- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва -
13 декабря 2024 года
Москва
Олег Крышкин: Что делать финансовому директору, если ему не передали дела?
08.02.2018
По ряду причин полноценная процедура передачи дел в российских компаниях происходит редко. Часто в лучшем случае можно рассчитывать на «если что, звони». Однако для любого финансового директора существуют способы принять дела от предшественника, максимально снизив риски как для себя, так и для компании. Некоторые из них я опишу в этой статье.
Ключевые действия CFO на новом месте работы
Анализ отчетов за предыдущий период
Очень хорошее упражнение для «погружения» в организацию — анализ ее отчетности за последние 3 года. На данном этапе достаточно только баланса и отчета о финансовых результатах (также можно использовать
Давайте возьмем динамику дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (счет 62). Если вы анализируете данную задолженность в отрыве от других показателей отчетности, то при ее росте можно предположить, что увеличился объем продаж или цены на продукцию. Если же вы рассмотрите изменение дебиторской задолженности во взаимосвязи с выручкой от реализации товаров, работ или услуг, то у вас могут сформироваться более детальные и глубокие
Проводя шаг за шагом такой анализ, вы получите перечень
Первоочередная задача для нового финансового директора — образно выражаясь, подхватить флаг, выпавший из рук предыдущего CFO. Нельзя позволить «упасть» процессам и процедурам, результат которых ежедневно используется другими подразделениями. В первую очередь, речь идет о движении и прогнозе движения денежных средств, а также о планировании и исполнении бюджета. Нюанс ситуации в том, что по каким бы причинам и как компания ни рассталась с предыдущим финансовым директором, любой дальнейший промах
Анализ факторов, влияющих на управление бюджетом
Успешность управления денежными средствами и бюджетом во многом зависит от ряда внешних (по отношению к ФЭД) и внутренних факторов.
Например, у финансового директора доступных денежных средств в данный момент 100 рублей, а заявок на платеж набралось на 150 рублей. Какие платежи необходимо осуществить в первую очередь? Кто должен принять решение? Разумеется, всегда можно обсудить очередность с инициатором платежа. Однако что делать финансовому директору, если все инициаторы убедительно обосновывают свою приоритетность? Ответ только один — финансовый директор должен быть достаточно информирован, чтобы составить собственное мнение на основе своей оценки рисков, в том числе рисков, неведомых владельцам других
Давайте теперь перечислим эти внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы
Рентабельность компании. Оценка показателя EBITDA компании позволит оценить общую напряженность при принятии решений. EBITDA менее 10% может существенно осложнить последствия неправильных решений. EBITDA выше 20%, наоборот, позволяет сгладить негативный эффект просчетов. Например, компаниям с таким показателем EBITDA в большинстве случаев не требуются кредиты на пополнение оборотных средств.
Динамика продаж. Тут, в первую очередь, необходимо понять, не напоминает ли бизнес финансовую пирамиду. Самый простой анализ — сопоставление динамики продаж в количественном и стоимостном выражении (помесячно или поквартально). Если при росте продаж, условно говоря, в штуках, наблюдается рост продаж, условно говоря, в рублях, то у компании в целом положительная маржинальная доходность. Это означает, что каждая дополнительная единица продукции приносит дополнительный доход. Разумеется, при более детальном анализе продуктовой линейки могут обнаружиться отдельные виды продукции даже с отрицательной маржинальной доходностью, но в самом начале достаточно понять общий тренд. Надо получить в департаменте продаж количественные данные по объему продаж и сопоставить их с объемами выпуска продукции, взятыми у производственников.
Динамика закупок. Необходимо провести и небольшой трендовый анализ стоимости основной номенклатуры закупок за последние три года, лучше по полугодиям. Основная номенклатура — это позиции, составляющие не менее 50% себестоимости продукции. В результате вы должны получить график изменения стоимости основной номенклатуры закупок в разбивке по полугодиям. Лучше запросить эти данные в бухгалтерии (например, приход по счету 10 в разбивке по полугодиям), затем самостоятельно отфильтровать и проанализировать список. Для полноты картины данные по закупкам необходимо сопоставить с данными по стоимости остатков на конец каждого соответствующего полугодия (остатками в пути в большинстве случаев можно пренебречь). Если стоимость остатков растет более высокими темпами, возможно, существует потенциал для экономии. Если стоимость остатков растет более низкими темпами, возможно, потребуются дополнительные закупки, а значит, и дополнительное финансирование.
Источники финансирования. Полезно получить представление обо всех источниках финансирования, которые использует или использовала компания. Это можно сделать самостоятельно, проанализировав движение по счетам 51 и 52 во взаимосвязи со счетами 66 и 67, а также, возможно, движение по счетам 55, 58 и 03. Также имеет смысл ознакомиться с действующими банковскими договорами для понимания текущей стоимости и объемов привлечения денежных средств. Статус исполнения данных договоров лучше уточнить лично у соответствующих контактных лиц в банках. Важно обратить внимание на особые условия выдачи кредитов, в частности, залоги и ковенанты. Ковенанты (в отличие от залогов) могут предполагать необходимость соответствия комплексным условиям, что усложняет управление ситуацией в целом. Например, бывают ковенанты, обязывающие поддерживать определенное соотношение финансовых показателей, например, величины чистого долга и показателя EBITDA компании.
Динамика капитальных вложений. Для начала необходимо изучить движение по счету 08 (и, возможно, 03), как минимум за последние 3 года. Это даст представление о деталях сделанных капвложений и о рисках, которые могут быть с ними связаны. Также не помешает сопоставить объем ежегодных капвложений с величиной начисленной амортизации за год. Это даст общую оценку адекватности величины капвложений. Если начисленная амортизация за год превышает величину ежегодных капвложений, это создает дополнительную угрозу возникновения форсмажорных обстоятельств.
Представление о текущей ситуации с капитальными вложениями необходимо дополнить пониманием их динамики в будущем. Эта информация есть в бюджете инвестиций, который можно взять у генерального директора или технических руководителей, например главного инженера или технического директора.
Проанализируйте окупаемость не менее 50% (в стоимостном выражении) инвестиционных проектов (реализуемых в моменте и планируемых к реализации в ближайшем будущем). Так вы сможете лучше оценить риски капвложений и точнее определить потребности в денежных средствах. Например, если большую часть выручки компания получает в рублях, а большая часть капитальных вложений в валюте, рассмотрите варианты хеджирования валютных рисков (или оцените адекватность используемых вариантов капвложений). Если большая часть инвестиционных проектов окупается за 10 лет и более, а EBITDA компании не превышает 5–10%, то имеет смысл заморозить часть проектов.
Контрагенты/Договора. Выгрузите в Excel из бухгалтерской системы два перечня контрагентов:
В первый месяц финансовому директору необходимо лично ознакомиться с содержанием договоров как минимум 20% ключевых контрагентов, чтобы избежать ошибок и принимать эффективные решения. Например, следует внимательно следить за соблюдением договорных условий в отношении контрагентов, каждый из которых приносит не менее 5% выручки компании в год.
Специфичные операции. Пользу может также принести изучение нестандартных для сопоставимых компаний хозяйственных операций. Большую часть официальных данных о таких операциях можно почерпнуть из
Внутренние факторы
Как уже было упомянуто выше, эффективность управления денежными средствами и бюджетом зависит, помимо внешних по отношению к ФЭД факторов, от ряда внутренних. Давайте рассмотрим и их.
Выберите время и посидите рядом с каждым из них (если несколько человек выполняют одну и ту же операцию, достаточно выбрать одного). Понаблюдайте за его действиями, разберитесь, каковы его обязанности и как именно он их выполняет. Услышанное лучше оформить в виде перечня действий, их результата и описания инструментов для осуществления этих действий. Чтобы общая картинка не получалась идеальной, задайте ситуативные вопросы из серии «а что, если…». Вы потратите около часа на каждого сотрудника, зато ознакомитесь с процессами, познакомитесь с подчиненными и оцените уровень их квалификации.
Разделение полномочий и ответственности. Правильное разделение полномочий и ответственности — один из ключевых элементов эффективного контроля. Поэтому необходимо соотнести перечень основных функций ФЭД с его конкретными сотрудниками. Это можно сделать, например, проведя со своими сотрудниками общее собрание. Альтернативный и более уместный в ряде случаев способ — проведение персональных интервью. Перечень основных функций департамента можно составить самостоятельно, используя личный опыт. Для вдохновения также можно воспользоваться сторонними источниками, например, Постановлением Минтруда РФ № 75 от
Классический пример. Сотрудник, формирующий реестр платежей, также имеет право осуществлять платежи без дополнительного контроля со стороны. Или сотрудник, осуществляющий платежи, имеет право вносить изменения в реквизиты платежа или справочник реквизитов контрагента.
Если нет возможности обеспечить адекватное разделение полномочий и ответственности в силу объективных причин (например, малочисленности ФЭД), то необходимо использовать дополнительные контроли операций (перекрестные проверки, автоматизированные контроли, контроль ключевых операций лично финансовым директором
Создание электронных данных/внесение изменений в данные. Речь идет о переносе данных с бумажных носителей на электронные и с одних электронных носителей (программ) на другие. Существует многообразие таких ситуаций, что усугубляется использованием различных программных продуктов в компании и свойствами данных продуктов.
Например, многие
При анализе
Формирование отчетов. Возможно, вам повезет, и в новой компании вы обнаружите актуальные регламенты с описанием методологии формирования отчетов. Однако любой успешный бизнес по природе динамичен, и это провоцирует внесение корректировок, которые не всегда находят свое отражение в регламентах и не всегда могут быть автоматизированы. Особенно это касается сложных отчетов, которые также могут использовать вариативные данные, основанные на моделировании или сценарном анализе.
Так, большинство систем бюджетирования используют операции, предполагающие внесение или перенос данных в формы расчета показателей бюджета вручную, а не автоматическую выгрузку или калькуляцию. Самый простой пример — курс иностранной валюты, используемой для расчета бюджета на следующий год. Он отсутствует в реальности, поэтому берется на основании предположения (экспертной оценки) и «вбивается» в общий расчет.
Новый финансовый директор должен самостоятельно убедиться, что каждый создаваемый его функцией отчет понятен и полезен для пользователя. Первое ознакомление с перечнем отчетов происходит в ходе анализа
На данном этапе может выясниться, что набор и содержание отчетов ФЭД не соответствует набору и содержанию отчетов, который используется сторонними (по отношению к нему) пользователями. Лишние отчеты нужно без сожаления ликвидировать. Для подстраховки обсудите целесообразность ликвидации, а лучше аргументированно докажите ее пользователям этих отчетов.
Внутри ФЭД ответственные за формирование оставшихся отчетов сотрудники должны написать внутреннюю методологию их создания. Для начала подойдет любая, даже «непричесанная». Только после этого финансовый директор может выборочно проверить правильность и адекватность формирования отчетов (либо самостоятельно, либо с привлечением другого сотрудника). При использовании Excel для создания отчетов необходимо убедиться в том, что каждый показатель либо рассчитывается по формуле, либо имеет пояснение, откуда он взят и почему его значение можно считать достоверным.
Нюансы работы нового CFO в компании
Проведя последовательно все вышеуказанные мероприятия у нового финансового директора должно сложиться достаточное для первого времени понимание, как эффективно и своевременно управлять движением денежных средств и бюджетом. После этого он может переходить к менее приоритетным, но не менее важным задачам. Полезно при этом принять во внимание следующие нюансы.
Нюанс 1. Вначале руководитель должен собрать максимум информации о деятельности компании. Поэтому участвуйте в максимально возможном количестве совещаний и планерок, изучайте отчеты других подразделений, общайтесь лично с представителями сторонних организаций. Со временем разберетесь, что из полученной информации релевантно, а что нет.
Нюанс 2. В целом, наиболее рискованные процедуры имеют «разовый» характер, например, расчет
Нюанс 3. В большинстве ситуаций наиболее полезна стратегия «быстрых побед». Самый простой пример: допустим, до вашего прихода в компанию отчет об изменениях себестоимости в разрезе статей затрат формировался в виде текста и таблиц. Если вы преобразуете его в диаграмму «водопад» (bridge/waterfall diagram), то существенно улучшите восприятие информации, особенно высшим руководством. В этом случае по существу ничего не меняется, но происходит определенный качественный скачок, который вам зачтется. То есть, процесс внесения изменений в работу компании рационально начинать с более простых решений. К такому подходу также подталкивает необходимость успешного прохождения испытательного срока на новой работе.
Нюанс 4. Если есть возможность и необходимость, привлеките сторонних экспертов и консультантов. Например, ряд ведущих консалтинговых компаний, работающих в РФ, предлагают услуги по комплексному анализу контрагентов. Такая работа занимает 3–4 недели, стоит относительно недорого, но может дать «множество намеков на толстые обстоятельства» (например, анализ аффилированности контрагентов и сотрудников компаний, выявление признаков
Нюанс 5. Постарайтесь получить у
Нюанс 6. Если чувствуете потребность в более плотном контроле своих сотрудников, можно воспользоваться программами анализа работы на компьютере. Такие
Нюанс 7. Важно оценить статус «телефонного права», то есть когда изменения запрашиваются и/или осуществляются по телефонному звонку. Не менее порочная практика — использование на документах стикеров с пометками. Если не получится сразу избавится от подобных «методов повышения скорости принятия решений», постарайтесь хотя бы обеспечить максимально возможное документирование. Например, просите продублировать просьбу по электронной почте, копируйте и сохраняйте документы с пометками на стикерах вместе со стикерами.
Нюанс 8. Соберите и проанализируйте претензии как к ФЭД в целом, так и к отдельным его сотрудникам со стороны других подразделений и особенно их руководителей. Разумеется, при этом не стоит начинать разговор с фразы: «Ну и какие у вас ко мне/нам претензии?»
Нюанс 9. Каким бы ни было первое впечатление о структуре ФЭД и ее отдельных сотрудниках, введите мораторий (не менее чем на 3 месяца) на любые
Нюанс 10. В большинстве компаний
Например, согласуется договор на проведение ремонтных работ. При этом участники согласования
Нюанс 11. Возможно, наиболее непостижимый источник неопределенности для большинства финансовых директоров — всевозможные
Важно выявить возможности, которые наделяют конкретного сотрудника правами «суперпользователя». Их наличие практически всегда приводит к нарушению уже упомянутого принципа разделения полномочий. Кроме того, необходимо выявить возможности
Существуют разные подходы к изучению перечня прав и полномочий в
Например, финансовый директор перечисляет обязанности сотрудника, а
Более радикальный подход, не лишенный логики (но лучше не использовать его в период авралов), заключается в отключении/аннулировании всех прав и полномочий сотрудников ФЭД в
Также обратите внимание на совместное пользование логинами и паролями, например, с целью подмены сотрудниками друг друга «в случае чего». Особенно плохо смотрятся пароли и логины на стикерах, приклеенных к соответствующим компьютерам. Здесь надо докопаться до реальных причин возникновения таких потребностей. Но такая практика порочна уже сама по себе.
Описанный сценарий действий для нового финансового директора способен создать отличный задел для достойного позиционирования его/ее в компании.
Олег Крышкин, автор книги «Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и
Наши конференции:
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Комментарии