- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Мария Никонова, «Пепеляев Групп»: «Снизить налоговые риски внутригрупповых платежей позволит изучение отраслевого опыта и судебной практики»
22.10.2019
Мария Никонова, к.ю.н, адвокат, партнер «Пепеляев Групп» и спикер Восьмого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2019, рассказала CFO Russia об управлении налоговыми рисками внутригрупповых платежей.
С какими целями компании обычно заключают внутригрупповые сделки?
Входящие в одну группу фармацевтические компании заключают внутригрупповые сделки, чтобы обмениваться ресурсами. Формами использования ресурсов могут быть:
- предоставление персонала, а также:
- денежных средств;
- имущества;
- права использовать коммерческое обозначение, товарный знак, технологии, ноу-хау, изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности;
- знаний (консультирование, информирование, доступ к внутригрупповым базам данных, исследования с предоставлением права на их результаты);
- управление и другие.
С помощью каких документов компании оформляют данные сделки?
Предоставление ресурсов можно оформлять различными договорами: купли-продажи товаров, предоставления персонала, аренды имущества, займа, договора оказания услуг, договора лицензирования на использование объектов интеллектуальной собственности, агентирования и многими другими.
Какие самые распространенные ошибки встречаются при оформлении внутригрупповых отношений? Какие меры принять, чтобы избежать таких ошибок?
Пожалуй, ни один вопрос не привлекает сейчас такого внимания налоговых органов, как внутригрупповые платежи. Поэтому необходимо тщательно продумывать структуру использования внутригрупповых ресурсов и учитывать возможные налоговые риски.
Наиболее распространенные ошибки могут быть связаны:
- с неправильным определением статуса представительства на территории РФ;
- с неверным выбором типа договора для оформления внутригрупповых отношений;
- с недостатками самого договора (например, завышение стоимости, отсутствие ценности у предоставляемого актива, дублирование услуг);
- с ошибками в процессе исполнения договора (недостаточная степень детализации документального оформления, применение соглашения об избежании двойного налогообложения лицом, которое не является конечным бенефициаром).
Вот несколько ошибок на примере судебной практики с участием фармацевтических компаний.
Неправильное определение статуса представительства на территории РФ имело место в делах двух крупных фармацевтических компаний. Несмотря на то, что судебная практика по этим делам сформировалась более пяти лет назад, для многих фармкомпаний она по-прежнему актуальна.
Иностранные компании производили, закупали и продавали оптом медицинские препараты. Произведенные и приобретенные лекарственные препараты компании реализовали в России через дистрибьюторов, входящих в группу компаний. При этом на представительства иностранных компаний в России были возложены функции по проведению медицинских исследований и регистрации препаратов, рекламированию продукции, организации и проведению конференций, семинаров, выставок, круглых столов и др.
В обоих делах иностранным компаниям был доначислен налог на прибыль на основании п. 3 ст. 307 НК РФ. Этим пунктом предусмотрено возникновение постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения прибыли, если подготовительная и/или вспомогательная деятельность на территории РФ осуществляется не только в отношении иностранной организации, но и третьих лиц. Суды указали, что экономическую выгоду от реализации лекарственных средств получали помимо иностранных компаний и другие юридические лица – дистрибьюторы и разработчики лекарственных препаратов. Представительства компаний действовали не только в интересах головной иностранной организации, но и третьих лиц.
Существенно снизить налоговые риски компании могли бы, выбрав другие способы ведения бизнеса на территории РФ. Например, вместо переложения всех функций на представительство, иностранные компании могли бы заключить со своими дистрибьюторами агентские договоры, по которым дистрибьюторы действуют как агенты, выполняющие поручения принципалов, и получают за это агентское вознаграждение.
Неверный выбор типа договора и его недостатки также могут быть сопряжены с налоговыми рисками. В качестве примера приведу дела двух других крупных фармкомпаний. Они заключили агентские договоры с иностранными организациями, входящими в группу компаний, и действовали как агенты, выполняя ряд поручений принципалов.
Налоговый орган посчитал, что часть возмещаемых принципалами расходов – по оплате труда сотрудников и привлеченных физических лиц – являются расходами самого агента и не могут перевыставляться. Выплаты принципалов в этой части – доходы агента, и они включаются в налоговую базу по НДС. В результате на расходы по оплате труда сотрудников и привлеченных по гражданско-правовым договорам физических лиц был доначислен НДС. Суд встал на сторону налоговых органов.
Избежать этих рисков позволили бы выбор иного типа гражданско-правового договора – договора оказания услуг, или включение расходов на оплату труда в агентское вознаграждение, а не в состав возмещаемых расходов.
Какими еще советами для успешного управления налоговыми рисками внутригрупповых платежей вы могли бы поделиться?
Значительно снизить вероятность ошибок при структурировании внутригрупповых платежей позволяет обмен отраслевым опытом. Например, в «Пепеляев Групп» организуют круглые столы для фармацевтического бизнеса, где компании делятся как своими ошибками и проблемами, так и примерами удачного взаимодействия с налоговыми органами. Также полезно изучение судебной практики, и не только с участием фармацевтических компаний. На сегодняшний день сформирована обширная практика по внутригрупповым услугам, помогающая понять, «как делать не надо» и с какими налоговыми рисками может столкнуться компания в вопросе внутригрупповых платежей. Наконец, выбирать способ ведения бизнеса, форму сделки, ее содержание, а также создавать оформляющие документы всегда нужно с помощью и с учетом рекомендаций налогового юриста.
Задать свои вопросы Марии и узнать больше об опыте «Пепеляев Групп» вы сможете на Восьмом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2019 , который состоится 21-22 ноября 2019 года в Москве.
Алиса Попова
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии