- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва -
13 декабря 2024 года
Москва
Елена Суркова, «ДелоПортс»: «Главная задача при первичном размещении облигаций – знакомство эмитента с потенциальными инвесторами»
26.07.2018
Елена Суркова, заместитель генерального директора по экономике и финансам «ДелоПортс» и спикер Седьмой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах. Как перестроить процессы в условиях изменений», рассказала CFO Russia об особенностях подготовки облигационного выпуска в ее компании.
Как давно «ДелоПортс» использует облигации для привлечения финансирования?
Свой первый облигационный выпуск мы разместили в ноябре 2015 года. В то время выйти на рынок облигаций можно было только путем их первичного выпуска через Центральный Банк Российской Федерации. Только после этого размещали так называемые биржевые облигации, процесс регистрации и выпуска которых легче и быстрее. Сейчас на рынок можно выйти сразу с биржевыми облигациями, минуя ЦБ. Вопрос только в доверии рынка к эмитенту.
Каковы особенности подготовки облигационного выпуска в «ДелоПортс»?
Главная задача при первичном рыночном размещении облигаций – знакомство будущего эмитента с потенциальными инвесторами. На стадии маркетинга мы провели более 20 встреч с потенциальными инвесторами в рамках групповой презентации и встреч один на один. Наиболее активный интерес проявляли управляющие компании, НПФ (Негосударственный пенсионный фонд – прим. ред.) и банки. Тем самым они обеспечили достаточный уровень подписки. Спрос тогда был умеренный, так как на российском рынке с осторожностью подходят к новым эмитентам. Компании тщательно анализируют их целевое использование средств, источники погашения, валютные риски и так далее, а потом соотносят результаты анализа с предлагаемой доходностью.
В июле 2017 года мы организовывали второй выпуск и использовали зарегистрированную программу биржевых облигаций. Говорить с инвесторами на этот раз было проще. Многие аналитики уже были знакомы с нашим бизнесом. «ДелоПортс» как эмитент имел просчитанный внутренний рейтинг в банках и НПФ, и можно было быстро перейти к обсуждению объема планируемого выпуска.
С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе подготовки облигационного выпуска?
Главная цель эмитента – размещение конкретного объема выпуска под хорошую ставку. Поэтому необходимо выбрать правильное время для выхода на рынок. Когда мы размещали свой первый облигационный выпуск, рынок был относительно стабильным. Было успешно размещено несколько сделок на фоне достаточной рублевой ликвидности другими эмитентами. Инвесторы ожидали дальнейшего снижения ставки ЦБ и потому искали качественных эмитентов на более длинные сроки.
Котировки росли и на вторичном рынке. Так что мы верно выбрали момент для выпуска, исходя из целого набора предпосылок.
А потом в день открытия нашей книги заявок произошло печальное событие: на границе Сирии с Турцией сбили российский самолет. Тут же по рынку поползли слухи о возможных «актах возмездия» – например, о прекращении поставок российского зерна в Турцию. В итоге мы разместили свой выпуск ближе к верхней границе диапазона купонной ставки. Внешние факторы просто не позволили нам выйти на рынок более агрессивно.
Такие геополитические события в момент размещения предсказать было невозможно. Поэтому основные сложности связаны именно с поиском своих инвесторов, с маркетинговой частью процесса, а также с принятием решения о выходе на рынок в конкретный момент. Все остальные сопутствующие процессы, такие как получение рейтинга, выпуск отчетности МСФО, выбор банка-организатора – это только техника, которая работает на вас, если у потенциального эмитента есть хорошая инвестиционная история.
Каковы преимущества облигаций в сравнении с банковскими кредитами?
«ДелоПортс» работает в капиталоемкой отрасли, где нормальный период окупаемости – 5-7 и более лет. По этой причине компанию прежде всего интересуют длинные деньги. Далеко не все банки в 2015 году рассматривали кредиты на срок более пяти лет. Сейчас можно взять инвестиционный кредит на 7 лет, но на 10 – маловероятно. Облигации, как правило, дают более длительный срок привлечения. Помимо этого у них ещё много преимуществ: более крупный объем привлеченных денежных средств, более низкая ставка процента для опытных эмитентов, а также беззалоговое финансирование.
Задать свои вопросы Елене и узнать больше об опыте «ДелоПортс» вы сможете на Седьмой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах. Как перестроить процессы в условиях изменений», которая состоится 16 августа 2018 года в Москве.
Анастасия Алешина
Наши конференции:
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Комментарии