- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
Иностранцы позаботятся о России
04.03.2011
Налоговики и юристы предупреждают – представительства иностранных компаний будут караться за неуплату налогов также жестко как и российские юрлица. Прошлогодний прецедент с информационным агентством Bloomberg стал реальной угрозой для большинства иностранных компаний, в той или иной форме работающих в России.
В конце февраля 130 представителей иностранных компаний, работающих в России, собрались на конференции в Москве и обсудили свои налоговые перспективы с общественным советом при центральном аппарате ФНС России и рядом юридических компаний.
Напомним, что в середине прошлого года американскую компанию Bloomberg обвинили в уклонении от уплаты налогов в России. В декабре 2010 года Арбитражный суд Москвы подтвердил требование Федеральной налоговой службы о взыскании с российского офиса компании Bloomberg 120 млн рублей, большую часть которых составляют доначисленные налоги на прибыль и на имущество за 2006-2007 годы.
Американская компания не платила налоги, ссылаясь на то, что она не имеет в России «постоянного представительства», ее офис в России выполняет лишь вспомогательную деятельность – занимается сбором информации, что подпадает под действие соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенное между Россией и США.
Налоговики же сочли, что "агентство Bloomberg вело, по сути, коммерческую деятельность и при этом не платило налог на прибыль и налог на имущество». Его деятельность в России, по их мнению, не ограничивалась лишь сбором информации, поскольку при проверках было обнаружено большое количество журналистов и редакторов, которые занимались обработкой информации и могли создавать готовый продукт. Все это говорило о том, что компания имеет постоянное представительство в России и должна платить.
Юристы считают, что это прецедентный случай, который показывает, что налоговики «взялись» за иностранцев. «До этого единичные попытки налоговых органов переквалифицировать деятельность компании из вспомогательной в основную заканчивались неудачно. Даже если позиция налоговиков была и обоснованной, то вмешивались политические мотивы, основанные на межгосударственном партнерстве, - говорит старший юрист Юридической фирмы Sameta Андрей Панфилов. – Обычно налоговики не предъявляли претензий иностранным компаниям при отсутствии лежащего на поверхности налогового нарушения. Судебные разбирательства с участием иностранцев - редкое явление, в отличие от российских компаний, частые налоговые проверки которых практически не остаются без доначислений налогов, пени и штрафов».
По словам юриста, налоговики получили сигнал к тому, чтобы изменить отношение к налоговому присутствию иностранцев в России. «В зоне риска большинство отделений иностранных компаний в России. Это относится не только к тем, кто ведет бизнес исключительно из-за рубежа, но и к тем, кто имеет постоянное место ведения бизнеса в России», - объясняет Панфилов. Проблема в том, что грань между постоянным представительством и отделением, ведущим исключительно подготовительную и вспомогательную деятельность, трудноуловима в действующем налоговом праве. При желании к одной и той же деятельности можно отнестись по-разному».
В случае с представительством информагентства или другого СМИ сложно однозначно трактовать закон - считать ли деятельность организации исключительно сбором информации для головной компании или самостоятельным производством.
Как пояснили «Эксперту Online» в ФНС, определение термина "постоянное представительство" дано в статье 306 Налогового кодекса, которая устанавливает, что под постоянным представительством понимается любое место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с: использованием природных ресурсов; проведением строительных и монтажных работ, обслуживанием и эксплуатацией оборудования, в том числе игорных автоматов; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов и т.д.
В результате, могут пострадать маркетинговые, сервисные, консалтинговые компании.
Если «наезды» на иностранцев обретут массовый характер, то негативные последствия ждут и российские компании, работающие за границей, так как соглашения об избежании двойного налогообложения применяются лишь с дружественными юрисдикциями.
В то же время, считают эксперты, сейчас чиновникам важнее наполнить бюджет и покончить с его дефицитом, чем помогать бизнесу и обмениваться любезностями с Западом.
По данным главы ФНС Михаила Мишустина, в 2010 году собираемость налогов повысилась на 22%. В консолидированный бюджет поступило 7,7 трлн. рублей. Но впереди – огромные расходы – в том числе, на инфраструктуру для проведения Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр. «Поступлений только от российских компаний-доноров – компаний ТЭК может и не хватить для наполнения доходной части бюджета», - считает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. И это хороший повод взяться за крупные международные холдинги.
Екатерина Шохина
Эксперт
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Двадцать шестая конференция «Корпоративное налоговое планирование»
- Двадцать седьмая конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2025»
- Третья конференция «Управление налоговыми рисками»
- Пятая конференция «Налоговый мониторинг»
Материалы по теме:
- Алексей Урусов: «Какой бы прекрасной ни казалась заграница, эмигранты всегда будут там людьми второго сорта»
- Бюджет с прогнозированием
- Виктория Лубнина: «Нам удалось преодолеть кризис с минимальными потерями именно потому, что «Азбука вкуса» заняла правильную нишу»
- Александр Ларионов: «Наши конкуренты неоднократно задавали вопрос: как, “Инпром” еще жив?»
- Жан-Эммануэль Афота: «Я могу дать совет всем руководителям – наличие хобби помогает лучше и эффективнее работать»
Комментарии