- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Михаил Самсонов, «Р-Фарм»: «Нужно следить за аудиторией, чтобы понимать, какие проблемы ее волнуют»
19.03.2019
Мы продолжаем рубрику «Советы по выступлению на конференциях», в которой лучшие спикеры CFO Russia поделятся секретами мастерства. В своих интервью они расскажут о сложностях, которые могут возникнуть на выступлении или при подготовке к нему, поделятся своими главными правилами успешного доклада.
На этот раз свой опыт представит один из лучших спикеров седьмого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018 Михаил Самсонов, директор медицинского департамента «Р-Фарм».
С какой самой большой сложностью вы сталкивались на выступлениях или при подготовках к ним?
Самое сложное и одновременно основное – понять, кто будет в аудитории и зачем они собрались. Что их интересует и волнует и чему посвящена конференция? Названия мероприятий часто бывают всеохватными. И не всегда могут заинтересовать. Бывает, что ожидания одни, а реальность – другая.
На седьмом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018 я впервые выступал для финансистов. Общаюсь с ними много, но делаю доклады обычно для медицинской аудитории.
Хорошо выступить помогает обсуждение с организаторами. Хуже всего прийти со стандартным докладом. Может оказаться, что терминология и тема будут непонятны аудитории. Даже если выступление будет с шутками. В итоге получится, что зря потратил свое и чужое время.
Также необходимо установить контакт со слушателями. На выступлении нужна обратная связь.
Как вы устанавливаете этот контакт?
Стараюсь пораньше приехать и послушать других, узнать, что их волнует.
Когда я был модератором, я заранее списался со всеми выступающими секции, которую модерировал. Меня с ними познакомили организаторы по моей просьбе. И мы обсудили их доклады. Потом утром встретились со спикерами за кофе и обговорили детали. И у меня сформировались определенные гипотезы, кто как будет выступать. Возникло несколько интересных идей, и я попросил их озвучить.
Даже если материал понятен, на каждом выступлении возникает что-то новое. Нужно следить за аудиторией, чтобы понимать, какие проблемы ее волнуют. И управлять ею. Старайтесь вовлечь слушателей, задавая вопросы о том, что они думают по тому или иному поводу, даже в середине доклада. Нужны также вопросы из зала. Не всегда они бывают сразу. Иногда важно немного «расшевелить» аудиторию.
Были ли у вас форс-мажорные обстоятельства на выступлениях?
Да, классический пример: не работала электроника. Всегда надо быть готовым к таким ситуациям.
Один из смешных случаев, который несколько раз повторялся, был летом на юге страны. Представьте себе большой зал. Проходит интенсивная лекция, где хорошо бы проиллюстрировать научно-медицинские идеи. Светит солнце – а штор нет. И про все иллюстрации можешь забыть.
Еще нелепее была тренировочная пожарная тревога во время конференции. Организаторы о ней предупредили. Однако сирена была очень громкой. И нужно было правильно на нее отреагировать. Когда все утихло, мы немного пошутили и вернулись к основной теме. Такие ситуации не должны «увести» далеко, а, наоборот, в идеале немного «подтянуть» к обсуждению.
Также, когда я был модератором, были случаи, что в последний момент количество спикеров стало меньше, чем планировали. Было такое, что одна из ключевых выступающих заболела. Но она заранее предупредила о своем отсутствии, и я проговорил с ней накануне основные моменты доклада, так как хорошо ее знаю. Она поделилась частью ключевого материала, статистикой. Выделила ряд идей, на которые нужно обратить внимание, чтобы на конференции у людей не возникло ощущение, будто что-то пропущено.
Каковы ваши главные правила успешного доклада?
Необходимо владеть материалом. И понимать, как представить его конкретной аудитории: можно ли использовать сложную терминологию или нужен более «облегченный» вариант.
Обязательно нужно вступление, небольшой «разогрев». Бывает уместно сказать пару слов о себе, чтобы подчеркнуть, почему ты здесь, что тебе интересно и какие идеи хотел бы донести. В конце нужно вернуться к этому и «закрыть» поставленный в начале вопрос.
Также важно качество иллюстраций. Не должно быть перегруженности. Я люблю слайды с черным текстом на белом фоне, которые легче всего воспринимать и запоминать. При этом нужны картинки, которые придают яркости и помогают усвоить материал.
Кроме того, поддерживайте визуальный контакт с аудиторией и замечайте, если слушатели «спят» или «копаются» в телефонах. Всегда будет часть таких людей – это нормально. Но если видите, что стало не очень интересно, надо уметь вовремя «свернуть» эту часть и переключиться на другое.
Пользуетесь ли вы на выступлении «правилом утки»? (Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объем работы, но над водой она всегда безмятежна – прим. ред.)
Да. Я даже немного занимался с тренером, чтобы научиться хорошо выступать. Причем я отрабатывал навыки для зарубежных аудиторий на английском, когда работал за границей. Штаб-квартира располагалась в США, и часть аудитории была американская. У них другой язык тела и манера выступления.
В любом случае нельзя показывать, что нервничаешь. Есть всякие «трюки», чтобы побороть волнение. Например, глубоко вдохнуть несколько раз. Но главное – подготовка.
Бывает, ощущаешь дискомфорт во время выступления, даже если готовился. Однако хорошее владение материалом помогает это скрыть. Кроме того, если видишь интерес или, наоборот, скептицизм аудитории, нужно это использовать. Но иногда стоит не обращать внимания, потому что некоторые слушатели могут демонстрировать своим поведением пренебрежительное отношение к тому, что вы говорите. Это не должно прерывать и смущать. Можно потом использовать реакцию аудитории в дискуссии. И то не всегда, ведь некоторым людям все неинтересно и плохо. Зато другим интересно.
На седьмом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018 мне повезло. Аудитория была очень отзывчивая. Это был второй день конференции, люди пришли энергичные. И был хороший контакт с залом.
Нужно «ловить» реакцию слушателей. Даже в случае с пожарной тревогой: «поймали» реакцию, немного пошутили, прервались. Потеряли несколько минут, зато взбодрились. И дальше сфокусировались.
Я видел, на какую часть выступления люди больше реагировали и когда проявляли заинтересованность. И приостанавливался, говоря: «Если есть обратная связь, дайте ее, пожалуйста». Получался «живой» процесс.
С кого из ораторов вы берете пример?
У меня нет одного такого человека, скорее это собирательный образ. Мне импонирует много сотрудников «Сколково». Также у меня были хорошие учителя в фармацевтической среде.
Кроме того, мне интересны азиатские спикеры. Вообще американская, азиатская и российская культура очень отличаются. И люди с разным культурным опытом в зависимости от аудитории по-разному с ней работают. Например, Стив Джобс для нас как икона. И многие калифорнийские ораторы выступают в его манере. При этом ИТ-специалисты воспримут такое выступление хорошо, а медицинско-клиническую аудиторию это может раздражать.
Стив Джобс оказал влияние и на меня. Но я стараюсь также подстраивать свое выступление не только под профессионализм аудитории, но и под ее культуру.
Какие приемы для выступления вы заимствуете у других ораторов?
Хорошо воздействует на слушателей подготовленная история с уместными образами или шутками. Такой прием используют многие ораторы. Причем в узком кругу обычно есть свои шутки. В более широком – история может быть привязана ко времени или месту. При этом она не должна быть банальной или слишком оригинальной.
Юлия Сильченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии