- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
-
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва -
10-11 апреля 2025 года
Москва -
18 апреля 2025 года
Москва -
22-23 апреля 2025 года
Москва -
24 апреля 2025 года
Москва
Обувные сети бьют рекорды
16.11.2010
Сегодня на нашем рынке идут те же процессы, которые происходили в продуктовой рознице в конце девяностых» — так характеризует состояние розничной обувной торговли директор сети магазинов «ЦентрОбувь» Андрей Нестеров. Лет десять назад продуктовые сети начали наступление на продовольственные рынки и практически вытеснили их. Сейчас сетевой ритейл занимает около 30% всей продуктовой розницы, а в крупных городах этот показатель доходит и до 50%. Обувной рознице до таких результатов еще далеко, но процесс расширения сетей, видимо, продолжится — крупные обувные компании за счет своих масштабов имеют преимущества на рынке и захватывают все большую его долю, оттесняя мелких оптовых операторов и розничных торговцев. Например, в обувной сети «ЦентрОбувь» число магазинов достигло 500, а объем продаж превысил 15 млн пар в год, что для российского рынка беспрецедентно.
Дешевый башмак пошел в рост
В 2007–2008 годах, когда российский обувной рынок достиг своих максимальных показателей, он составлял 400–420 млн пар (2,7–2,8 пары в год на человека). Из них в России выпускалось около 60 млн пар в год (включая тапочки, военный заказ, галоши и литые резиновые сапоги). Остальное импортировалось через крупных оптовых операторов, которые продавали партии поменьше десяткам дилеров, имеющих разное количество розничных точек в виде палаток на рынках, секций в торговых центрах, уличных магазинов и так далее. Ведущие розничные сети — с числом магазинов под сотню, таких сетей можно насчитать
Прошлый год стал для обувного рынка кризисным: с одной стороны, годовое потребление обуви на человека снизилось в среднем до двух пар (практически стало равно физическому износу), с другой — резкий скачок курса доллара подкосил финансовое состояние импортеров, покупающих за валюту, а продающих за рубли; ко всему прочему банковские кредиты на оборотные средства, которыми пользовались практически все поставщики и продавцы обуви, сильно подорожали. Многие операторы не выдержали давления и ушли с рынка, то же произошло и с розничными продавцами.
Но наиболее крупные компании, которые работали в дешевом сегменте, напротив, начали наступление. Опросы потребителей, проведенные компанией КОМКОН, показали, что в кризис люди стали экономить на обуви, причем снизилось не только число покупок новой обуви, но и их стоимость. Следом изменилась и сегментация рынка по цене: низкий сегмент (средняя цена за пару — около 1000 рублей) нарастил свою долю на 15–20% за счет сокращения среднеценового сегмента (до 4000 рублей) и высокого: сегодня, по данным Discovery Research Group, он составляет около 50%. Значительное преимущество получили — и не преминули им воспользоваться
«Несколько лет мы прирастали на 50 процентов ежегодно, и даже в кризис темпы роста не остановились — в прошлом году мы продали 14,2 миллиона пар обуви, а в этом, по прогнозам, продажи превысят 20 миллионов пар, на 2011 год в планах нарастить продажи до 30 миллионов пар», — говорит Андрей Нестеров. Половину прироста, по словам директора, обеспечивают существующие торговые точки, еще половину — открытие новых магазинов. Так, в этом году их открыто более 150. Сегодня в сеть входит 500 собственных магазинов по всей стране и 60 франчайзинговых.
Двадцать магазинов открыла в текущем году другая обувная компания — «Обувь России», еще 30 должны приступить к работе в 2011?м. Их дешевая сеть «Пешеход» показала прирост даже в кризисном 2009 году, в отличие от работающей в среднеценовом сегменте «Вестфалики».
В обувной сети «Монро» также считают, что расти в кризис, когда общие объемы продаж на рынке просели на 15–20%, им позволило расширение нижнеценового ассортимента: «До кризиса экономсегмент в нашей структуре продаж составлял, если считать в парах, гораздо меньшую долю, чем сейчас, теперь же он существенно больше, — рассказывает Андрей Калмыков, директор по маркетингу “Монро”. — Этот шаг позволил нам сохранить свои ежегодные, процентов на 15–20, темпы прироста в объемах продаж и не потерять в экономике». Компания продолжала открывать и новые магазины, сегодня их 144, в течение ближайшего года в планах еще около 30.
Параллельно с открытием собственных торговых точек дешевые обувные сети расширяются и за счет поглощения других игроков. Так, «ЦентрОбувь» выкупила московскую сеть «Бонита» (16 магазинов)
На руку дискаунтерам сыграл факт ликвидации столичного Черкизовского рынка, крупнейшей оптовой перевалочной базы для «серой» дешевой китайской обуви — оттуда она развозилась по всей России, и торговали ею как на других рынках, так и в магазинах. Сейчас подобия «Черкизона» появляются то в Люберцах, то на рынке «Садовод», но отлаженной структуры с массовыми поставками пока нет (по мнению обувщиков, она еще может сложиться), а значит, у дискаунтеров есть хороший шанс захватить эту нишу в разных российских городах.
Средним нужно переждать
Тяжелее в этот период приходится розничным сетям, торгующим обувью средней категории, таким как «Терволина», «Эконика», «Монарх», «Сити Обувь», «Вестфалика». Отток потребителей в экономсегмент сказался на их продажах — практически все просели на 15–20% в натуральном выражении (в парах), а в деньгах и того больше, поскольку для реализации закупленных до кризиса объемов пришлось устраивать распродажи и сильно снижать цены. «В прошлом году наши продажи упали на 20 процентов, до 1,6 миллиона пар, — рассказывает Вадим Степанов, генеральный директор компании “Терволина”. — Наши счетчики посетителей показали, что люди просто перестали ходить по магазинам — количество посетителей снизилось практически вдвое, правда, процент покупок стал гораздо выше, приходили уже конкретно
Чтобы не сработать в убыток, все занялись собственной эффективностью, первым делом ликвидировали те магазины, которые в кризис стали просто убыточными. Так, «Терволина» сократила сеть до 120 магазинов, закрыв 50 торговых точек, «Вестфалика» закрыла 10, «Эконика» — около того, открыв взамен новые. По словам Вадима Степанова, закрывались в основном магазины в региональных торговых центрах, там, где арендодатели способны только собирать арендную плату, но не могут сформировать потребительский поток.
«Сокращению подверглись многие статьи расходов, — рассказывает Антон Титов, — и реклама, и зарплата, и административные расходы. Некоторые наши конкуренты стали экономить даже на продукте, заказывая обувь из материалов подешевле, но это неверная стратегия, на наш взгляд. Так, мы в августе этого года даже не стали устраивать распродажи, пытаясь сбыть все стоки (их перевели в экономсеть), и выставили новую коллекцию в традиционном качестве — и прирост за этот август в сравнении с прошлогодним составил 40 процентов».
Экономить на качестве обуви пытались прежде всего небольшие (до 30 магазинов) розничные сети, находящиеся в особенно сложном финансовом положении. То, что качество обувного импорта снизилось, подтверждают и данные таможни: если весь объем ввозимой обуви в 2009 году сократился примерно на 20% по сравнению с 2008?м, то ввоз кожаной обуви снизился на 35%. По словам Андрея Нестерова, у китайских поставщиков заказы на недорогую обувь выросли — среди заказчиков появились операторы, которые раньше покупали более дорогой товар.
Но попытки продавать дешевую обувь в магазинах более высокого сегмента вряд ли окажутся успешной стратегией, напротив, так можно потерять и самых лояльных покупателей, которые привыкли к продукту определенного качества, к регулярному обновлению модельного ряда.
В «Терволине» экономили
Для поддержания платежеспособного спроса обувщики использовали и финансовые инструменты. Например, в «Вестфалике» запустили новые программы потребительского кредитования — беспроцентные кредиты
По итогам текущего года крупные сети прогнозируют выход на докризисные показатели продаж либо близкие к ним, дальнейший потенциал среднего сегмента тоже оценивается высоко. «После кризиса 1998 года средний сегмент долго выходил из состояния стагнации, понадобилось несколько лет, чтобы начался уверенный рост, — вспоминает Вадим Степанов. — Сегодня все происходит быстрее, в сентябре трафик в наших магазинах составил два миллиона человек. Сейчас главная задача — изучить нашего посетителя вдоль и поперек, понять, какая обувь ему нужна, и предложить ее».
Китайцы стремятся в опт
В самой тяжелой ситуации во время кризиса, да и сейчас, оказались мелкие операторы — импортеры обуви, не имеющие собственной розничной сети, а также мелкие оптовики с небольшим (до 30–40) количеством собственных магазинов. По словам Алексея Кистенева, директора Партнерства розничных обувных компаний (ПРОК), до 30% таких дилеров ушли с рынка: им не хватило объемов продаж, финансовой устойчивости.
Крупные
Об уходе с рынка многих импортеров говорили и в «Терволине», и в «ЦентрОбуви». Впрочем, на место выбывших стали претендовать китайцы — уже появились китайские представительства, нанявшие местный персонал и предлагающие лучшие на рынке условия по отсрочке платежей и возврату остатков.
Результатом происходящих изменений, очевидно, станет дальнейшее усиление крупной сетевой розницы и сокращение оптового звена. Российские оптовики и вовсе рискуют упустить этот рынок, поскольку китайцев поддерживает их государство, охотно финансируя любое продвижение своих товаров и услуг за пределы страны.
Наталья Литвинова
Комментарии