• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Алина Нугаева, «М.Видео-Эльдорадо»: «При отборе проектов необходимо опираться на стратегический фокус, цели и текущие потребности компании»

26.02.2020

Алина Нугаева, «М.Видео-Эльдорадо»: «При отборе проектов необходимо опираться на стратегический фокус, цели и текущие потребности компании»

Алина Нугаева, руководитель отдела инвестиционного планирования «М.Видео-Эльдорадо» и спикер Пятого форума «Цифровое предприятие», рассказала CFO Russia, как оценить эффективность инвестиций в ИТ-проекты в рамках цифровой трансформации компаний.

В какие ИТ-проекты в «М.Видео-Эльдорадо» инвестируют больше всего?

Группа «М.Видео-Эльдорадо» – крупнейший игрок на российском розничном рынке бытовой техники и электроники, что, несомненно, находит отражение в ее проектном портфеле. Ключевой фокус направлен на клиента: улучшение клиентского пути, повышение уровня сервиса, маркетинг, расширение ассортимента и возможностей для покупателей. Также значительные ресурсы отводятся на реализацию ИТ-проектов по повышению операционной эффективности и автоматизации поддерживающих функций. Ведь это необходимая база для того, чтобы оставаться лидером и своевременно отвечать на вызовы рынка.

По каким критериям отбирают данные проекты?

Проекты отбираются на основе скоринга, который включает как количественные, так и качественные критерии. К количественным относятся: NPV (Net Present Value – чистая приведенная стоимость – прим. ред.), IRR (Internal Rate of Return – внутренняя норма доходности – прим. ред.), срок окупаемости, объем инвестиций. Качественные параметры учитывают мнение функциональных топ-менеджеров и оценивают проекты с точки зрения стратегии и целей Группы, сложности внедрения, уровня актуальности решения, влияния на клиентов и партнеров, митигации рисков. Отобранные по результатам скоринга ИТ-проекты рассматривают на инвестиционном комитете Группы, в рамках которого топ-менеджмент голосует за реализацию проектов.

С помощью каких инструментов вы оцениваете эффективность инвестиций в ИТ-проекты?

Оценка эффективности инвестиций начинается с построения финансовой модели на основе драйверов и предпосылок для расчета генерируемых ИТ-проектом денежных потоков. Далее рассчитываются показатели эффективности (NPV, IRR, PI (Profitability Index – индекс прибыльности инвестиций – прим. ред.), простой и дисконтированный срок окупаемости). Также после внедрения проекта проводится постмониторинг, который позволяет произвести план-факт анализ инвестиционной эффективности ИТ-проектов и извлечь практические выводы.

С какими сложностями сталкивается компания при оценке эффективности инвестиций в ИТ-проекты?

Одна из основных сложностей появляется на стадии построения финансовой модели. В некоторых случаях, в особенности если решение новое для рынка и не широко апробировано, отсутствуют релевантные бенчмарки, внутренняя и внешняя статистика. В таком случае Группа проводит пилот для подтверждения предпосылок финансовой модели, после чего принимается решение о запуске проекта.

Другая трудность – конкуренция за ресурсы между проектами разных типов. Front-проекты напрямую влияют на клиента и генерируют значительную дополнительную выручку или валовую маржу. Тогда как back-проекты, которые направлены на повышение операционной эффективности, дают, в лучшем случае, экономию затрат. При этом реализация back-проектов необходима как база для дальнейшего устойчивого развития. В рамках решения данной задачи под каждый тип проектов мы определили свой пул инвестиций и отдельные скоринги, что позволило учесть текущие потребности Группы и исключить конкуренцию между разными типами.

Какими советами вы можете поделиться с другими компаниями относительно оценки эффективности инвестиций?

Ресурсы на реализацию проектов всегда ограничены, поэтому при отборе последних необходимо опираться на стратегический фокус, цели и текущие потребности компании. В рамках подготовки инвестиционной программы важно смотреть на пул проектов в целом, а не на каждый проект в отдельности. С опорой на цели и текущие потребности организации анализ общего пула позволит правильно сегментировать проекты и аллоцировать ресурсы. Также не следует пренебрегать постмониторингом инвестиционной эффективности ИТ-проектов, ведь это возможность накопить экспертизу и повысить качество прогнозирования.

Задать свои вопросы Алине Нугаевой и узнать больше об опыте «М.Видео-Эльдорадо» вы сможете на Пятом форуме «Цифровое предприятие», который состоится 23 и 25 июня 2020 года.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений