- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Денис Левченко, X5 Retail Group: «Мы работаем со стартапами, у которых есть идея и работоспособный продукт»
26.12.2019
Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group и спикер Делового завтрака «Эффективный корпоративный акселератор», рассказал CFO Russia о принципах отбора стартапов для корпоративного акселератора и процессе обработки решений в лаборатории, а также переходе компании к inside-out подходу.
По каким принципам X5 Retail Group ищет и отбирает стартапы для корпоративного акселератора?
Основной принцип – соответствие стартапа определенным направлениям, под которые мы ищем внешние решения. Данные стартапы можно разделить на две основные категории бизнес-драйверов:
Выстраивание грамотных отношений с покупателями и, как следствие, повышение их лояльности, увеличение продаж, влияние на корзину, средний чек и частоту визитов.
Расходы компании на реализацию бизнес-процессов, в рамках которых существует ритейл. Здесь мы выделяем три основных центра затрат. К первому относится все, что связано с офлайн-сетью: зарплата сотрудников, развитие обслуживания магазинов и их эксплуатация, а также расходы на остальные процессы в рознице. Второй центр затрат – логистика и транспортировка, управление складированием и запасами. Третий – обеспечение работы бэк-офиса, к которому относится все, связанное с финансами, юристами и HR.
Второй принцип – зрелость решений, которые предоставляет компания. Мы рассматриваем решения, которые находятся на стадии MVP и выше. Иными словами, сотрудничаем со стартапами, у которых есть идея и работоспособный продукт. Желательно, чтобы этот продукт был протестирован или внедрен в других компаниях как в России, так и за рубежом. В идеале, у решения должен быть трекшн (понятие, которое показывает, насколько стартап смог реализовать свою бизнес-модель) в плане бизнес-эффективности, который уже успели оценить в других компаниях.
Если решение прошло два вышеуказанных фильтра, мы начинаем общаться со стартапом и внутренними бизнес-подразделениями компании – торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», а также бэк-офисом. На этом этапе мы пытаемся вместе со стартапом построить use case (сценарий использования). Иными словами, понять, как использовать в бизнес-процессе то или иное решение, а также какую ценность оно принесет. Например, сокращение затрат и трудоемкости, увеличение продаж и среднего чека и так далее. Если это решение можно применить, мы выдвигаем бизнес-гипотезу. Она предполагает пользу продукта для того или иного бизнес-процесса в компании. Следующий этап – проведение пилота, в рамках которого мы эту бизнес-гипотезу проверяем на практике.
Как проходит процесс отработки решений в лаборатории компании?
Сегодня в Х5 работают две лаборатории – на базе магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». Обе лаборатории находятся при магазинах, в тех же зданиях. В них специалисты дорабатывают существующие решения для их адаптации под потребности наших торговых сетей.
Например, у компании есть продукт, который еще не прошел тестирование в других сетях и не продавался. Цель лаборатории в данном случае – завершить его интеграцию и адаптировать под нужды компании. Лаборатория проводит технический тест и подтверждает гипотезы, что решение работает и вписывается в концепцию магазина. Лаборатория – это промежуточный этап. После доработки решение переходит в стадию пилотирования.
Какие возникают трудности при техническом и бизнес-тестировании и как вы с ними справляетесь?
Первая сложность – невозможность функционирования решения в реальной жизни. Вторая трудность связана с масштабированием продукта, когда компания может разработать только прототип.
Также возникают трудности в интеграции с базовыми IT-системами. Бывает такое, что стоимость интеграции убивает экономику от потенциального внедрения решения либо принципиально невозможна. Критические сложности с интеграцией случаются не часто, однако это трудоемкий процесс.
Иногда инновационные продукты не работают, поскольку заявленные разработчиками характеристики не реализуются на практике. Также пилотирование может завершиться неуспешно, если бизнес-гипотеза не подтверждается, и это нормально.
Как вы поняли необходимость перехода к inside-out подходу? На какой стадии перехода компания находится сегодня?
Данная инициатива началась в Х5 три года назад. Тогда мы практически полностью следовали outside-in подходу – мы искали на рынке интересные технологические решения и тестировали их в Х5. Причина этого следующая. Когда компания находится на ранней стадии развития инновационных технологических инициатив, бизнес-подразделения чувствуют себя комфортно и без технологических инноваций, поскольку работают так, как привыкли это делать. В данном случае проще и быстрее стартовать, показывая бизнесу успешные кейсы других компаний. Это помогает смотреть на вещи шире и стремиться протестировать решения в своих бизнес-процессах, чтобы получить положительный эффект.
Сейчас часть решений рождается по принципу inside-out: у нас есть конкретный запрос от бизнес-подразделений на поиск решения и мы начинаем поиск продуктов или команды разработчиков под конкретную задачу. Как правило, он эффективней и дает более быстрый результат. Однако по прежнему остается большой пласт работы, подразумевающий outside-in подход (не менее 50%): мы ищем лучшие практики и кейсы и показываем бизнесу. Часто это новые продукты, о которых мы раньше не знали.
Когда мы занялись инновациями, мы начали развивать инновационную культуру – проводить специализированные мероприятия по ее повышению. Например, iВече, Innovation Days, технологические воркшопы с бизнес-функциями. Цель этих мероприятий – пробудить интерес к новым технологиям, а также дать понять, что это еще один способ достижения бизнес-результатов. С тех пор в компании сильно возросла увлеченность внутреннего персонала, которая повлияла на переход к inside-out подходу. Сейчас компания и сотрудники начинают понимать, что можно решать задачи и идти новым путем, обращаясь к стартапам и технологическим компаниям.
Задать свои вопросы Денису Левченко и узнать больше об опыте X5 Retail Group вы сможете на Деловом завтраке «Эффективный корпоративный акселератор», который состоится 24 января 2020 года в Москве.
Елизавета Гета
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии