• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Александр Бойченко, ФТС «Пятёрочка»: «Сегодня очень важно регулярно переоценивать вес факторов, влияющих на прогноз»

11.11.2022

Александр Бойченко, ФТС «Пятёрочка»: «Сегодня очень важно регулярно переоценивать вес факторов, влияющих на прогноз»

Александр Бойченко, руководитель направления прогнозирования спроса, ФТС «Пятёрочка» и спикер Четырнадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2022, рассказал CFO Russia, что сейчас больше всего влияет на прогнозирование, и поделился опытом построения кривой спроса с помощью технологий машинного обучения, которые используют в его компании.

Каковы основные особенности моделирования спроса в текущих условиях?

Ключевой фактор моделирования спроса – часть, содержащая прогноз.

Прогнозирование – математически обоснованное предсказание о возможных состояниях объекта в будущем и сроках достижения этого состояния.

В текущей среде очень важно регулярно переоценивать вес факторов, влияющих на прогноз, так как постоянно меняются предпосылки для изменения доли факторов.

Если в конце февраля был очень важен фактор цены товара, поскольку остро стоял вопрос с курсом и платежеспособностью населения, то сейчас влияние этой вероятности невелико. И на первом месте стоит риск недопоставки товаров с импортной составляющей одним из поставщиков. Это скажется на заказах/отгрузках/доступности всех остальных партнёров, которые поставляют аналогичные товары.

Какие инструменты помогают вам выстраивать сценарии поведения спроса?

Наш главный инструмент – это статистика.

В торговой сети «Пятёрочка» внедрена система прогнозирования с использованием машинного обучения, которая позволяет, взяв определенные данные, проверить гипотезы о потенциальном изменении спроса. Гипотезы вырабатывает человек, машина их подтверждает или опровергает.

К примеру, после первых волн коронавируса, во время объявления очередных нерабочих дней, поставили задачу определить, как в этом случае поведет себя спрос. Выдвигались гипотезы и о том, что люди начнут больше времени тратить на уход за собой, кто-то посвятит время домашнему спорту, кто-то купит грунт и товары для рассады, а кто-то купит угли и организует шашлык. Было порядка 8 гипотез, и из всех подтвердилась на цифрах только гипотеза о том, что люди будут отдыхать, есть и пить. Все остальные товары не показали статистических приростов.

Каковы, на ваш взгляд, основные ошибки в прогнозировании спроса на данный момент и как компаниям можно их избежать?

Главное – понять, что ошибок не избежать. Но проблемы можно решить, если у вас налажен процесс принятия решений. Важно понимать, что ошибка прогнозирования и планирования может привести всего к двум негативных исходам – высокому товарному запасу и дефициту. Если есть арсенал инструментов для обоих вариантов, нужно будет только оценить степень негатива и то, какой ресурс нужно задействовать.

Задать свои вопросы Александру и узнать больше об опыте ФТС «Пятёрочка» вы сможете на Четырнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2022, который состоится 17-18 ноября 2022 года.

Мария Кириченко

_________________________________________________________________

Вам также может быть интересна статья Александра Бойченко «Важно знать об остатках товара не только для заказа нового, но и для оценки рисков», в которой эксперт подробней рассказал о факторах, влияющих на спрос, разобрал сценарии его поведения и моделирование стоков для оценки рисков. 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений