• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://vk.com/cforussia

Лидия Комкова, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»: «Мы сократили время загрузки и проведения расчетов для портфелей доверительного управления с 5 часов до 30 минут»

03.09.2018

Лидия Комкова, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»: «Мы сократили время загрузки и проведения расчетов для портфелей доверительного управления с 5 часов до 30 минут»

Лидия Комкова, руководитель Департамента консолидированной финансовой отчетности НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и спикер Конференции «Управленческий учет и учет по МСФО: пути сближения, практические решения», поделилась с CFO Russia опытом создания системы формирования данных для трех видов учета: бухгалтерского, управленческого и учета по МСФО.

НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» ведет бухгалтерский, управленческий учет и учет по МСФО. Каковы причины использования сразу трех видов учета?

В силу законодательных требований НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» ведет бухгалтерский учет с момента образования фонда. С 2015 года в соответствии с федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности» мы составляем консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Банк России разработал новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ – прим. ред.) для некредитных финансовых организаций. Разработка и утверждение регулятором отраслевых стандартов для некредитных финансовых организаций, к которым также относятся НПФ, связаны с тем, что ЦБ РФ проводит последовательную политику по сближению методологии ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской/финансовой отчётности в России с Международными стандартами финансовой отчетности. ОСБУ были созданы на базе МСФО. Новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета стали обязательными для НПФ с 1 января 2017 года.

Для целей еженедельного мониторинга показателя доходности, результатов деятельности по договорам доверительного управления, контроля иных показателей инвестиционной деятельности, например, структуры активов пенсионных резервов, в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» ведется управленческий учет.

Кроме этого, ОСБУ обязало НПФ отражать в бухгалтерском учете активы и обязательства, находящиеся в доверительном управлении, а также возникающие по ним доходы и расходы на балансовых счетах главы А, как если бы НПФ управлял ими самостоятельно. Ранее такой учет был организован только для управленческих целей и МСФО, в бухгалтерском учете отражалась только дебиторская задолженность по переданному имуществу в доверительное управление.

Какие были предпосылки для создания единой системы формирования данных для всех трех видов учета?

В силу того, что до 1 января 2017 года требования к бухгалтерскому учету не соответствовали требованиям МСФО, показатели отчетности по МСФО могли существенным образом отличаться от данных бухгалтерского учета и предполагали расчет значительных дополнительных корректировок.

Именно в силу изменения законодательных требования для НПФ, в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» возникла потребность во внедрении такой информационной системы по учету операций доверительного управления и собственного размещения в части финансовых активов, данные которой могли быть использованы для всех видов учета.

С какими сложностями вы сталкивались при создании этой системы?

В первую очередь необходимо было разработать перечень аналитик для счетов бухгалтерского учета, то есть организовать аналитический учет таким образом, чтобы информация из бухгалтерского учета могла быть использована для подготовки следующих данных:

·         бухгалтерской/финансовой отчетности в соответствии с ОСБУ;

·         расчета текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении;

·         отчетности о деятельности НПФ – надзорной и статистической отчетности;

·         расчета собственных средств НПФ;

·         финансовой отчетности в соответствии с МСФО;

·         управленческого учета, включая задачи риск-менеджмента;

·         налогового учета.

При этом необходимо учитывать, что излишняя перегруженность системы данными может снизить ее производительность, что было крайне критичным в связи с тем, что было принято решение вести ежедневный учет и ежедневное закрытие операций доверительного управления и собственного размещения в части финансовых активов.

Проанализированы требования к организации аналитического учета в соответствии с новым планом счетов Банка России и ОСБУ, добавлены дополнительные аналитики, позволяющие собирать иные отчетности, проанализирована информация в управленческом учете, организованном на тот момент.

Важной задачей являлось улучшение производительности системы. В рамках операций доверительного управления НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в течение дня проходят тысячи сделок. С учетом требований нового плана счетов по организации учета (двадцатизначный план счетов, при этом только счетов второго порядка (5 знаков) 1314), а также ОСБУ (расчет ЭСП и корректировок по ней для всех партий облигаций, ежедневная переоценка ценных бумаг и так далее) загрузка и проведение расчетов в системе первоначально занимали более 5 часов для одного портфеля доверительного управления. Совместными усилиями ИТ-специалистов НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и вендера по внедрению новой информационной системы удалось существенным образом сократить время загрузки и проведения всех расчетов: в настоящее время это занимает не более 30 минут, при этом формируется 500-1000 бухгалтерских проводок.

Какой эффект получила компания от использования этой системы?

В настоящее время в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» учет операций доверительного управления и собственного размещения в части ценных бумаг организован следующим образом: есть информационная система, в которую загружаются первичные данные, проводятся все расчеты (справедливая стоимость, амортизированная стоимость, начисляются резервы под обесценение и так далее), формируются бухгалтерские проводки. Далее данная информация уходит в две другие системы:

·         основная бухгалтерская система получает информацию в формате бухгалтерских проводок, с учетом полученных проводок формируется бухгалтерская/финансовая отчетность;

·         система по ведению управленческого учета получает первичные и справочные данные, которые в дальнейшем используются для формирования различных отчетов, моделирования и прогнозирования будущих данных.

Системы интегрированы между собой, обмен данными происходит автоматически без вовлечения сотрудников организации.

Такая организация учета позволила исключить дублирование функций по вводу и учету информации в различных системах, а также ее сверок. Подразделения НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» используют одни и те же данные для различных целей, что позволяет делать корректные выводы и формировать эффективные управленческие решения.

Задать свои вопросы Лидии и узнать больше об опыте НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» вы сможете на Конференции «Управленческий учет и учет по МСФО: пути сближения, практические решения», которая состоится 28 сентября 2018 года в Москве.

Анастасия Алешина



Комментарии

Защита от автоматических сообщений