• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Любовь Александрова: «Парусный спорт укрепляет навыки командного решения задач»

04.09.2017

Любовь Александрова: «Парусный спорт укрепляет навыки командного решения задач»

Любовь Александрова, заместитель генерального директора по финансам и экономике «Росэлектроника» (Госкорпорация Ростех) рассказала о том, как она реализовала свою давнюю мечту и занялась парусным спортом. Мечта об управлении парусами реализовалась у нее уже в зрелом возрасте. Очевидно, что яхтинг — вид спорта, предоставляющий прекрасную возможность почувствовать себя частью коллектива и прокачать командную работу. Участвуя в регате, команда действует сообща, при этом очень важна роль капитана, — все, как и в бизнесе. При этом, невзирая на свою кажущуюся элитарность, парусный спорт вполне демократичен, в нем мало формализма.

Любовь, с чего началось ваше увлечение парусным спортом?

Когда я училась в МАИ (Московском авиационном институте), у нас там была парусная секция. Я пришла в эту секцию, «заразилась парусом», но на этом все быстро и закончилось. Тогда невозможно было взять лодку в аренду, лодки были только в клубе, все было сложно и недоступно для меня. И я пошла заниматься в секцию альпинизма, где встретила будущего мужа. Появилась семья, у нас родилась дочь, начались непростые годы перестройки, работа… В общем, время шло, мечта осталась, но как-то растворилась среди повседневных забот.

Как так получилось, что вы снова решили реализовать свою мечту?

Дальше случилась интересная история, в 2012 году я была на одном выездном мероприятии финансистов, где меня пригласили выступить в качестве модератора круглого стола. Прямо перед отъездом у нас был шутливый тимбилдинг, где мне задали вопрос, какая у меня заветная мечта и я ее озвучила — это походить под парусом. Всю сознательную жизнь мечтаю заняться парусным спортом. Я забыла про этот разговор, но через некоторое время мои коллеги помогли и реализовали мою мечту. По приезде в Москву мне пришло приглашение на регату Pelican Cup. Было такое содружество яхтсменов-любителей Pelican, они проводили регаты в основном в Хорватии. На этих регатах можно было попробовать свои силы и начинающим яхтсменам, так и опытным гонщикам на настоящих гоночных яхтах. Я с энтузиазмом пошла на эту регату. Тогда в экипаже у нас было шесть новичков и профессиональный шкипер. Меня поставили на бак потому, что я умела вязать узлы из своей старой альпинистской практики. И этот опыт можно назвать моим первым настоящим знакомством с парусной лодкой.

А где вы учились парусному спорту? 

В наше время научиться управлять парусной лодкой совсем несложно — для этого нужно только желание. Можно принимать участие в любительских регатах, и совершенствовать свои навыки на практике. Для начального любительского уровня, конечно желательно подтянуть теорию, и хотя бы изучить особенности настройки парусов и такелажа, специфическую лексику и правила парусных гонок, чтобы не быть балластом в экипаже. Для продвинутого уровня уже необходимо тренироваться экипажем по возможности и иметь регулярную практику на воде.

После своей первой регаты, я стала подстраивать свой отпуск под участие в любительских регатах. К сожалению, времени катастрофически не хватает, с первого сентября и до нового года у финансистов обычно сверхзагруженный период, связанный с формированием бюджетов. Поэтому стараюсь посвящать парусу новогодние и майские праздники, а также часть лета, когда удаётся уйти в отпуск.

Очень хорошо помню и второй свой опыт — участие в регате Copa del Rey (King’s Cup), в Пальме де Майорка. В этой регате участвуют профессиональные спортсмены, и есть любительский состав. Конечно, это была своеобразная авантюра с нашей стороны, так как экипаж был неопытный, арендованная лодка не совсем отвечала требованиям для серьезных гонок, но такой праздник был впервые, поэтому оставил яркие впечатления. В нашей команде на лодке, я тоже работала на баке. Команда была сборная мужская и женская. В любительском спорте разницы нет, девушки могут соревноваться наравне с мужчинами. Хотя, если говорить об олимпийских дисциплинах, то там есть четкое разграничение — где женские классы, а где мужские.

После этой регаты я совсем заболела парусом и по совету друзей-яхтсменов решила получить права шкипера. На лодке есть непреложное правило, на лодке всегда прав и принимает решения только капитан, иначе будет полный саботаж. Надо отметить, что моя черта по жизни — я люблю руководить и принимать решения. Поэтому, попробовав себя в роли бакового, шкотового и «пианиста» (есть такая роль на больших лодках), я поняла, что самое естественное для меня место на лодке — это руль.

Международные права шкипера, которые дают возможность брать лодку в аренду, я получила в АМС Яхтинг. Там хорошие преподаватели, интересно организована практика (у меня была в Греции), и есть возможность углубить свои знания дополнительными тематическими курсами. После этого я набрала команду матросов и приняла участие в Pelican Cup в 2014 году уже в качестве шкипера. Мы неплохо командой там выступили, было много ярких нестандартных ситуаций на воде и на суше.

Яхтинг как увлечение можно четко разделить на спортивное направление (регаты для различных парусных судов) и на путешествия (круизинг), вид отдыха, который сейчас тоже очень популярен. Но одно дело на закате наблюдать за парусной гонкой, а другое участвовать в ней. Мне больше по душе спорт, нравится динамика, соревновательный дух, азарт. Конечно, море есть море, но до него еще надо добраться. К счастью, в Москве тоже можно найти возможность заниматься парусным спортом. Я для себя выбрала лодки SB 20 (около 6 метров длиной), достаточно простые в управлении, хождение на которых не требует суперспортивной подготовки, и компанию «Спортфлот», которая организует соревнования и обучение для любительского уровня на Пироговском водохранилище. На этих лодках можно ходить втроём-вчетвером, поэтому легче собрать экипаж, они достаточно безопасны, так как из-за массивного киля SB 20 практически невозможно опрокинуть. Когда соревнуешься регулярно одним экипажем, уже появляется свой почерк в стратегии и тактике.

Любовь, насколько позитивный настрой важен при хождении под парусами? На ваш взгляд, от чего зависит атмосфера на борту лодки?

Атмосфера целиком зависит от настроя экипажа и умения капитана управлять людьми. На капитана всегда ложится очень сложная моральная нагрузка. Потому что капитан несет ответственность за все, что происходит с лодкой, и что делает команда на ней. Если регата недельная с проживанием на лодке, то это всегда мини-командно-психологический тренинг. Интересно, что в 99% случаев работает «правило третьего дня». Сейчас поясню, что это такое. Об этом нам рассказывали преподаватели из парусной школы АМС Яхтинг, и на практике нашло подтверждение. 1% — это когда третий день наступает на второй).

В первый день происходит эйфория, команда знакомится, смена обстановки — хороший адреналин, все друг друга любят и уважают. На второй день начинается тяжелая работа, наступают первые трудности, кто-то приносит больше пользы как член экипажа, у кого-то работа с парусами получается хуже, увлекательная работа чередуется с не очень интересными обязанностями по лодке, начинаются мелкие притирания. А на третий день всегда происходит всплеск эмоций, вызванный разными причинами — от борьбы за неформальное лидерство, до обычных психологических ловушек. Задача капитана снять возможное напряжение, превратить жизнь на лодке в увлекательное путешествие для всех членов экипажа, сформировать соревновательный командный дух с одной стороны, и добиться слаженной работы людей с другой. Капитан — главный, он должен быть формальным и неформальным лидером. Самое главное — всегда открыто анализировать совместно с командой все действия, уметь признавать свои ошибки и снисходительно относится к ошибкам других.

Спорт объединяет и развивает командный дух, это важно в работе. Согласны ли вы с этим утверждением?

Спорт — идеальное проведение совместного досуга для людей, которые вместе работают. Командные виды спорта, особенно парусный, безусловно, развивает навыки командного решения задач, укрепляет неформальные отношения людей. Стараюсь популяризировать яхтинг среди коллег, иногда мы ходим вместе на регаты, и это здорово. Цель на регате всегда — победить, и команда в борьбе за победу всегда творит чудеса — люди проявляют свои лучшие качества и даже делают то, что сами от себя не ожидают. Важно не только четко выполнять команды капитана и исполнять свою роль, но и в неожиданных ситуациях — проявлять сообразительность, быть инициативным.

При вашем загруженном рабочем графике как часто удается ходить под парусом?

В летний сезон в Москве стараюсь по возможности ходить под парусом 2–3 раза в месяц, за сезон летом получается 8–10 раз выходить на лодке. Это мало, конечно, хотелось бы чаще выходить на воду, и наращивать морскую практику. Коллеги мне подарили книгу — 100 самых красивых яхтенных акваторий, есть к чему стремиться. В этом году мы отмечали мой день рождения любительской регатой в акватории на Водном стадионе: я собрала своих близких и коллег, набралось 11 лодок и мы прекрасно отметили этот день на воде.


А ваши родные разделяют увлечение парусным спортом?

В этом году мне, наконец, удалось приобщить свою взрослую дочь к участию в любительских регатах здесь в Москве. До этого никак не получалось, морская болезнь и детские страхи перед водной стихией служили непреодолимой преградой для паруса. Потом Даша мне призналась, что больше всего ей понравилось рулить. Это у нас семейное! Надеюсь, что это только начало, и у нас еще будут совместные морские путешествия и регаты.

Почему вы выбрали для себя в качестве хобби именно яхтинг? Что он вам дает?

Наверно потому, что я — романтик по натуре. Море — это стихия, когда ты выходишь на парусной лодке — чувствуешь себя частичкой великой природы. Я не люблю моторные лодки, это слишком технологично. Держа в руках шкоты и управляя парусом, ты используешь только законы физики и стихию ветра для движения вперёд. В наше техногенное время только в парусе и в океане осталось первозданное, хотя вместо компаса и карты появились GPS и точные метеорологические прогнозы. И все же, море всегда непредсказуемо, с лодкой на воде может случиться все что угодно: начиная от внезапного изменения погодных условий, и заканчивая неожиданной поломкой такелажа, порчей паруса или еще хуже — рулевого пера. Поэтому в яхтинге случается много неожиданных историй, которые сидя вечером под звездным небом любят рассказывать друг другу яхтсмены. В море всегда особая атмосфера отношений — люди помогают друг другу, потому что от этого иногда зависит даже жизнь. И в море неважно, кто ты на суше — солидный руководитель или начинающий подмастерье, в море люди становятся просто людьми, становятся другими. Как говорилось в какой-то книге — море считают своим тысячи, даже миллионы, но оно никому не принадлежит. А когда ты находишься на яхте и управляешь парусами, море как бы делится с тобой своим величием, и дальше уже все зависит от тебя…


Жаля Гаджиева


Комментарии

Защита от автоматических сообщений