• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Денис Кожевников, Tax Compliance: «Ненадлежащее оформление маркетинговых активностей ведёт к доначислению налогов, пеням и штрафам»

18.11.2021

Денис Кожевников, Tax Compliance: «Ненадлежащее оформление маркетинговых активностей ведёт к доначислению налогов, пеням и штрафам»

Денис Кожевников, руководитель практики разрешения налоговых споров Tax Compliance и спикер Двенадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2021, рассказал CFO Russia о проблемах, с которыми может столкнуться бизнес при неправильном налоговом структурировании маркетинговых активностей, основных особенностях налогообложения и способах минимизации налоговых рисков.

Какие наиболее частые ошибки могут совершать компании при налоговом структурировании маркетинговых активностей?

Борьба за клиента актуальна для любого периода времени, но в период кризиса, сокращения потребительской активности она занимает особое место. Сегодня компании с целью привлечь клиента постоянно совершенствуют свои маркетинговые планы, появляются все новые и новые маркетинговые инструменты, к имплементации которых должны быть готовы не только коммерческие подразделения, но и отделы, отвечающие за правильное определение налоговых последствий (бухгалтерия и налоговые департаменты).

К сожалению, часто прогрессивные идеи продающих подразделений и разработанные ими маркетинговые инструменты вовремя не облачаются в надлежащую правовую форму, а вопросам, связанным с правильным определением налоговых последствий, не уделяется должного внимания.

В частности, компании зачастую предусматривают выплату различных бонусов своим дистрибьюторам за достижение определенного результата или совершение определенных действий (предоставление скидок конечным клиентам, размещение товаров на полках, закупка определенного ассортимента товара и т.д.), однако не анализируют, как в их ситуации налоговый орган может квалифицировать данные суммы (оплата услуги, премия за достижение результата, оплата в счет увеличения доходов, связанных с реализацией и т.д.). Такой подход может привести к доначислению НДС на соответствующие суммы, а также к пеням и штрафам, если компания изначально квалифицировала соответствующие операции как необлагаемые для целей НДС.

Другим примером может служить передача различных материалов (например, тестеров и пробников продукции) розничным магазинам без оплаты для целей проведения маркетинговых активностей. Для такой операции существуют риски, связанные с квалификацией ее как «безвозмездной», что может привести к негативным налоговым последствиям, а именно к отказу в учете расходов на приобретение данной продукции, к доначислению сумм НДС.

Какие основные особенности налогообложения маркетинговых активностей следует иметь в виду компаниям, работающим на территории России?

Для НДС, безусловно, следует выделить нормы права об исключении из-под налогообложения ряда операций, в частности: распространение налогоплательщиком рекламных материалов, не отвечающих признакам товара и являющихся частью деятельности по продвижению производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж; передача товаров стоимостью до 100 рублей за единицу в рекламных целях; передача дополнительного товара, стоимость которого включена в цену основного товара.

В отношении налога на прибыль организаций основные особенности – это нормирование расходов на рекламу и запрет на учет расходов, связанных с безвозмездной передачей товара.

Как сделать налоговую экономию безопасной?

На мой взгляд, налоговая экономия не может быть полностью безопасной. Налоговые органы всегда будут искать способы, чтобы квалифицировать действия налогоплательщика в качестве незаконного налогового планирования. Вместе с тем минимизировать налоговые риски можно и нужно.

К общим средствам защиты могут быть отнесены: скрупулёзная оценка налоговых последствий для активностей, предусмотренных маркетинговыми планами, подготовка «файла защиты» (предварительная позиция налогоплательщика, которая может быть предоставлена налоговому органу при возникновении претензий к соответствующим операциям), получение адресных разъяснений (Минфина России, ФНС России, территориального налогового органа) и др.

Специальные средства защиты будут зависеть от специфики бизнеса и применяемых маркетинговых инструментов. Более подробно остановимся на этом в рамках предстоящего мероприятия.

Задать свои вопросы Денису вы сможете во второй день Двенадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 202119 ноября.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений