• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Леонид Душатин, «Аэрофлот»: «Миссия внутреннего аудита – сохранение и повышение стоимости бизнеса»

05.08.2019

Леонид Душатин, «Аэрофлот»: «Миссия внутреннего аудита – сохранение и повышение стоимости бизнеса»

Леонид Душатин, директор департамента внутреннего аудита «Аэрофлота» и спикер Второй конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia о построении системы внутреннего аудита в его компании.

Что стало причиной построения системы внутреннего аудита в «Аэрофлоте»?

«Аэрофлот» – стратегическая госкомпания 91-р (91-р – распоряжение Правительства от 23.01.2003 – прим. ред.), поэтому по рекомендациям Росимущества мы провели реформу корпоративного управления. В рамках реформы совет директоров принял «Дорожную карту» по совершенствованию практики корпоративного управления. Она соответствовала новому Кодексу корпоративного управления, который в 2014 году одобрили Правительство РФ и Банк России.

Какие принципы вы использовали при создании системы?

В соответствии с планом мы разработали и ввели в действие новые положения о внутреннем аудите как в самой компании, так и в группе компаний «Аэрофлот». Нововведения соответствуют международным стандартам и принципам организации внутреннего аудита: прямая подчиненность советам директоров, риск-ориентированный подход при составлении плана и выполнении аудиторских заданий, независимость и объективность. «Дорожную карту» реализовали почти 5 лет. 15 марта 2019 года по результатам внешней оценки, которую выполнила компания EY, «Аэрофлот» получил сертификат соответствия функции внутреннего аудита международным профессиональным стандартам Института внутренних аудиторов и Кодексу этики. В настоящее время такой сертификат есть лишь у нескольких госкомпаний.

С какими сложностями столкнулась компания при данном процессе?

Безусловно, сложности были. Сразу необходимо отметить, что всю работу по реорганизации функции внутреннего аудита мы проводили при поддержке совета директоров, аудиторского комитета и высшего руководства компании.

Для начала внутренние аудиторы вместе с менеджментом компании провели объемную работу по документированию всех основных производственных процессов и оценили риски, которые присущи этим бизнес-процессам. Эта непростая, но очень важная работа легла в основу построения карты рисков и полноценной функции риск-менеджмента в компании. Одновременно мы полностью переработали, а вернее, создали «с нуля» методологическую базу внутреннего аудита. Мы начали с документов верхнего уровня: положений о функции внутреннего аудита в группе «Аэрофлот» и положений о департаменте внутреннего аудита. А закончили созданием методик планирования и проведения аудитов, регламента данного проведения и оценки качества, должностных инструкций аудиторов и так далее.

Самым сложным стало обновление команды внутреннего аудита, в результате которого мы снизили средний возраст сотрудников службы. Без изменения человеческого ресурса невозможно качественное улучшение работы внутреннего аудита. В настоящее время в нашей компании члены аудиторской команды системно повышают свои квалификации. Многие наши коллеги готовятся к экзаменам и успешно их сдают.

Цифровизация для наших внутренних аудиторов – не лозунг, а повседневные будни. Мы одними из первых внедрили полномасштабный модуль SAP «Аудит Менеджмент». В его основу легла стандартизированная методологическая база внутреннего аудита, которую мы создали в рамках реорганизации данной функции. В настоящее время сотрудники службы проводят все аудиты и мониторинг выполнения рекомендаций в системе SAP. Без автоматизации функции внутреннего аудита сложно говорить о его эффективности – особенно в такой цифровой компании, как «Аэрофлот».

Какой эффект получила компания от внедрения системы внутреннего аудита?

Миссия внутреннего аудита – сохранение и повышение стоимости бизнеса. Хорошо организованный и эффективный внутренний аудит, как часть системы корпоративного управления, способствует повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности бизнеса. Мы это хорошо понимаем и стараемся соответствовать высокой корпоративной культуре нашей компании. Мы внедряем и развиваем цифровые технологии, способствуем повышению эффективности основных производственных процессов, а также дальнейшему развитию корпоративной культуры и предотвращению возможного ущерба от мошеннических и иных противоправных действий.

Организованная в соответствии с международными стандартами функция внутреннего аудита дает акционерам, совету директоров и менеджменту полную и ясную картину состояния основных бизнес-процессов компании. Она также показывает выполнение менеджментом установленных KPI и планов, работы по минимизации рисков и противодействию угрозам и вызовам. Интересным инструментом в работе внутреннего аудита стала горячая линия конфиденциального информирования совета директоров. Она показала полную и неискаженную «картину мира». По результатам работы с обращениями на горячую линию внутренний аудит регулярно информирует совет и аудиторский комитет.

Задать свои вопросы Леониду Душатину и узнать больше об опыте «Аэрофлота» вы сможете на Второй конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 12 августа 2019 года в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений