- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о Второй конференции «МСФО: практика применения»
28.12.2012
19-20 апреля 2012 года состоялась Вторая конференция «МСФО: практика применения», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Предлагаем вашему вниманию отчет об этом мероприятии.
Партнерами мероприятия выступили компания Делойт.
В рамках двухдневной конференции выступило 18 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (ТНК-BP Менеджмент, Мегафон, Трансаэро, Евросеть, АФК «Система», ЕвроХим и других).
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru
День 1
Открыли конференцию представители компании Делойтт – Ольга Редько, старший менеджер, руководитель Академии «Делойта» и Михаил Райхман, партнер, руководитель департамента методологии аудита и бухгалтерского учета. Они рассказали о том, что изменилось для российских компаний в связи с официальным признанием МСФО в России. Докладчики подробно осветили сферы применения Федерального закона 208-ФЗ, порядок подготовки и предоставления консолидированной финансовой отчетности (КФО) согласно закону 208-ФЗ, как готовить первую КФО за 2012 год, а также практические аспекты подготовки первой отчетности по МСФО.
Елена Кузнецова, начальник службы учета и отчетности ГК Парламент, рассказала о том, как компаниям подготовиться к самостоятельному составлению качественной отчетности. Андрей Ковалев, главный бухгалтер компании Трансаэро, поделился опытом, как минимизировать ошибки и трудозатраты при трансформации отчетности. В начале своего выступления он отметил, что для любого проекта принципиальное значение имеют три параметра – деньги, скорость и качество. На практике, по опыту А. Ковалева, всегда приходится жертвовать одним из этих параметров, чтобы в итоге все получилось на должность уровне. Поэтому он считает, что надо выбрать два параметра, которые наиболее принципиальны для компании.
Если говорить о трасформации отчетности, то здесь Андрей Ковалев выделяет 5 основных факторов, которые имеют принципиальное значение для эффективности этой процедуры:
- процессы;
- исходные данные;
- персонал;
- информационные системы;
- контроль и взаимодействие с аудиторами.
Далее А. Ковалев рассмотрел каждый фактор более подробно. Так, с точки зрения процессов чрезвычайно важны методология подготовки отчетности, сближение учетных политик по РСБУ и МСФО, рабочие инструкции для специалистов, наличие трансформационных таблиц, поддержка консолидации и шаблоны отчетов. Таким образом, все процессы должны быть формализованы. В отношении исходных данных ключевая цель – минимизация корректировок. Именно поэтому имеет смысл готовить одни документы для РСБУ и МСФО, вести параллельный учет отдельных объектов учета и проводить выверку данных РСБУ
Для персонала А. Ковалев вывел практически универсальную формулу: «Каждый приносит наибольшую пользу, будучи «употребленным» на своем месте». Поэтому важно правильно распределить обязанности, а затем своевременно обучать и переобучать сотрудников.
Что касается информационных систем, использующихся при трансформации, то важно помнить, что все IT-продукты должны взаимодействовать между собой, необходимо единое хранилище информации, система должна обеспечивать возможности сверки и выгрузки данных и анализа
И, наконец, контроль и взаимодействие с аудиторами, – заключительный, но не по значимости, фактор. Важно правильно выстраивать свои отношения с аудиторами, но в то же время уметь отстаивать свою точку зрения.
Во второй секции конференции Максим Фирсов, руководитель отдела международной финансовой отчетности компании Евросеть, рассказал об опыте компании по принятию решения об отражении в международной отчетности спорных моментов. Иван Тополя, заместитель главного бухгалтера Связьинвеста, представил доклад «Суждения и оценки при ведении учета и составления отчетности на примере учета основных средств», а Марина Лебедева, директор дирекции международной финансовой отчетности Гражданские самолеты «Сухого», рассказала об оценочных суждениях при отражении в учете НМА.
В третьей секции был представлен практический опыт бизнеса по подготовке международной отчетности. Лариса Горбатова, управляющий директор по планированию и отчетности АФК «Система», рассказала об особенностях подготовки международной отчетности в холдинге. Елена Волкова, главный специалист по подготовке международной отчетности, Департамент международной отчетности компании Уралхим , поделилась опытом своей компании по автоматизации подготовки управленческой и МСФО-отчетности. Сложные вопросы применения МСФО в банках рассмотрели представители РайффайзенБанка – Решад Гасанов, заместитель руководителя отдела МСФО, и Юлия Астахова, руководитель группы трансформации и выверки отдела МСФО.
День 2
Второй день, как и первый, начался с обсуждения новых законодательных норм. Если в первый день их комментировали аудиторы, то в начале второго дня своим опытом о том, как же уложиться в положенные 120 дней на консолидированную отчетность и оптимизировать процессы по подготовке МСФО-отчетности, поделилась Татьяна Панина, заместитель начальника отдела корпоративной отчетности компании «Синергия». На сегодняшний день «Синергия» готовит консолидированную отчетность за 80 дней, то есть для этой компании новые нормы не вызывают дополнительных проблем. Т. Панина рассказала, каким образом им удалось ускорить процесс.
Для оптимизации РСБУ-отчетности необходимы следующие шаги:
- Унификация документооборота внутри компании
- Создание графика закрытия месяца для российской бухгалтерии
- Автоматизация сверки внутригрупповых оборотов и остатков
- Введение вспомогательных «Z»-счетов для отражения операций по методу начислений
В «Синергии» сверка внутригрупповых остатков производится дважды, на этапе подготовки РСБУ-отчетности и на этапе трансформации. Как сократить сроки автоматизации при трансформации? В «Синергии» действует комбинированная модель: частично параллельный учет, частично - трансформация. Эта модель реализована в «1С: Консолидация». Благодаря этому годовая отчетность за 2011 год была готова уже в середине марта, тогда как в период «до автоматизации» отчетность сдавалась только в июле.
В компании около 50 различных бизнес-единиц, и над трансформацией их отчетности, по словам Т. Паниной, работает трое специалистов по МСФО. Т. Панина также упомянула о том, как строится работа с аудиторами в компании. Аудиторы начинают работать с отчетностью еще на этапе трансформации. Для ускорения работы с аудиторами пришлось подробно рассказать им, как в компании автоматизирован процесс трансформации. Ведется журнал корректировок, который также помогает аудиторам понять логику компании. В заключение Т. Панина подчеркнула, что если работа по подготовке отчетности правильно организована, то всегда найдется время для радости жизни!
Нюансы проведения сверок внутригрупповых остатков были рассмотрены Надеждой Юрченко, руководителем проекта по МСФО ГК Новард. Цель любой сверки ВГО – получение достоверной информации о ВГО, инвестициях в капитал и остатках на счетах баланса для подготовки элиминирующих проводок. Как же обеспечить качество и достоверность? По мнению Н.Юрченко, для этого необходима правильная организация бухгалтерских систем, обучение сотрудников, мотивация.
Для сокращения сроков подготовки нужно приложить определенные усилия по планированию работ. Следует провести комплексный анализ деятельности компаний группы, определить сроки подготовки отчетности по РСБУ, выявить загруженность ответственных сотрудников, разработать процедуры контроля и внедрить систему хранения информации.
Для сокращения трудозатрат форма акта сверки ВГО может быть подготовлена на основе счета РСБУ, аналитик МСФО и отчетности РСБУ. По мнению Надежды, акты на основе РСБУ являются простейшим вариантом. Что такое «акт по счетам РСБУ»? Это означает, что на основе каждого счета составляется акт и проводится сверка. Довольно-таки «продвинутый» вариант, однако еще более продвинутым являются акты на основе аналитики по МСФО. Здесь от сотрудников требуется быть более подкованными. Также Н.Юрченко рассмотрела методы представления информации, варианты автоматизации работ, в том числе для выполнения процесса сверки
Нина Голубых, директор департамента международной отчетности Мечел-Майнинг, осветила роль международной финансовой отчетности при подготовке раскрытий в процессе IPO.
К отчетности по МСФО в период размещения приковано особое внимание. Кроме аудиторов, буквально «под лупой» ее также изучают аналитики, андеррайтеры и организаторы биржи. Необходимо выстроить гибкую систему подготовки, которая будет реагировать на изменения внутри компаний. При раскрытии МСФО-отчетности руководству биржи нужно учитывать целый ряд важных решений по структуре капитала, решения совета директоров – и все это должно находить отражение. Естественно, что аудиторское заключение обязательно.
В процессе IPO будут привлекаться внешние юристы, оценщики. Каждая биржа имеет свои стандарты – следовательно, в каждом конкретном случае раскрытия будут иметь свои особенности. Но есть и общие правила, на которых Н.Голубых остановилась более подробно.
Вторая секция полностью была посвящена теме аудита отчетности по МСФО, которая актуальна практически для всех компаний. Открыл секцию Виктор Шапкин, руководитель департамента международной и управленческой отчетности «Алькор и Ко» (Л’Этуаль), который рассказал о выборе аудиторов и взаимодействии с ними при проведении различных аудиторских процедур. По словам В. Шапкина, рынок аудиторов является довольно прозрачным. Он поделил его на две части - «большая четверка» и «все остальные». Выбор аудиторов зависит, конечно же, от цели. В 2008 году компания «Алькор и Ко» выбрала аудитора из «большой четверки», провела тендер и заключила долгосрочный контракт.
Каковы этапы подготовки и аудита МСФО-отчетности? Это:- формулировка цели выбора аудиторской компании и объема задач;
- проведение организационной подготовки;
- формирование проектной группы со стороны заказчика;
- выбор даты перехода на МСФО;
- выбор модели оценки ОС и ретроспективность применения (т.е. будем ли переоценивать или нет);
- обсуждение задач и сроков в ходе предварительных переговоров с аудиторами;
- проведение тендера.
Среди критериев выбора аудиторов В.Шапкин выделил следующие:
- репутация – место в рейтинге (в случае с «большой четверкой» места примерно одинаковые);
- наличие сертифицированных специалистов (это важнее в тех случаях, если выбор идет не только среди представителей «большой четверки»);
- соответствие масштаба запросам клиентов;
- портфолио клиентов;
- сроки получение отчетности;
- цена за услуги.
Важный момент - для сокращения сроков аудиторских процедур рекомендуется определиться с аудиторской компанией до начала периода подготовки отчетности – в этом случае они с самого начала смогут включиться в работу. В.Шапкин подробно рассмотрел основные темы переговоров с кандидатами на роль аудиторов. Также он предостерег аудиторию от возможных неожиданностей, например, смена команды аудиторов, необходимость предоставления отчетов, которые компания раньше не делала вообще, объяснение отдельных операций и их сущности, выявление налоговых рисков и других.
Елена Урманова, руководитель направления учета и отчетности по фиксированному сегменту департамента международной отчетности МегаФон, подробно и эмоционально поделилась опытом своей компании по эффективному взаимодействию с аудиторами и рассказала, как компании подготовиться к аудиту. Выступление Е.Урмановой вошло в тройку лучших на конференции по МСФО.
Диляра Басырова, начальник отдела консолидации отчетности по МСФО компании Еврохим, которая модерировала эту секцию, в своем докладе попыталась ответить на вопрос, волнующий практически всех, - как же оценить эффективность аудита. Так, существует столь популярный показатель, как стоимость часа работы аудитора. Однако она может повышаться и понижаться. Также оплата аудиторов может разбиваться на долларовую и рублевую части. Делать все это или нет – зависит от применяющегося аудиторским комитетом подхода к оценке эффективности. Однако бесспорно одно: оценка эффективности аудита традиционно является одной из задач аудиторского комитета.
Еще одна важная тема - аудиторский профессионализм. Среди критериев, по которым он может быть оценен: образование (ACCA DipIFR и проч.), обеспеченность необходимыми ресурсами, соблюдение этических норм, достаточная методологическая подготовка, качественное планирование и организация аудита (по сути, самое важное для эффективности), достаточное понимание организации отрасли и корпоративной культуры, своевременные и регулярные встречи с менеджментом и аудиторским комитетом, последовательное профессиональное суждение, обеспечение качественного подхода на протяжении всего аудита
По словам Д. Басыровой, помимо аудиторского заключения от аудитора должно быть хотя бы ожидание получения дополнительной пользы. Что может быть такой пользой? Например, конструктивные рекомендации аудиторов (а также проведение конкретных мероприятий) по улучшению системы внутреннего контроля. Ну и напоследок Диляра отметила, что команда аудиторов должна быть стабильной, а эффективное обсуждение результатов должно проводиться совместно. Понятно, что команда почти наверняка будет меняться с течением времени, но нужно добиваться, чтобы хотя бы руководитель группы оставался неизменным.
В заключительной секции был представлен практический опыт компаний по подготовке международной отчетности. Сначала Роман Борисов, финансовый директор re:Store Retail Group, рассказал о том, как организовать процесс подготовки МСФО-отчетности в международной компании. Затем Татьяна Гаврилюк, менеджер департамента внешней отчетности управления финансового контроля ТНК-ВР Менеджмент, поделилась опытом перехода компании со стандартов US GAAP на МСФО.
Все докладчики подробно отвечали на вопросы аудитории, а также могли в кулуарах обсудить свои проблемы с коллегами. Третья международная конференция «МСФО: практика применения» состоится 15-17 мая 2013 года, и на ней вновь будут обсуждаться наиболее актуальные темы.
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru
Анна Чернецкая
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии