• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Отчет о Шестнадцатой конференции «Корпоративные системы риск-менеджмента»

22.06.2022

2 июня 2022 года в Москве в шестнадцатый раз прошла Конференция «Корпоративные системы риск-менеджмента». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Конференция началась с доклада Евгения Горбунова, советника транспортной группы, FESCO. Он выступил в первой секции «Риск-менеджмент 2022: основные вызовы и тенденции». Спикер рассмотрел факторы, повышающие актуальность управления антимонопольными рисками, и перечислил возможные средства управления рисками (контроль рыночных долей и сигнализирование, доказательное ценообразование, риски при кооперации). Делимся с вами некоторыми из рекомендаций Евгения, которые касаются контроля рыночных долей и сигнализирования:

  • Необходимо отслеживать хотя бы приблизительные размеры рыночных долей, чтобы оценивать риск вменения доминирования на рынке (требование не подразумевает постоянного получения полного анализа рынка);
  • Мониторинг не будет эффективным, если эта информация не учитывается при принятии решений о поведении на рынке;
  • Желательно, чтобы КПЭ учитывали соблюдение ЛПР-требований антимонопольного законодательства (иначе полученная прибыль может стать поводом для публичных санкций и частных исков). 

Далее о корпоративной системе управления рисками и санкциях рассказал Роман Ильницкий, руководитель проектов по рискам и внутреннему контролю, Ростех. Роман поделился тем, как проводить оценку кредитного риска/финансового состояния и прогнозировать показатель выручки. Кроме того, он акцентировал внимание на митигировании санкционных рисков и рассмотрел необходимые для этого мероприятия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Среди рисков наиболее серьёзные последствия для производственных компаний на настоящий момент несут:

  • Остановка поставок оборудования и ПКИ
  • Резкий рост цен на отечественную продукцию
  • Ухудшение условий поставки/ограничение поставки
  • Резкий рост цен на зарубежную продукцию 

Также в рамках первой секции состоялся КРУГЛЫЙ СТОЛ «Что следует изменить в работе отдела риск-менеджмента для обеспечения устойчивости бизнеса». В нем приняли участие: Ольга Костина, начальник отдела управления рисками, Международный аэропорт Внуково (модератор);
Ксения Рахимзадеменеджер по стратегии холодильного и разливного оборудования, ООО «Пепсико Холдингс»; Юрий Сафронов, директор департамента внутреннего аудита, ИнградОльга Бабенчук, заместитель начальника управления рисков и внутреннего контроля, Первая Грузовая Компания;
Вероника Конкинадиректор по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости, MALLTECH; Ксения Исакова, руководитель внутреннего аудита, Азбука Вкуса. Спикеры поделились своим мнением по следующим направлениям:

  • фокус на оперативность: как организовать постоянный мониторинг и своевременное доведение до менеджмента информации о текущем состоянии бизнес-среды;
  • как выстроить работу с владельцами рисков и сотрудниками различных подразделений;
  • от аналитика до ответственного за принятие решений: как повысить роль риск-менеджера;
  • как изменится модель управления рисками в компании в результате текущей ситуации.
Делимся с вами краткими выводами, к которым пришли участники круглого стола:
  • Необходим постоянный мониторинг информации о текущем состоянии бизнес-среды.
  • Переход на ручное управление логичен в условиях высокой неопределенности и быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
  • Значимость рисков перераспределится – появятся новые, которые потребуют новых компетенций. 

Тема второй секции«Повышение эффективности управления рисками и обеспечение непрерывности бизнеса»

Первой выступила Алина Топоркова, заместитель начальника управления сводной отчетности и методологии, руководитель центра компетенций ESG, Зарубежнефть. Она представила доклад «Таксономия проектов устойчивого развития. Перспективы использования зеленого финансирования в текущих рыночных условиях». Алина рассмотрела риски рынка зеленого финансирования и рассказала про тренды изменения рынка. Также она поделилась инструментами устойчивого финансирования проектов и описала их виды, параметры и критерии соответствия. В завершение доклада эксперт привела примеры выпусков облигаций, связанных с показателями устойчивого развития, а также выпусков «зелёных» облигаций в РФ.

Методикой оценки климатических рисков в золотодобывающей компании поделилась Наталья Севальнева, старший эксперт департамента управления рисками и оптимизации контрольных процедур блока внутреннего контроля и аудита, УК Полюс. Спикер представила методические рекомендации рабочей группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD) по оценке климатических рисков и их сближение с корпоративной системой управления рисками группы «Полюс». Помимо этого, она рассмотрела особенности проведения оценки физических климатических рисков. Она состоит из следующих этапов:

  • Паспорт климатического риска
  • Количественная оценка
  • Качественная оценка
  • Идентификация риска

Также спикер рассказала про особенности идентификации, оценки и управления рисками перехода к низко- и безуглеродной экономике.


Минимизацию логистических рисков в условиях разрыва привычных цепочек поставок в рамках своего выступления рассмотрела Анна Антипова, руководитель службы риск-менеджмента и внутреннего контроля, ИНВИТРО. Анна рассказала, как анализировать логистические риски и определять спектр возможных решений по их управлению. Она также перечислила условия и возможности эффективного управления логистическими рисками. Представляем несколько решений для управления рисками из доклада Анны:

  • Увеличение запасов ключевых реагентов материалов
  • Поиск аналогов. Совершенствование системы оценки аналогов и технологической адаптации
  • Развитие альтернативных каналов поставок через нейтральные страны
  • Разработка сценариев создания или развития производственной базы расходных материалов в России

Далее выступила Ирина Вальтер, директор фармацевтического направления в России, FM VOSTOK. Она представила антикризисный план по управлению складом в санкционный период. Ирина обратила внимание на подтверждение необходимости наличия Business Continuity Plan к масштабной реализации и рассказала про постоянные изменения и приспособления к текущим условиям с приоритетом помощи клиентам. Спикер рассказала про вынужденную оптимизацию затрат с минимальными потерями для бизнеса и поделилась взглядом в нестабильное будущее фармацевтического склада. Для управления рисками в компании спикера проводится мониторинг законодательства, используются такие инструменты, как Statutory Watch, ВСР и оценка рисков.

Ксения Рахимзаде, менеджер по стратегии холодильного и разливного оборудования, ООО «Пепсико Холдингс», рассказала про управление рисками стартапов в сфере интеллектуальной собственности. Спикер описала, как определяется и чем регулируется интеллектуальная собственность стартапа, а также перечислила риски, причины и их возможные последствия. В заключение своего доклада Ксения представила эффективные стратегии управления. Делимся с вами правилами для стартапов, которые представила Ксения:

  • Вы владеете только тем, что можете подтвердить
  • Важно получить права на результат у всех, кто так или иначе принимал участие в разработке
  • Подписывать соглашения с разработчиками, что не будут делать производные на основании написанного кода по окончанию проекта
  • Оплачивать и документировать каждый этап работы
  • Корректно оформлять отношения между фаундерами и членами команды
  • Проверять, не используете ли чужую IP, на всех этапах

Завершило секцию выступление Инны Коган, начальника управления интегрированного планирования, Пятёрочка. Она рассмотрела меры, направленные на снижение рисков в условиях ажиотажного спроса и дефицита продукции (в том числе импортной) в продуктовом ритейле. Инна поделилась, что в период санкций поставщики начали повышать цены из-за увеличения стоимости сырья и логистики и также стали переходить на предоплату. Покупатели, в свою очередь, ажиотажно покупали продукцию низкого ценового сегмента с последующим переключением на более дорогой сегмент. Среди действий, предпринимаемых сетью для обеспечения товара на полке, – ввод в матрицу позиций IN-OUT на время дефицита, организация процесса квотирования по макрорегионам объемов, подтвержденных поставщиками на согласованный период времени, а также частичный/полный отказ от промо.

Докладчики третьей секции поделились советами по автоматизации системы управления рисками в компании.

Как упорядочить бизнес-процессы в системе управления рисками и подготовить их к автоматизации на основе отечественных решений в быстроменяющихся условиях? На этот вопрос в рамках своего доклада ответил Роман Терехов, эксперт в телекоммуникационной отрасли. Спикер привел примеры прогнозирования рисков с помощью AI и поделился прогнозной динамикой цен на медь. Роман также представил методику расчета экономического эффекта на примере риска повышения цен на сырье сверх запланированных в бюджете. Для управления финансовыми рисками спикер предлагает фиксировать цены у поставщиков до момента их повышения и собирать необходимые аргументы для переговорного процесса с поставщиками. 

Гибкую себестоимость как удобный инструмент оперативного управления рисками рассмотрел Марат Исангулов, директор тактического коммерческого управления, MERLION. Марат рассказал про особенности построения финансовой мотивации коммерческих подразделений на основе гибкой себестоимости и особенности ее применения в управленческом учете. Также спикер поделился советами, как использовать построенную систему для оперативного реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Ключевое в гибкой себестоимости – это как минимум ежемесячная переоценка себестоимости, отметил спикер. 

В завершение конференции Александр Грисенко, начальник отдела информационных технологий и цифрового развития, Спутниковая система «Гонец», поделился кейсом «Зрелость системы управления рисками и цифровая трансформация». Спикер рассказал про переход от процессного управления к цифровой трансформации и представил единую информационную систему предприятия «Метаграф». Александр отметил, что системная архитектура реализует модульный подход, позволяет писать модули под заказ, настраивая особенности бизнес-процессов. «Метаграф» позволила сохранить и систематизировать критичные знания компании, повысить качество инвестиционного анализа новых проектов и сократить стоимость заемных средств и финансирования.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений