- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Вероника Булыгина, «ГетТакси Рус»: «Скользящий прогноз придаёт организации гибкость, недостижимую при традиционном годовом бюджете»
07.09.2021
Вероника Булыгина, заместитель финансового директора «ГетТакси Рус» и спикер Десятой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», рассказала CFO Russia, каким организациям отлично подойдет скользящий прогноз, и поделилась историей его внедрения в своей компании.
В каких случаях скользящий прогноз является жизненной необходимостью для компании, а в каких – так и рискует остаться модным трендом, на ваш взгляд?
Интерес к скользящему прогнозу остается высоким последние несколько лет. Особенно он возрос в эру КОВИД-19.
В общем понимании, скользящий прогноз (rolling forecast) – это регулярное уточнение и корректировка прогнозов на некоторое постоянное количество периодов вперед. И уже исходя из определения, можно сделать вывод, что такого рода прогноз – процесс трудоемкий. Поэтому без должного уровня автоматизации и вовлеченности не только финансовой службы, но и всех департаментов, высок риск того, что конечная цель достигнута не будет.
Компании, стремящиеся улучшить свой процесс планирования, должны тщательно выбирать методологию, которая наилучшим образом соответствует их организационной структуре, культуре руководства и рынку. На мой взгляд, скользящий прогноз отлично подойдет компаниям:
- которые работают на динамичном рынке, где изменения существенно влияют на бизнес-процессы;
- бюджеты которых основываются на предположениях, обычно оказывающихся неверными;
- у которых процесс подготовки годового бюджета занимает много времени (более 3 месяцев).
Зачастую складывается впечатление, что большие производственные компании, работающие по госконтрактам, и иные капиталоемкие организации, которые должны знать свои планы и таргеты на годы вперед, использовать в полной мере rolling forecast не смогут. Я не могу с этим согласиться. При правильном подходе, должной автоматизации и уровне вовлеченности менеджмента компании – я уверена, что скользящий прогноз перейдет из категории модных трендов в эффективный инструмент управления.
Тем более применение скользящего прогноза не равно отказу от классического бюджетирования, а во многих случаях удачно его дополняет. Скользящие прогнозы позволяют вносить коррективы в зависимости от корпоративных целей и изменений на рынке.
Возможность заглядывать в будущее придаёт организации гибкость, недостижимую при традиционном годовом бюджете.
Как давно в вашей компании был внедрен скользящий прогноз?
Процесс его внедрения мы начали несколько лет назад. Изменение глобальных миссии и видения компании, трансформация бизнеса, необходимость быстро реагировать на динамично меняющийся рынок – все это подтолкнуло нас на локальном и глобальном уровнях помимо традиционного бюджетного процесса применять скользящее прогнозирование.
Как поначалу воспринималось это нововведение сотрудниками и в какую сторону изменилось сегодняшнее отношение к нему?
В нашей компании два параллельных процесса прогнозирования. На уровне штаб-квартиры это модель бизнеса с горизонтом планирования 5 лет, обновляемая ежеквартально на основе фактических данных. Здесь требуется колоссальная работа FP&A (финансовое планирование и анализ) специалистов. Наша глобальная команда существенно усилилась и расширилась за последние пару лет.
Но в России всё было немного по-другому. Мы внедрили rolling forecast с диапазоном планирования 3 месяца и ежемесячным обновлением. И вот тут началось самое интересное. Мы не хотели расширять штат локальных финансовых менеджеров, зато у нас были суперидеи, как этот процесс внедрить и сразу же автоматизировать по максимуму. Так родился наш проект по автоматизации прогнозирования и бюджетирования на базе 1С, и в 2020 год мы вошли уже с готовым продуктом. Ответственность за внесение информации по департаментам лежала на руководителях, и, конечно, поначалу было недопонимание и даже редкое недовольство.
Для упрощения внедрения скользящего прогноза мы проводили тренинги с ответственными сотрудниками. У нас есть пошаговая инструкция и высокопрофессиональная поддержка всего финансового департамента. И на третий-четвёртый месяц коллеги набили руку, помогли нам доработать софт, выделили ответственных за внесение данных. Теперь каждый руководитель департамента понимает, что у него творится с расходами, какие таргеты есть на месяц, а отчетность стала понятнее. Словом, все в плюсе.
Говоря откровенно, благодаря качественной подготовке к внедрению скользящего прогноза мы увидели высокую вовлеченность коллег, и это сильно мотивировало всех участников. Как результат, качество прогнозов повысилось, а напряжение в процессе сбора данных снизилось.
С какими основными сложностями вы сталкивались при внедрении скользящего прогноза и как их удалось преодолеть?
Внедрение нового процесса – всегда непростая задача, особенно с разными подходами у локальной и глобальной команд.
Одной из главных проблем для российской команды стало то, что нам приходилось рассказывать и доказывать, почему наши цифры отличаются от цифр штаб-квартиры. Было потрачено много времени, создано множество презентаций. В результате мы поняли, что смотрим на бизнес в России под разными углами. Здесь конкурентная среда не похожа ни на одну из стран присутствия Гетт. Поэтому экстраполировать подходы, которые глобальная команда применяет для Израиля и Британии, – не всегда верно.
Второй важной проблемой стало то, что ежемесячное обновление прогнозов (а в части выручки – еженедельное) требует повышения требований к данным – качество и скорость предоставления. До недавнего времени мы еженедельно заполняли эти показатели на Google sheets, собирая из множества разных мест. И, как следствие, часть систем могли содержать неполную информацию из-за проблем обновления/багов, человеческого фактора при переносе данных, ошибок в формулах. Также визуально это очень неудобно в использовании. В результате, помимо разработки детальных отчетов по расходам, мы также создали дашборд, который содержит всю аналитическую и финансовую информацию по поездкам и их экономике в разных разрезах.
И еще один важный пункт, о котором хочется предупредить коллег, – это подход к детализации информации, используемой в прогнозе. Мы прошли путь от разделения доходов на В2С и В2В до детализированных прогнозов по классам и городам-миллионникам. В результате нашли, на мой взгляд, золотую середину и сделали нужные группировки, что значительно упростило работу с обновлением прогноза и с дальнейшим анализом план-факта.
Задать свои вопросы Веронике и узнать больше об опыте «ГетТакси Рус» вы сможете 16-17 сентября на Десятой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», которая пройдёт в Москве.
Алиса Попова
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии