• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Сергей Сальманов, Полиметалл УК: «Мы сократили срок формирования бюджета в 1,5 раза»

21.08.2017

Сергей Сальманов, Полиметалл УК: «Мы сократили срок формирования бюджета в 1,5 раза»

Сергей Сальманов, директор дирекции бюджетирования, аналитического контроля и отчетности «Полиметалл УК» и спикер шестой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», рассказал CFO Russia о формировании бюджета горнометаллургического предприятия по принципу «от достигнутого факта».

Каковы особенности процесса бюджетирования горно-металлургического предприятия?

Экономика горно-металлургической отрасли уникальна. Все горное производство связано с неопределенностью, не применимой к другим отраслям промышленности. Каждое месторождение единственно в своем роде по своим геологическим характеристикам, производственным мощностям, технологическим процессам, инфраструктуре. Все это определяет особенности процесса бюджетирования на горно-металлургических предприятиях.

Наиболее значимых особенностей, с нашей точки зрения, несколько.

Первая — повышенный уровень риска, связанный с невозможностью точно охарактеризовать технологические параметры планируемых работ, так как вся информация используется на основе геологических данных. И хотя геологическая наука существенно продвинулась в точности оценок залегания минеральных ресурсов, риск неподтверждения данных сохраняется.

Вторая особенность — рост издержек производства обусловлен технологическими особенностями отработки месторождений. В период отработки месторождений уровень горных работ снижается, полезные ископаемые становятся менее доступны, соответственно, предприятие вынуждено нести больше затрат на эксплуатационную разведку, добычу, доставку сырья до фабрики.

Третья особенность — принципиальная нелинейность экономических показателей в зависимости от времени, объема производства, затрат. Увеличение объемов производства на отдельных переделах не означает, что экономические результаты предприятия улучшатся пропорционально и в тоже время.

Четвертая особенность — масштабность и комплексность технологических процессов обуславливают инерционность производства. Горно-металлургическим предприятиям сложнее адаптироваться к изменениям внешней рыночной среды.

Пятая особенность — высокие требования к инфраструктурному обеспечению производства, связанные с удаленностью и труднодоступностью месторождений. В процессе бюджетирования мы рассматриваем вопросы содержания дорог, производства собственной электро- и теплоэнергии, транспортного хозяйства, жизнеобеспечения персонала вахтового поселка, организации навигации для доставки товаро-материальных ценностей и т. д.

Как давно ваша компания использует метод формирования бюджета «от достигнутого факта»?

Эксперимент по применению метода бюджетирования «От достигнутого факта» мы провели в июле—августе этого года на одном из наших предприятий. Полученный опыт показал жизнеспособность данного метода и в сентябре мы планируем применить его на других предприятиях нашей группы.

К поиску новых подходов к бюджетированию нас натолкнул анализ бюджетного процесса 2016–2017 годов. В этот период бюджеты формировались по принципу «снизу-вверх», то есть до предприятий доводились основные производственные показатели на будущий год, далее, на месторождениях под них формировали детализированный производственный план, на который впоследствии накладывались деньги. После получения результата, в случае если он не устраивал менеджмент, предприятие было вынуждено переделывать весь бюджет и таких итераций могло доходить до трех. Как следствие, увеличивался срок согласования бюджета и существенно возрастали трудозатраты. Кроме этого, бюджеты были слишком детализированы, их анализ и проверка занимала много времени.

Поскольку на бюджет завязано большинство расчетов связанных с выбором перспективных направлений горных работ, оценкой минеральных ресурсов и запасов, инвестиционными направлениями группы, у нас возник острый дефицит времени при подготовке и согласовании бюджетов. Нарушение сроков негативно сказывалось на дальнейших действиях смежных подразделений. В итоге, с целью сокращения времени бюджетного процесса, снижения трудозатрат, упрощения процедуры согласования и утверждения бюджета была разработана собственная концепция бюджетирования «от достигнутого факта». Следует отметить, что данная концепция не нова и успешно применяется на некоторых отечественных и зарубежных предприятиях.

Каковы основные цели и принципы этой концепции?

Основной принцип формирования бюджета «от достигнутого факта» — трансформация базовых фактически достигнутых экономических показателей в аналогичные на планируемый период с учетом различных факторов. Для горно-металлургического предприятия, такими показателями, например, являются удельные затраты на выемку 1 тонны горной массы, 1 тонну переработки руды, а для предприятия в целом — удельные затраты на производство одной унции (тонны) драгоценного металла. На основе полученных плановых удельных показателей формируется модель бюджета предприятия с учетом движения незавершенного производства.

Каков алгоритм формирования бюджета по принципу «от достигнутого факта»?

Как уже говорилось выше, алгоритм формирования бюджета «от достигнутого факта» достаточно прост и предполагает 4 этапа.

1. Подготовка исходных данных;

2. Трансформация фактических удельных показателей в плановые и непосредственное формирование бюджета;

3. Согласование и утверждение бюджета;

4. Наполнение и расшифровка утвержденного бюджета.

На первом этапе осуществляется согласование основных макроэкономических параметров будущего бюджета и проводится подготовка фактических удельных затрат к трансформации. Удельные затраты маркируются на постоянные и переменные, очищаются от крупных разовых затрат, таких как дорогостоящие ремонты, разовые списания расходов будущих периодов, выделяется валютная составляющая в затратах передела. Итогом данного этапа можно считать подготовленный фактический удельный денежный показатель к трансформации в плановый.

На втором этапе, фактический удельный показатель преобразовывается в плановый с учетом изменения таких факторов, как объемы производства, горно-технические условия, валютный курс, коэффициент инфляции, разовые крупные затраты (ремонты капитального характера), результат от реализованных мероприятий оптимизационного характера. Полученные удельные показатели являются основой для нового бюджета. Бюджет формируется с учетом движения полупродуктов по переделам (с учетом НЗП) путем перемножения удельных плановых затратных показателей на объемы производства.

На этапе согласования филиалы управляющей компании проверяют бюджеты подшефных предприятий на корректность учета всех факторов, полноту учета в бюджете результатов от оптимизационных мероприятий. По сути, филиал должен проверить на сколько корректно было осуществлено изменение фактического удельника в плановый и согласовывать отклонения вновь полученного планового показателя от фактического. Согласованная версия бюджета, являющаяся итогом взаимодействия филиала и предприятия, подлежит утверждению у генерального директора.

На четвертом этапе утвержденный бюджет подлежит расшифровке и наполнению в системе 1С8 УПП. В рамках данного этапа формируется детальная производственная часть бюджета, осуществляется расчет и внесение потребности в товароматериальных ценностях, услугах, делается детальный расчет ФОТ, отчислений и налогов. Внесение данной информации в систему 1С 8 позволяет нам использовать ранее разработанные автоматизированные системы контроля исполнения бюджетов, а также упрощает формирование управленческой отчетности. Внесенные расшифровки в систему 1С не должны превышать сумму утвержденного бюджета.

Какой эффект получила ваша компания, используя метод формирования бюджета «от достигнутого факта»?

В результате опытного составления бюджета можно отметить следующие положительные моменты. Мы сократили срок формирования бюджета в 1,5 раза: с 51 до 34 рабочих дней.

Значительно упростилась процедура проверки и согласования бюджета за счет сокращения объемов проверяемой информации.

При формировании бюджета по новой концепции в полной мере учитываются экономические эффекты от оптимизационных мероприятий.

Усилить эффект от внедрения новой концепции возможно при использовании современных программных продуктов. Простой алгоритм расчета позволит успешно автоматизировать процесс.

Задать свои вопросы Сергею и узнать больше об опыте «Полиметалл УК» вы сможете на шестой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», которая пройдет которая пройдет 13—15 сентября 2017 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений