- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
CFO-прогноз: Елена Супрунова, Утконос ОНЛАЙН: «Финансовый директор должен быть партнёром, а не судьёй бизнеса»
07.02.2022
Елена Супрунова, директор по экономике и финансам, Утконос ОНЛАЙН, рассказала CFO-Russia.ru об итогах 2021 года для своей компании, а также поделилась прогнозами по рынку онлайн-ритейла на 2022 год и рекомендациями для CFO в условиях происходящих перемен.
Как сложился для вашей компании 2021 год?
Сложился непросто. Наш бизнес проходил ряд серьёзных масштабных изменений, и мы столкнулись с огромным количеством вызовов – как внутренних, так и внешних. Во-первых, они были связаны с большими инвестиционными проектами по автоматизации складов. Запуск автоматизированного склада, к сожалению, прошёл не очень мягко, мы получили серьёзные вызовы и уроки.
Также перед нами стояла большая задача: донести до наших клиентов, что Утконос – это уже не только одна миссия, как было раньше. Не только большая закупка и доставка через 8 часов, но и доставка через 2-3 часа. Помимо этого, мы запускали множество ИТ-микросервисов и работали над большим комплексным проектом по ИТ-стратегии, стартовавшим более двух лет назад.
Если раньше при «багах» в запуске новых сервисов мы достаточно быстро восстанавливались, выходили на нужный уровень по заказам, то сейчас клиенты уже так быстро не прощают нам сбой в операциях. Сегодня на рынке онлайн-ритейла огромная конкуренция. Восстанавливаться приходится дольше и сложнее, завоёвывать клиентов – дороже.
Таким образом, весь 2021 год мы проходили череду очень серьезных вызовов. Так или иначе, это был интересный год с важными уроками.
Какие у вас ожидания от наступившего года? Можете поделиться общими прогнозами по ситуации в вашей отрасли и в стране?
Я думаю, год будет очень сложный. Мы предполагаем, что это будет год больших перемен, в том числе и в нашей отрасли. Каждый рынок проходит через этапы бурного роста, потом стабилизации и, наконец, стагнации. Сейчас у онлайн-ритейла бурный рост, а когда наступит стабилизация – игроки, у которых есть финансовые сложности, начнут либо консолидироваться с кем-то, либо уходить с рынка. Мы ожидаем, что 2022 год станет началом такой «зачистки» рынка. Часть игроков уже начинает серьёзно задумываться о консолидации либо уходе. Сколько продлится фаза стабилизации – неясно. Это может быть год, два или три.
Мы очень надеемся, что политическая ситуация в стране не ухудшится. Тогда рынок продолжит стабильно развиваться, но челленджи для игроков никто не отменит, потому что никто не отменял экономические правила и экономическую нестабильность. С учётом эффекта, который оказала пандемия на бизнес, экономическая ситуация точно не улучшится. И эта сложность как раз приведёт к изменениям рынка в количестве игроков и того, куда эти игроки движутся. Ведь, в конце концов, любой бизнес должен существовать ради достижения положительного результата либо выхода на IPO с иной, но определенно мощной стратегией.
Какой совет вы бы дали финансовым директорам по выбору стратегии на 2022 год с учётом всех челленджей?
В первую очередь – держать руку на пульсе бизнеса и быть в хорошем смысле «голодными» до развития, развития себя, своих коллег и бизнеса. Быть глубоко погруженными во все бизнес-процессы, быть надежной опорой в принятии ключевых решений и становиться более гибкими. Становиться более быстрыми, в том числе в собственном профессиональном развитии. И политика, и экономика, и рынок – всё вокруг очень быстро меняется. А финансовый директор обладает теми знаниями, которые очень полезны для бизнеса, особенно в такое сверхволатильное время, время непростых решений и постоянного change- и кризис-менеджмента. Это не просто про понимание сущности экономики и финансов, а про балансирование на стыке бизнес-партнерства, умение выстраивать коммуникации, погружение в драйверы бизнеса. Но очень важно, что это и про людей, про умение направить и вдохновить, поддержать и разделить ответственность.
Финансист не должен быть отстранённым наблюдателем, выдающим инструкции из серии «вы должны достичь вот таких цифр, а теперь идите придумывайте как» или просто констатирующим результат. Он должен находиться в гуще событий, помогать генерировать идеи по наиболее эффективному развитию бизнеса, участвовать в поиске тех самых решений, благодаря которым бизнес придет к необходимым результатам. Быть партнером, а не судьей бизнеса, или, что еще хуже, дополнительным ограничителем в и так непростое для бизнеса время. Находить правильный баланс между правилами, требованиями и тем, что необходимо бизнесу для движения вперед.
Алиса Попова
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии