- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
Финансовое образование в эпоху цифровизации: тренды, о которых нужно знать
17.05.2021
Автоматизация финансовой сферы началась с простых по современным меркам программ для бухгалтерского учета. Сегодня она находится на стадии, когда финансы уже не могут существовать без IT. Компании и банки приходят к пониманию, что информационные технологии меняют расстановку сил и являются ключом к эффективному управлению процессами. Каждый бизнес по-своему переживает изменения и обновления технологий.
Международная ассоциация специалистов по управленческому учету (CIMA) провела своевременное исследование, отвечающее на следующие вопросы:
- что ждет компании и финансовые профессии в эпоху цифровизации?
- какие изменения происходят уже сейчас?
- до какой степени машины заменят людские ресурсы в финансовом секторе?
- какова будет роль человека – специалиста по финансам?
Приводим главные идеи исследования CIMA “Re-inventing finance for a digital world”, в котором в течение 18 месяцев в формате опросов и круглых столов участвовало более 200 организаций из 20 стран.
С какими сложностями сталкиваются компании уже сейчас
«Цифровизация – главная причина, по которой больше половины компаний из списка Fortune Global 500 прекратили свое существование». Так сказал Пьер Натерм, исполнительный директор Accenture, на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Компаниям по всему миру приходится бороться за свое существование и преодолевать трудности, вызванные глобальной цифровизацией. Вот некоторые из них.
Главные факторы переменВ исследовании CIMA выделяются институциональные, социальные, рыночные и технологические факторы. Все они действуют одновременно и оказывают огромное влияние на то, как трансформируются организации по всему миру. Бизнесу приходится меняться: изменились способы потребления, коммуникации, расширился и ускорился доступ к данным. В связи с этим финансовым отделам по всему миру нужно пересматривать то, что они делают, как они это делают и с какой скоростью.
Наше предприятие занимается ремонтом авиатехники. Поскольку большая часть технологических операций ручные и плохо поддаются автоматизации, мы сделали фокус на автоматизацию управленческих бизнес-процессов и смогли перевести почти все службы в единое информационное пространство. Также за последние 2 года мы автоматизировали учетные процессы, связанные как с товарно-материальными ценностями, так и с самим процессом ремонта. Теперь мы можем моментально получать из нашей единой компьютерной системы актуальную информацию о месте нахождения изделия, статусе ремонта агрегата, сроках начала и завершения исполнения контрактов, экономических результатах работы по контрактам и т.п.
Дмитрий Носанов, ACMA, CGMA, финансовый директор
Драйверы перемен в цифровую эпоху |
|||
Институциональные, системные | Социальные | Рыночные | Технологические |
|
|
|
|
@CIMA 2021. Не допускается воспроизведение без предварительного согласия
Искусственный интеллект
Стремительное развитие таких технологий, как машинное обучение, распознавание речи и когнитивные вычисления стали поворотной точкой для многих организаций. Эти технологии, с одной стороны, помогают компаниям справляться с огромным потоком информации, анализировать неструктурированный массив данных, выходя на новый уровень эффективности. А с другой стороны, технологический прорыв выбрасывает многие компании за борт конкурентной среды, а в выживших организациях поднимает новые вопросы: «Как адаптировать работников к новым условиям?» и «Что делать с освободившимися рабочими часами финансовых специалистов, которые раньше тратили месяцы на то, с чем машина справляется за 2 минуты?»
Новая прозрачность
Социальные сети и другие информационные платформы оказывают огромное влияние на то, как организации строят свою работу. Теперь каждый имеет доступ к данным, и все участники экономического процесса находятся на виду друг у друга в реальном времени. Компаниям приходится отчитываться за каждый свой шаг, каждое проявление в публичном пространстве. Потребитель имеет возможность за несколько секунд сравнить цены и почитать отзывы на продукт или услугу. Этот фактор заставляет компании:
- пересматривать свои бизнес-модели;
- двигаться в сторону предложения услуг и опыта взаимодействия с брендом, а не просто продуктов;
- увеличивать кастомизацию своих услуг;
- менять форматы доступа к продуктам и услугам.
Наша управляющая компания специализируется на работе с фондами, в активах которых торговые помещения и девелоперские проекты. Торговые центры теперь конкурируют с онлайн-гигантами. Для того чтобы выжить, им надо дифференцироваться, поэтому они придумали увеличивать площади под развлечения, предлагая покупателям приятное провождение времени параллельно с покупками. Те торговые центры, которые не смогли вовремя сменить формат, стоят пустыми. Или другой пример: во время локдауна у людей пропала возможность выезжать на просмотры квартир или сделки с недвижимостью. Некоторые девелоперы сумели быстро трансформировать свои бизнес-процессы и перевести все в онлайн-формат: просмотр, оформление документов и даже получение ипотеки.
Александр Аверьянов, ACMA, CGMA, финансовый директор ООО «ВЕЛЕС ТРАСТ»
Невозможность опереться на традиции
Традиционный менеджмент базируется на анализе предыдущего опыта и принятия решений на его основе. Сегодня такой подход все реже бывает эффективным, поскольку компаниям приходится решать уникальные задачи, не имеющие ничего общего с каким бы то ни было историческим опытом. Простые аналитические операции, такие как составление кредитного рейтинга, одобрение заявок на предоставление кредита или их передача на рассмотрение специалистам, уже давно выполняются машинами. В этих условиях руководители, в том числе финансовые директора, вынуждены менять стратегии принятий решений, добавляя к традиционному прогнозированию и мониторингу креативность, инновации и нелинейное мышление. Для финансовых отделов это означает в том числе и выход на новый уровень взаимодействия с другими участниками процесса внутри компании и за ее пределами.
Как адаптируются компании: инструменты и тренды
Все вышеописанные факторы заставляют организации двигаться в определенных направлениях, которые превращаются в тренды. В исследовании CIMA новые тренды в связи с цифровизацией описываются по следующим направлениям: данные, ценности и бизнес-модели.
Данные
В том, как специалисты по финансам обращаются с данными, прослеживается тренд на все большую автоматизацию процессов сбора и обработки данных и все увеличивающуюся необходимость внедрять инструменты, которые позволяют анализировать и эффективно использовать эти данные. То, чем испокон веков занимались представители финансовой сферы, – оценкой операционной и производственной результативности организации – теперь занимаются алгоритмы. Для людей в мире финансов настала новая эра – эра анализа рынка, создания ценности для клиента и способов монетизации данных.
Ценности
Факторы стоимости бизнеса неизменно сдвигаются в сторону от материальных (таких как собственность, оборудование, запасы) к нематериальным ценностям (таким как бренд, доверие, патент, кадры) последние 30 лет. При этом нематериальные ценности не находят отражения в бухгалтерской отчетности, что все чаще делает документы, характеризующие финансовое состояние организации, не имеющими отношения к действительности. Финансовым специалистам предстоит массово проделать большую работу по созданию новой системы оценки результатов, в которой предусмотрено измерение нематериальных активов, интеллектуального капитала и анализ их взаимосвязи с ценностью компании и потенциалом для ее роста.
Бизнес-модели
Еще один тренд в финансовой сфере, связанный с глобальной цифровизацией, – это необходимость понимания бизнес-модели компании ее финансовыми сотрудниками. Бизнес-модель – это единая система того, как организация определяет и создает свою ценность и как взаимодействует с внешним миром. Она объединяет деятельность всех департаментов. Чтобы выйти за рамки алгоритмизированной работы, которая подвергается все большей автоматизации, на новый уровень функционирования внутри компании, финансовые специалисты должны действовать не изолированно, а на основе своего понимания бизнес-модели и в тесном взаимодействии с другими отделами.
На какие навыки растет спрос в финансовой сфере
Чтобы решать задачи, которые встают перед организациями в связи с вышеупомянутыми вызовами и трендами, не увеличивая при этом расходы, финансовым директорам приходится выходить из зоны комфорта и играть по-крупному, а именно:
- внедрять цифровые технологии во все процессы, начиная со сбора данных и заканчивая принятием решений;
- повышать квалификации команды, превращая сотрудников из простых счетоводов в настоящих партнеров по бизнесу.
Представители финансового сектора должны демонстрировать компетенции, которые раньше от них либо не требовались, либо требовались в ограниченном объеме от топ-менеджеров и узких специалистов. Список этих компетенций связан с автоматизацией рутинных вычислительных процессов, необходимостью внедрять технологическое программное обеспечение, а также предлагать инновационные решения на основе работы с ним.
В исследовании CIMA нужные финансовым специалистам будущего компетенции разделены на 3 категории:
Компетенции финансистов будущего |
||
Общая цифровая грамотность | Специальные знания на стыке IT и финансов | Бизнес- и надпрофессиональные навыки (soft skills) |
Чтобы успешно функционировать в корпоративных условиях, любому современному человеку, в т.ч. и представителю финансовой сферы, нужно обладать навыками по следующим направлениям:
|
От работников финансового сектора требуется экспертность в следующих областях:
|
В финансовой сфере идет все большая ориентация на гибкие навыки:
|
@CIMA 2021. Не допускается воспроизведение без предварительного согласия
Таким образом, финансовая сфера одновременно взяла два направления: на автоматизацию и гуманизацию. Освободившись от большинства изнуряющих рутинных задач, финансовые специалисты движутся в сторону
а) управления базами данных – работа на стыке финансов и IT;
b) кросс-функциональных и междисциплинарных процессов по созданию ценности компании – работа, которая помимо умения использовать сугубо финансовые инструменты, требует высокого уровня коммуникации и нестандартного мышления.
Из «Схемы профессиональных компетенций CIMA» для финансовых специалистов видно, что цифровые навыки не просто стали новым пунктом в списке требований к профессии. Они интегрировались в четыре основных области, в рамках которых оценивают финансовых работников. Узкоспециальные знания, бизнес-навыки, лидерские качества и навыки коммуникации – цифровизация изменила функционирование каждой из этих областей.
Что делать работодателям, преподавателям и специалистам
Будущее финансовой сферы — за профессионалами, которые смогут создавать новые возможности для сотрудников и клиентов своей организации при помощи специализированных знаний, технологических инструментов и надпрофессиональных навыков. Что же делать уже сейчас? Как стать таким профессионалом, как его подготовить или нанять? Вот несколько рекомендаций из исследования для работодателей, преподавателей и специалистов финансовой сферы.
Работодателям:
- Следите за тем, как цифровые технологии влияют на эффективность вашей бизнес-модели, какие технологии внедряют другие участники вашей экосистемы.
- Думайте о том, как вы можете повышать и сохранять квалификации своих финансовых специалистов.
- Помогите своим финансовым экспертам сформировать образ конечного потребителя и внедрить его в свою работу.
Преподавателям:
- Взаимодействуйте с организациями, чтобы держать руку на пульсе изменений и передовых практик.
- Помогайте будущим специалистам подготовиться к работе в цифровой среде.
- Помогайте реформировать сферу образования, с тем чтобы оно могло обеспечивать активное обучение в течение всей жизни.
Специалистам:
- Анализируйте, какие участки вашей работы легче и сложнее всего автоматизировать. Развивайте навыки там, где машины наименее применимы (например, практически невозможно роботизировать эмпатию, принятие сложных решений или социальный интеллект).
- Составьте план непрерывного профессионального развития, который отражает тренды цифрового мира.
- Расширяйте сферу интересов. Чем уже специалист, тем проще автоматизировать его труд.
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии