- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Наталия Цангль, ТрансФин-М: «Профессиональные знания аудитор должен держать “на кончиках пальцев”, жонглировать ими»
24.01.2022
Наталия Цангль, руководитель службы внутреннего аудита ТрансФин-М и спикер Седьмой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказала CFO Russia, почему во время пандемии вырос спрос на внутренний аудит, а также описала качества, необходимые эффективному аудитору.
Повлияла ли пандемия на функционал внутреннего аудита в российских компаниях?
Пандемия подхлестнула процессы цифровизации и автоматизации в компаниях.
Причем речь идет об автоматизации как основных бизнес-процессов, так и сопровождающих (бэк-офис, кадры, управление рисками). Взаимодействие с клиентами в удаленном режиме, перевод сотрудников на удаленную работу, оптимизация расходов — все это делает ИТзацию (цифровизацию и автоматизацию — прим. ред.), назовем это так, единственно возможным способом не только развития, но и выживания.
Во многих российских компаниях внутренний аудит спешно пересмотрел свои планы деятельности, заменив некоторые плановые проверки традиционных бизнес-процессов на новые аудиторские задания. Я не оговорилась, именно задания. Потому что выросла потребность не столько в стандартных аудиторских проверках, сколько в быстрой, своевременной консультации, проводимой внутренним аудитом на этапе организации того или иного процесса. Менеджменту и акционерам хочется знать мнение внутреннего аудита еще на этапе организации работы, а не постфактум.
Итак, в последние 2 года возрос спрос на экспертизу внутреннего аудита в таких ИТ-емких областях, как, например, автоматизация работы компании, информационная безопасность, организация работы в удаленном режиме, непрерывность деятельности. Причем речь идет не только о проверке /анализе указанных процессов, сопровождающих работу ИТ-приложений и платформ, но и об аудите самих приложений и платформ. А также об аудите финансовых моделей, которые автоматизированы на базе таких ИТ-приложений и платформ. Таким образом, возрастает потребность в наличии у внутреннего аудита технического образования и специализированных знаний в области ИТ и ИТ-безопасности.
Пандемия — это кризисная ситуация. А в любую кризисную ситуацию возникает потребность во внутреннем аудите как в стратегическом консультанте. Многие компании столкнулись с нехваткой новых идей, с отсутствием понимания дальнейших направлений развития, с необходимостью искать новые ниши, новые возможности, новых клиентов и партнеров. И часто именно от аудита ждут рекомендаций в отношении стратегии развития бизнеса. Кроме того, ценной становится стратегизация традиционных проверок внутреннего аудита, то есть проведение проверки любого направления деятельности не только в операционной его части, но и с позиции соответствия общей стратегии компании, наличия и обоснованности собственной стратегии проверяемого направления.
Отмечу еще один важный момент. В кризис растет нестабильность, усиливается конкуренция, сокращаются свободные ресурсы. Компании становятся более чувствительными к возможным комплаенс-рискам. Они стараются уделять большее внимание соблюдению требований законодательства, в том числе с целью недопущения санкций со стороны регулирующих органов. Поэтому обычно в такие времена растет количество проверок внутреннего аудита в части комплаенса.
Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции внутреннего аудита в 2022 году?
В части инструментария внутреннего аудита — это совершенствование методов самого аудита путем автоматизации. Ведь процессы автоматизации в самих компаниях требуют аналогичного и от внутреннего аудита. Становится все труднее обрабатывать увеличивающиеся массивы данных с помощью одного Excel. Поэтому инструментарий, позволяющий работать с Big Data, продолжит оставаться востребованным у внутреннего аудита.
Что касается направлений проверок, продолжит оставаться востребованной экспертиза внутреннего аудита в области ИТ и ИТ-безопасности, а также в области стратегии и направлений развития бизнеса.
Управление изменениями, трансформация, оптимизация бизнес-процессов войдут в перечень потенциальных направлений проверок внутреннего аудита. ESG-повестка в тех компаниях, для которых она становится все более актуальной, также не обойдет стороной внутренний аудит.
Без чего внутренний аудит не сможет быть эффективным и приносить максимум пользы?
Я бы разделила критерии эффективности внутреннего аудита на 2 категории. Первая — это личные и профессиональные качества аудитора, его «я». И вторая категория — это внешние факторы, к которым можно отнести сплоченную команду, прогрессивную инфраструктуру (например, современные ИТ-решения), признание в коллективе, со стороны менеджмента и акционеров.
Разумеется, обе категории неразрывно связаны друг с другом. Внутреннему аудитору сложно быть в высшей степени эффективным в крупной организации при отсутствии инструментов автоматизации его работы. Или еще пример. Сложно эффективно работать в одиночку, если нет команды. Даже если аудитор обладает всеми необходимыми профессиональными и личностными качествами!
Остановлюсь подробнее на качествах внутреннего аудитора. Прежде всего, это знание профессиональной области. Очень часто аудиторы высказываются о том, что хороший аудитор может проверять какие угодно сферы деятельности и какие угодно бизнес-процессы. Это верно только отчасти. Действительно, методология проверок, инструменты и подходы практически не отличаются в зависимости от проверяемого направления. Однако очень важным является отличное знание предметной области или бизнеса. Если не знаешь, необходимо потратить значительное количество времени, чтобы узнать, изучить, углубиться…Только в этом случае аудитор имеет профессиональное и моральное право осуществлять проверку. Свои профессиональные знания аудитор должен поддерживать в актуальном состоянии. Их, эти знания, нельзя положить в шкатулку с тем, чтобы вытаскивать при необходимости. Их нужно всегда держать «на кончиках пальцев», жонглировать ими.
Еще один залог успеха — адаптивность внутреннего аудита, способность меняться. Это не значит, что мы должны подстраиваться под кого-то. Мы должны оценивать ситуацию, в которой мы оказались, и вести себя соответственно этой ситуации, сохраняя при этом свою профессиональную и человеческую этику. То есть идти в ногу с изменениями, окружающими нас.
Третий фактор успеха — креативность. Умение найти и/или предложить нестандартные решения, нестандартные выходы из сложных ситуаций.
Следующий важный критерий — масштабное мышление. Как это называют на английском языке — «think big». Для внутреннего аудитора важно увидеть самое важное, самое критичное, идентифицировать саму суть проблемы. Это не означает, что мы не должны работать с небольшими проблемами и нарушениями. Конечно, должны. Но правильно расставить приоритеты и акценты, приложить основные усилия именно в отношении важнейшего, мыслить системой, а не отдельными элементами — вот, что нужно внутреннему аудитору.
Следующий критерий успеха — смелость и ответственность. Мы должны нести ответственность за те рекомендации, которые даем, за те консультации, которые проводим. Мы не должны, не можем себе позволить бояться высказывать свое мнение, делиться своими идеями. Разумеется, такое мнение и идеи должны иметь доказательную базу!
И последнее. Внутренний аудитор должен быть человеком высокой культуры и человеком честным. Только в этом случае результаты его работы будут ориентировать компанию на эффективный бизнес. Эффективный — значит, приносящий результат. Результат, фундамент которого, — это оптимальное и честное использование ресурсов, равное и справедливое отношение к партнерам и контрагентам, открытость, прозрачность и здоровая конкуренция!
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии