• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Эдуард Сафиуллин, Nordgold: О роли риск-менеджера в подготовке компании к возможному введению санкций

03.12.2018

Эдуард Сафиуллин, Nordgold: О роли риск-менеджера в подготовке компании к возможному введению санкций

Эдуард Сафиуллин, руководитель внутреннего аудита, внутреннего контроля и риск-менеджмента Nordgold и спикер Конференции «Управление рисками в промышленности», рассказал CFO Russia о действиях риск-менеджера при подготовке компании к возможным санкциям.

Для начала следует отметить, что я не работал в компаниях, которые напрямую пострадали от санкций. Однако я убежден, что готовиться к возможному усилению санкционного давления следует всем крупным компаниям и их риск-менеджерам.

Во-первых, роль риск-менеджера при подготовке к возможным санкциям заключается в информировании о вероятных последствиях их реализации. Замечу, что руководители большинства компаний справедливо уверены: введение санкций в отношении их организаций необоснованно и даже незаконно. А раз так, то и обсуждать нечего, не говоря уже о серьезной подготовке к подобным трудностям. В таких условиях риск-менеджер должен без обсуждений справедливости и законности напомнить о реальных последствиях санкций или контрсанкций.

Лучше показать потери в денежном выражении. Проще всего оценить убытки от потери доли рынка и дополнительных издержек от введения санкций и контрсанкций. То есть удорожания заимствований, повышения пошлин на импортное оборудование и сырье, дополнительной маржи и скидок посредникам при реализации продукции. Адекватная оценка объема возможных потерь от санкций сделает этот риск одним из крупнейших по величине возможного ущерба. Вероятность же риска введения прямых или секторальных санкций можно поставить предельно низкой или не оценивать вовсе. Сам риск санкций в любом случае нужно считать одним из важнейших для компании на основании оценки его ущерба.

Во-вторых, риск-менеджер должен участвовать в подготовке компании к возможному введению санкций. Он может даже возглавить эту работу. Но более эффективным я считаю следующий подход. Координацией усилий по подготовке должно заняться подразделение, деятельность которого в наибольшей степени подвержена влиянию санкций. Для различных компаний это могут быть разные подразделения: для экспортеров – коммерческая дирекция, для импортеров сложного оборудования – дирекция по снабжению, для получателей зарубежных кредитов – казначейство. Риск-менеджеру достаточно быть частью рабочей группы по подготовке. При этом он должен убедиться в надлежащем охвате подготовительных мероприятий, чтобы не упустить ничего важного.

Так, например, не всегда учитывают ограничение для руководителей – граждан США и ЕС, на принятие решений в отношении подсанкционных компаний. Риск-менеджер должен убедиться в соответствующем изменении подобных процедур. Это необходимо, чтобы вышеуказанных руководителей вывели из процесса принятия решений, потенциально противоречащих санкциям США и ЕС. При этом принятие некоторых таких решений неизбежно. Как, например, решение о переводе расчетов на ОРЭМ (оптовый рынок электрической энергии и мощности – прим. ред.) в АБ «Россия» для всех участников рынка. «Альтернативой» этому действию был только уход с ОРЭМ. То есть фактически прекращение деятельности после передачи банку полномочий единой расчетной организации оптового рынка.

И в-третьих, риск-менеджер должен быть «адвокатом» необходимости подготовительных мероприятий, когда они требуют серьезных затрат на осуществление. Так, ожидания, что введут ограничения поставок определенного оборудования, можно компенсировать закупкой необходимого объема критических запчастей на срок работы оборудования. Этого срока должно быть достаточно, чтобы другие производители успели сделать заменители. Хорошим примером могут служить комплекты рабочих лопаток газотурбинных установок: это очень дорогое оборудование, которое не имеет аналогов для самых современных турбин. Без замены лопаток по ресурсу газовую турбину нельзя эксплуатировать. При этом лопатки могут попасть под ограничение как оборудование потенциально двойного назначения. Поэтому расходы на заблаговременное приобретение и хранение комплектов лопаток можно оправдать.

Кроме того, риск-менеджер может оценивать выполнение мероприятий по подготовке к возможным санкциям. А также независимо информировать руководство о готовности или неготовности компании к реализации санкционных рисков.

Задать свои вопросы Эдуарду и узнать больше об опыте Nordgold вы сможете на Конференции «Управление рисками в промышленности», которая состоится 7 декабря 2018 года в Москве.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений