- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
-
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва -
10-11 апреля 2025 года
Москва
Кирилл Богданов, Аэрофлот: «Надо не менять Windows на Linux, а создавать новые технологии»
03.11.2017

Без цифровой экономики Россия станет неконкурентоспособной уже в ближайшее время. Для ее формирования необходимо сосредоточиться не на том, чтобы создавать отечественные аналоги уже существующих в мире решений, а на разработке собственных продуктов в инновационных областях, таких как большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект. О месте крупнейшего российского авиаперевозчика в этом процессе в интервью
CNews рассказал Кирилл Богданов,
Предыдущие промышленные революции были связаны с паром, с электричеством и автоматизацией. Сегодня все говорят о четвертой промышленной революции, основой которой должны стать большие данные. Согласны ли вы с этим?
Конечно, с этим трудно не согласиться. Но я бы добавил, что это не только революция больших данных, но и революция методов их обработки. Огромную роль будут играть машинное обучение, искусственный интеллект и новые подходы к разработке, такие как Agile, а также использование инноваций в совершенно неожиданных для нас средах.
Какие изменения могут произойти в подходах к построению
Я считаю, что в ближайшие 3–5 лет активно будут развиваться облачные технологии. Фактически без облачных технологий не может идти речи ни об обработке больших объемов данных, ни о резервировании. «Аэрофлот» планирует к 2020 году перевести в облако примерно 80–90% своей
Появятся ли новые возможности у вашего бизнеса благодаря работе с большими данными?
Однозначно. Могу привести один пример. В этом году с помощью больших данных мы смогли реализовать маркетинговую акцию в правильное время, за правильные деньги и для правильной аудитории. Благодаря этому ее конверсия была в 6,5 раз выше, чем у традиционной маркетинговой акции, а доходность увеличилась в 5,5 раз.
В следующем году мы планируем реализовать еще один проект. Его цель — сократить время простоя воздушного судна на земле благодаря переходу к предиктивному техническому обслуживанию. Уже сегодня в процессе анализа больших данных выявляются интересные неявные закономерности. Например, если воздушное судно два раза побывало в Перми, три раза в Саратове, а после этого выполнило рейс в Париж, мы можем предсказать, какой агрегат нужно на нем заменить по возвращении в базовый аэропорт.
Вы анализируете информацию с установленных на самолете датчиков?
Мы анализируем множество данных. Это не только показатели датчиков, но и состояние керосина, налет воздушного судна, в какую погоду и на каком эшелоне оно летало, кто был за штурвалом, потому что у каждого летчика своя манера взлета и посадки. Анализ всей этой информации позволяет нам предсказать, что лучше прямо сейчас заменить определенный агрегат, потому что через
В настоящий момент мы уже реализовали пилотный проект. Следующий шаг будет достаточно сложным: нам надо будет наполнить нашу математическую модель актуальными данными и учесть прошлый опыт. Сейчас в ней находятся сведения
Надеюсь, что истории с потерей багажа тоже постепенно уйдут в прошлое?
Конечно! В ближайшие 2–3 года мы планируем внедрить систему управления багажом. Тогда наши пассажиры смогут при помощи мобильного приложения следить, где находится их багаж: на ленте, прошел спецконтроль, помещен в контейнер, контейнер помещен на борт. И обратно — контейнер снят с борта, багаж прошел спецконтроль, багаж на ленте и его можно забрать. Более того, многие пассажиры путешествуют с домашними животными. И мы хотим дать им возможность во время полета видеть, как ведет себя питомец в багажном отсеке.
Какими станут
Сегодня мы запускаем новые функции в
Что будет с внутрикорпоративными прикладными системами — ERP, HR, CRM?
Они, конечно, более консервативны, чем системы для работы с клиентами. Основным трендом, на мой взгляд, станет использование мобильных устройств.
Например, уже сейчас практически все инженеры, которые работают с воздушным судном, имеют планшеты. А работники наземных служб с помощью мобильных устройств видят всех наших «платиновых» пассажиров — кто из них сейчас прилетает или вылетает. И если возникает проблема, связанная с задержкой рейса или срывом стыковки, их встречают у трапа и пытаются сделать все для того, чтобы сохранить стыковку или разместить таких пассажиров в хороших номерах отеля. Все сотрудники, которые работают с багажом и пассажирами, скоро тоже получат планшеты и будут использовать их для того, чтобы осуществлять мобильную регистрацию. Если на стойке в аэропорту образуется очередь, наш работник сможет подойти, зарегистрировать пассажира и отправить его на специальную стойку приема багажа DROP OFF.
Руководители с помощью мобильных устройств могут получить доступ к системе электронного документооборота и оперативной статистике. «Монитор руководителя» содержит все показатели деятельности компании по состоянию на предыдущий день и текущие данные в режиме реального времени.
В целом работники все чаще пользуются корпоративными системами прямо на своих гаджетах, и мы планируем развивать этот тренд.
То есть корпоративные системы становятся все более мобильными?
Да, конечно. Я уже сейчас могу согласовать счета в SAP на iPad. Могу посмотреть утром, как работал наш
Надеюсь, что Сколково и Иннополис помогут развитию российских компаний и российского программного обеспечения. Мобильное приложение «Аэрофлота», которое работает и на iPhone, и на Android, разработано не западными специалистами, а российской компанией. И оно очень популярно: около 2,5 миллионов установок, 30% пользователей — это иностранные граждане. Так что, я думаю, для российских компаний открываются широкие перспективы именно сейчас, когда на рынок выходят новые технологии: большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект. Если мы в этой отрасли сможем занять пусть даже не лидирующие позиции, а хотя бы место в
На что надо обратить внимание при создании цифровой экономики?
Прежде всего, и государственные деятели, и руководители крупных компаний должны понять, что без внедрения цифровых технологий Россия перестанет быть конкурентоспособной, причем в самом ближайшем будущем. Но повторять вчерашнее — все равно, что заново изобретать велосипед. Надо завоевывать новые рынки на новых технологиях. И для этого в России есть и умы, и возможности.
Каким будет «Аэрофлот» в новом цифровом мире?
Ну,
Как должна измениться предпринимательская, технологическая, законодательная среда в России, чтобы цифровая экономика стала реальностью?
Хочу поблагодарить Министерство транспорта, которое недавно приняло закон, позволяющий нам отказаться от бумажных посадочных талонов. Теперь наши пассажиры могут зарегистрироваться через интернет или мобильное приложение, получить
И конечно, у нас еще достаточно низкий уровень цифровой готовности населения, особенно в регионах, где часто и нормальный интернет сложно найти. Министерство связи предпринимает меры, чтобы выровнять уровень проникновения интернета во всех регионах, но пока это несравнимо с тем, что уже сделано в Европе или США. В США население намного более мобильно, чем у нас. И это связано не только с доходами. Но огромную роль играет и доступность всевозможных сервисов на всей территории страны. И цифровизация должна подтолкнуть наше население к мобильности. Ведь когда человек путешествует, он больше узнает и у него больше возможностей найти себе применение. И это очень важно.
В следующем году мы совместно с РЖД хотим попробовать внедрить мультимодальные перевозки. Вы покупаете билет от ближайшей станции до Парижа, сначала едете на поезде до Самары, потом садитесь в самолет
Как вы относитесь к инициативе обязать компании с госучастием закупать исключительно российские продукты?
Я считаю, что импортозамещение — штука полезная, но замена систем должна осуществляться только на конкурентной основе. Если отечественные решения лучше, мы и сегодня их выбираем.
Основной довод сторонников импортозамещения — это безопасность. Вы чувствуете, что те иностранные системы, которые вы используете, являются слабым местом с точки зрения безопасности? Вы являетесь заложниками производителя системы бронирования?
Наверное, у каждого из вас есть аккаунт в Instagram, в Facebook. Мы размещаем там столько персональных данных, фотографий, информации о наших предпочтениях, местах, где мы бываем, о наших друзьях, что любой сотрудник спецслужб легко составит наш портрет и поймет, где и кем мы работаем, сколько зарабатываем, чем мы примерно занимаемся.
Еще один пример — система бронирования. Если самолет летит из Москвы в
Конечно, речь не идет о производственных данных. Например, мы управляем воздушным движением, взлетами и посадками, обслуживанием воздушных судов с помощью иностранных систем. Но все они расположены в нашем ЦОДе. Вокруг них выстроена специальная система защиты. Кроме того, в «Аэрофлоте» создан собственный Центр кибербезопасности.
А с точки зрения политики лицензирования, возможности отключения, непродления лицензии — насколько серьезны эти угрозы?
Я в это, честно говоря, не верю. Ведь даже в непростой геополитической обстановке, в условиях санкций «Аэрофлот» продолжает расти и развиваться.
Программой создания цифровой экономики в России предусмотрено создание отечественной генеральной схемы развития инфраструктуры хранения и обработки данных. Как вы это понимаете?
Могу только повторить свои слова. Мы можем сделать это на базе отечественных серверов и систем хранения данных, если российские разработки будут передовыми. Если же мы будем повторять то, что уже сделано НР, IBM, — это бесполезно. Они всегда будут впереди
Комментарии