- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Никита Удачин, ГК «Аптечная сеть 36,6»: О калькуляторе дохода и других инструментах мотивации первостольников
05.12.2022
В данной статье я расскажу о проблемах, с которыми сталкивается наша компания, объясню, как мы обеспечиваем свою стабильность на рынке и удерживаем наш персонал.
В нашей компании три бренда: аптеки премиум-класса «36,6» и аптеки доступных цен «Горздрав» и «Калина Фарм». Территория присутствия насчитывает 9 регионов и более 150 городов. В них находится свыше 1700 наших аптек, в которых работает более 5500 сотрудников аптек и офиса. Сегодня мы поговорим о самой крупной и многочисленной группе наших сотрудников – первостольниках. Далее для упрощения буду называть их фармацевтами. Они составляют 81% от общего числа наших работников. От того, как чувствует себя эта группа персонала, зависит, обрушится ли на нас цунами проблем.
При разработке системы мотивации я всегда начинаю проекты со знакомства – выясняю, для кого я разрабатываю систему мотивации. Это влияет на то, через какие каналы коммуникации мы зайдем в проект, и что нам нужно будет учесть.
Наш фармацевт – какой он?
Мы провели внутреннее исследование и выяснили основные характеристики фармацевта. Во-первых, фармацевт – это человек, который легко меняет работу, если ему что-то не нравится. Во-вторых, он мыслит сменами, а не месяцами. Многие люди получают зарплату два раза в месяц и могут четко сказать ее размер. Фармацевты могут отработать 5, 10 или 15 смен за месяц, поэтому их зарплата будет варьироваться. Таким образом, они всегда мыслят стоимостью смены. В-третьих, они работают строго по графику – пришли, отработали, ушли. В-четвертых, с точки зрения взаимоотношений с коллегами, они воспринимают свою аптеку как большую семью – коллеги не конкуренты, а товарищи, заведующая – наша мама, которая заботится о нас и рассказывает, что нужно делать.
В плане отношения к оплате труда фармацевты, как и все, ожидают рыночную оплату. Для них нет разницы между белой и черной зарплатой. Главное, чтобы вовремя платили. Кроме того, им важно получать столько, сколько они обсудили с рекрутером при устройстве на работу. Больше – хорошо, меньше – нет. Они хотят понимать, за что получают свою зарплату. Система мотивации для них – калькулятор их дохода. Также стоит отметить важный момент, который мотивировал нас запустить целый проект, находящийся сейчас в стадии разработки, – принцип «отработал – получил». Отработал смену, а на следующий день получил за нее премию, что особенно важно в последнее время с учетом роста цен.
О чем начали говорить наши фармацевты весной 2021 года?
Основные претензии: маленькая зарплата, непонимание, из чего она складывается, недовольство, что в соседней аптеке нашего же бренда зарплата выше и т.д. Естественно, начали появляться лидеры мнений. В своих каналах в Telegram, WhatsApp и других они начали писать претензии, уровень недовольства начал расти и приобрел массовый характер.
Это вынудило нас обратиться к цифрам. В первом полугодии 2021 года текучесть персонала составляла 23%, а отток превышал найм на 20%. Согласно оценкам исследования «ЭКОПСИ Консалтинг», по результатам 2020 года в нашей компании уровень удовлетворенности системой оплаты труда составлял 26 процентных пунктов из 100.
Что это для нас значило?
Это означало, что рынок труда сместился от работодателя (работодатель диктует, как, что и в каком объеме делать и какую зарплату получит работник) в пользу кандидата. Уже кандидаты начали диктовать условия, рассказывая, что у конкурентов платят больше, и так далее. Началась ценовая война. Это особенно коснулось регионов, потому что туда начали активно выходить московские сети (Столички, Сбер Еаптека).
Решение было очевидным – нам было необходимо изменить систему оплаты труда. В это решение мы вложили 4 цели:
- Увеличить доход сотрудника за счет роста производительности труда.
- Увязать в головах сотрудников результаты их работы с уровнем оплаты труда.
- Ускорить темпы развития онлайн-канала – нашей интернет-аптеки. Эту цель мы решили привязать к данному проекту, чтобы не возвращаться к ней впоследствии.
- Обеспечить аптеки персоналом: сократить отток, увеличить приток.
Что мы сделали?
Для вычисления премии фармацевтов мы перемножили процент от продаж на полочную цену препаратов. Естественно, есть товары более приоритетные, которые фармацевт обязан предлагать в первую очередь и во вторую, и есть все остальные.
В основе данной системы лежат 5 основных принципов:
- Ориентация на результат. Если фармацевт больше и эффективнее работает, возрастает его производительность труда, и его премия также увеличится.
- Простота. Система мотивации не должна стать учебником по математике, который нужно прочитать, чтобы вычислить формулу своего дохода.
- Прозрачность. Необходимо иметь возможность в любой момент обратиться к источнику, который покажет, что ты продал и как рассчиталась твоя премия.
- Управляемость. Важно, чтобы первостольник понимал, каким образом ему заработать больше.
- Сквозной принцип – омниканальность. При расчете премии канал входа не важен, поскольку клиент может прийти из онлайна или офлайна.
С чем мы столкнулись, когда внедрили нашу систему мотивации?
При разработке системы мотивации мы постарались учесть все принципы, однако в полном объеме их выполнение обеспечивает только соответствующая поддерживающая ИТ-инфраструктура. Чтобы система была прозрачна, мало просто понимать ее формулу. Необходим ИТ-инструмент, который бы позволял фармацевту видеть, что и в каком объеме он продает, а также какую премию ему приносит продажа той или иной упаковки.
В нашей компании мы используем несколько таких инструментов.
Первый – калькулятор расчета дохода. Мы реализовали его в Excel, потому что там его сделать проще. В любой аптеке первостольник может зайти в калькулятор, ввести все необходимые параметры и рассчитать свою премию. Главное преимущество данного инструмента – целеполагание. Фармацевт озвучивает заведующей желаемую зарплату, а последняя, в свою очередь, помогает ему достичь необходимых характеристик и уровня продаж, чтобы выйти на этот доход. Кроме того, благодаря данному инструменту первостольники начинают лучше разбираться, за что они получают премию.
Второй инструмент – личный кабинет фармацевта на кассе, в котором отображаются данные о заработанной премии – как за текущую смену, так и за все смены в конкретном месяце. Реализованы также детальные отчеты, где отображаются все продажи по SKU, а также рассчитанная за них премия. Это позволяет реализовать принцип прозрачности – сотрудники контролируют свою деятельность и могут быстро разобраться, почему они получили именно такую сумму премии.
Третий инструмент – система real-time аналитики. Он доступен для работы в смартфоне и на компьютере в аптеке. В нем отображаются планы, которые ставят фармацевту и аптеке в целом каждый день, и статус их выполнения. Также рассчитывается прогноз исходя из скорости продаж. Таким образом, фармацевт может видеть, как он выполняет свои планы, а заведующая – оперативно принимать решения по корректировке деятельности фармацевтов с целью достижения поставленных планов.
Четвертый инструмент – биржа вакансий. Заведующая заходит на данный корпоративный портал, когда у нее в кусте возникает необходимость в подработчике, и в специальной форме указывает необходимую информацию: дата подработки, время «с» и «по» и аптеку, в которой требуется подработка – и таким образом размещает вакансию.
Такой же интерфейс есть у фармацевтов на кассах. Они могут выбрать аптечные пункты, в которых они хотят подработать, указывают даты своих выходных, просматривают доступные предложения и откликаются. В свою очередь, заведующая просматривает все отклики и выбирает одного первостольника. В данной программе действует система рейтингов – как критерий принятия решения заведующим.
В настоящее время мы разрабатываем проект «Зарплата сегодня», который находится в стадии пилота. В данном случае под зарплатой мы имеем в виду премию, поскольку хотим максимально увязать деятельность сотрудника с премией, которую он получает. Когда ты получаешь премию в конце месяца, ты понимаешь, за что, но так ты не ощущаешь рубли, которые «набиваешь» на кассе. А когда ты понимаешь, что сегодня заработал на кассе, к примеру, 1000 рублей, а завтра можешь их получить, связь работы с деньгами становится очевидней. Этот проект можно описать в трех шагах: пришел на работу сегодня, отработал смену и заработал премию, снял заработанную премию завтра.
Подведу итоги: в конце 2021 года мы снова провели анализ показателей. Выяснилось, что мы на 50% снизили текучесть, найм превышает отток на 30%, производительность труда выросла на 12%, а доход – на 10%.
Никита Удачин, руководитель Группы компенсаций и льгот, ГК «Аптечная сеть 36,6»
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии