?
Первым делом проработали архитектурные требования к будущей ИТ-системе. В результате выбрали в качестве бэкенд-системы платформу 1С, так как она хорошо справляется с обработкой больших массивов данных, например, 1 млн строк. Затем выбрали стороннего разработчика. Определили верхнеуровневый бюджет, заложили 20% на скрытые работы и на доработку дополнительных требований.
Работали по методологии Agile. Сначала это были двухнедельные спринты – на время проработки основного функционала. Далее перешли на недельные спринты для более детальной проработки.
В первую очередь мы разработали и согласовали дизайн-документ, в котором утвердили интерфейс будущей системы. Далее программисты сделали из этого техническое задание.
Затем мы начали наполнять экранную форму, добавлять алгоритмы к каждой кнопке.
- Создали документ «Прайс-листы».
- Добавили к нему поля.
- Превратили поля в справочники, откуда брать содержание (справочник «Контрагентов», справочник «Номенклатуры» и т.д.), добавили даты, статусы.
- Проработали импорт данных из Excel. Предполагалось, что подрядчик самостоятельно будет загружать прайс-листы. На этом шаге были свои специфичные требования:
- при загрузке прайса цену нужно обновить в уже имеющейся позиции, а если позиция не найдена, нужно было создать новую.
- поскольку количество позиций в прайсах доходило до 1 млн, нужно, чтобы в конце загрузки данных какая-нибудь ошибка не затерла результаты трехчасовой работы программы.
- Настроили согласование. Каждый раз настройка согласования требует к себе особого внимания и времени (на этом шаге нужно определить перечень согласующих, последовательность согласования, учесть различные «что, если»: если отклонил или если вернул на доработку, если согласующий в отпуске и т.д., настройка уведомлений).
- Настроили вход для сторонних поставщиков (около трехсот компаний планировали загружать свои прайсы в нашу систему). На этом шаге важно было соблюдать требование конфиденциальности, чтобы сохранить в тайне цены подрядчиков.
- Проработали роли. На это потратили очень много времени: какие будут пользователи, какие у них должны быть права, что пользователь с конкретной ролью должен видеть в документе, а что нет.
Следующий этап – это тестирование: совместно с командой анализировали работу продукта, писали замечания и устраняли их.
Сколько времени заняла разработка, внедрение и тестирование новой системы?
Изначально перед нами стояла задача сделать все в кратчайшие сроки, чуть ли не за три месяца. Проект мы открыли в августе 2021 года. Два месяца ушло на подготовительные работы. В октябре мы начали плотную работу и закончили ее 1 июня.
С какими препятствиями вы сталкивались в процессе автоматизации работы с прайс-листами? Как удалось их преодолеть?
Рабочий момент, который запомнился в первую очередь, – это настройка согласования.
Этот функционал требует к себе гораздо больше внимания, чем кажется на первый взгляд. При планировании работ никогда не пренебрегайте этим шагом. Каждый раз настройка согласования требует к себе особого внимания и времени. На этом шаге нужно определить перечень согласующих, при этом каждый согласующий должен понимать, что именно от него требуют. Часто этот список меняется на 50%, т.к. оказывается, что согласующий вовсе не нужен или нужен совсем другой согласующий. Важно учитывать последовательность согласования (в том числе последовательное или параллельное), учесть различные «что, если»: если отклонил или если вернул на доработку, если согласующий в отпуске и т.д., настройка уведомлений, ввод замечаний, история согласования, хронология согласования для понимания, кто задержал согласование и др.
Другая проблема – когда product owner, конечный пользователь продукта, загружен операционной работой и не может начать работать в новой системе. Всегда сложно заставить конечного пользователя перейти на новый продукт. Получилось, как в русской пословице: «хлеб за брюхом не ходит», только наоборот.
Как вы оцениваете эффект от автоматизации?
Нашей задачей было унифицировать процессы и повысить эффективность. Наглядно это можно увидеть при сравнении того, что было и что мы имеем сейчас.
Было:
11 шахт, с каждой из которых у подрядчика свои договорные отношении. На каждую новую позицию или новый прайс нужно было заключать 11 допсоглашений. Бывало так, что в шахтах были разные цены на одну позицию, потому что не всегда прайсы обновлялись сразу на всех предприятиях. У службы контроля возникало много вопросов, и от этого согласование затягивалось до месяца.
Стало:
Мы сделали по одному общему допсоглашению с каждым подрядчиком и с каждым предприятием, согласно которому при загрузке нового прайс-листа в 1С он имеет юридическую силу для всех предприятий группы компаний.
Было:
Прайсы были в разрозненных форматах: PDF, Excel, Word, сканы, просто на бумаге без электронного формата.
Стало:
Все прайс-листы перевели в электронные документы 1С.
Было:
В среднем согласование занимало 21 день.
Стало:
Сейчас согласование занимает 1-3 дня. К тому же система может показать, что из миллиона позиций – 100 новых, на 200 цена снизилась, на 500 повысилась в среднем на 5%. Благодаря этому можно быстро принимать решения.
На рисунке ниже даже визуально видно, что процесс сильно упростился.
Это пример того, что прайс-лист утвердили на следующий день после его создания.
Было:
Контроль цен происходил вручную. Когда присылали счет-фактуру, к примеру, на 150 позиций, его нужно было сверять со старым бумажным прайс-листом. Неизвестно, на какой из десяти страниц окажется та или иная позиция.
Стало:
Для контроля цены достаточно ввести артикул позиции в системе.
Поставленных целей мы добились: работать стало проще, техника ремонтируется быстрее, оплата поставщику также происходит быстрее за счет того, что оперативно согласовываем счет-фактуру.
Узнать больше об опыте ЕВРАЗа вы сможете на Десятой конференции «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации», которая состоится 8 февраля 2023 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии