- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Галина Шаклеина, независимый эксперт: «Чтобы гибко реагировать на изменения, бизнес должен предвидеть разные варианты развития событий»
09.09.2019
Галина Шаклеина, независимый эксперт и спикер Восьмой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», поделилась с CFO Russia практическим опытом внедрения риск-ориентированного бюджетирования.
Что собой представляет риск-ориентированное бюджетирование?
Управление рисками в общем смысле – это инструмент для принятия решений. Соответственно, риск-ориентированное бюджетирование представляет собой принятие решений о постановке целей бюджета с учетом рисков. При этом инструменты встраивают в бюджетный процесс, и они становятся его неотъемлемой частью.
В чем особенность такого бюджетирования?
Сущность риска – неопределенность в реализации его сценария. Как правило, в классическом процессе бюджетного планирования уже присутствуют элементы риск-менеджмента. Например, анализ оптимистического и пессимистического сценариев. Разумеется, для принятия взвешенного решения этого недостаточно, поскольку в жизни число возможных сценариев неизмеримо больше. Поэтому, чем больше сценариев анализируют в компании, тем больше информации получает менеджмент для принятия решений.
В какие этапы происходит внедрение риск-ориентированного бюджетирования?
Я выделяю несколько этапов.
Первое, что необходимо сделать, – оценить зрелость бюджетного процесса. Особое внимание следует уделить качеству проработки бюджетной модели. Далее важно провести общий анализ чувствительности бюджетной модели и выяснить, какие вводные наиболее сильно влияют на целевые значения. Впоследствии они будут находиться в фокусе внимания при выявлении и анализе рисков.
Важный момент на начальных этапах внедрения – обучение сотрудников, которые вовлечены в процесс внедрения, основам управления рисками.
Далее происходит первичное выявление рисков и оценка их влияния на вводные для бюджетной модели. Оценку проводит либо бизнес на основании методологии риск-менеджмента самостоятельно, либо бизнес-подразделения совместно с риск-менеджером.
Наиболее продвинутый метод количественной оценки рисков – метод Монте-Карло. Вместо фиксированных значений в качестве вводных бюджетной модели используют соответствующие распределения. Таким образом, результат получается также в виде распределения допустимых значений.
Только стохастический подход позволяет оценить напряженность бюджета, вероятность достижения целевых значений и выявить ключевые факторы риска. Он дает ответ руководству, насколько его цели достижимы.
С какими сложностями сталкиваются компании при внедрении риск-ориентированного бюджетирования? Как компании справляются с этими трудностями?
На мой взгляд, самая большая и частая из них – неготовность бюджетного процесса к подобным трансформациям. Например, отсутствие или плохое качество бюджетной модели. Или путаница в определении владельцев бюджетных статей и так далее.
Если компания решает нанять сторонних консультантов для внедрения данных инструментов, то на начало проекта она должна сформировать собственную службу или определить сотрудника, который сможет оценить и принять результаты работы по внедрению. В противном случае усилия могут быть потрачены впустую, поскольку без специальных знаний в сфере риск-менеджмента компании будет сложно принять и закрепить результат.
Другие сложности часто встречаются из-за закрытости подразделений, которые готовят данные для бюджета, или искажения ими информации в личных интересах. Поэтому риск-менеджерам крайне важно тестировать и перепроверять ключевые бюджетные допущения. При оценивании рисков и диапазонов допущений менеджмента нередко используют формальный подход, например, диапазоны +/- 10% или +/- 5%. В реальной жизни распределения случайных величин редко бывают симметричными или имеют форму нормального распределения. Если взять такие факторы, как цена или курс валюты, которые могут изменяться в обе стороны, на практике они скорее склонны к росту.
Самой большой трудностью может стать неготовность менеджмента. Во-первых, это касается отсутствия сильного «спонсора», заказчика проекта из топ-менеджмента. Без необходимой поддержки «сверху» проект может превратиться в формальность. Справиться с этой проблемой при отсутствии воли высшего менеджмента или акционеров практически нереально. Во-вторых, сам менеджмент может быть не готов к восприятию и пониманию результата подобного анализа. Это специфические проблемы, их решают в индивидуальном порядке. Например, обучением. С другой стороны, я считаю: если активность не приносит реальной ценности для компании, ее не следует продолжать.
Какой эффект получают компании от внедрения такого вида бюджетирования?
Во-первых, компания, а именно лицо или орган, получает полную картину по всем возможным сценариям целевых параметров бюджета, в том числе отдельных КПЭ, с указанием основных рисков, которые могут сильнее всего повлиять на целевые значения. Здесь также могут быть показаны вероятности достижения целевых параметров. С учетом этого, компания может оценить, готова ли она принять риски возможных отклонений от целевых значений. Если нет, то, на какие факторы рисков нужно повлиять, чтобы повысить вероятность достижения целей. В условиях ограниченных ресурсов подобные данные имеют огромную ценность.
Чарльз Дарвин сказал, что выживает не самый сильный и не самый умный. А тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям. Чтобы гибко реагировать на меняющийся мир, бизнесу необходимо быть готовым и предвидеть разные варианты развития событий. Риск-менеджмент призван этому содействовать.
Задать свои вопросы Галине Шаклеиной вы сможете на Восьмой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», которая состоится 11-13 сентября 2019 года в Москве.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии