- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Дарья Ким: «Вы можете расширить понимание роли казначейства в компании и тем самым продвинуться по карьерной лестнице»
11.07.2017
Дарья Ким, руководитель департамента корпоративных финансов и казначейства холдинга «Евраз», рассказала CFO Russia как можно сменить несколько должностей, компаний и даже стран прежде, чем найдёшь работу по душе, и какие качества необходимы казначею для карьерного роста.
Дарья окончила Ярославский государственный университет имени
Чем принципиально отличается образование в США от российского?
К слову, на нашем курсе MBA почти не было людей, которые пришли сразу после университета. В основном это были успешные, состоявшиеся менеджеры и предприниматели, которые хотели повысить свою квалификацию.
У вас не было возможности остаться после учебы в США? Почему вы решили вернуться в родной город?
Такой задачи я себе не ставила, не было желания остаться, на тот момент образование в США я рассматривала как возможность получить новый опыт и выйти за привычные рамки, нежели чем осознанный шаг в карьере.
Кем вы работали после возвращения в Ярославль?
Контроллером на Ярославском электромашиностроительном заводе (
В 2006 году вы уехали работать в североамериканское подразделение компании «Северсталь». Как вам удалось сделать такой скачок в карьере?
Сначала скачком в карьере это сложно было назвать, я начинала с должности финансового аналитика с зарплатой на уровне секретаря. Тем не менее, это было удачное стечение обстоятельств. Мне нужна была работа в Штатах (мой супруг в то время получал степень доктора философии (PhD) в Государственном университете штата Мичиган), но далеко не все американские компании были готовы заниматься сложным иммиграционным процессом найма иностранного гражданина, а «Северстали» нужны были хорошие специалисты со знанием русского языка.
Актив, на котором я работала в штатах, с богатой историей, часть бывшего Ford River Rouge Complex, построенного Генри Фордом в 1928 году. Это был крупнейший интегрированный машиностроительный комплекс в мире, который начинался с собственного сталелитейного производства, а на выходе с конвейерной линии (которую тоже изобрел Форд) выезжала легендарная модель автомобиля «Форд Т». «Северсталь» приобрела сталелитейный комплекс в 2004 году.
Чем вы занимались в Америке?
Я работала в департаменте казначейства, занималась привлечением финансирования под операционную деятельность и
Было много интересных задач и в сфере M&A. Это был период высоких цен на сырье и сталь, что позволяло металлургическим компаниям расти и инвестировать средства. Я объездила много стальных активов в Штатах, участвовала в проведении
Почему вы решили вернуться в Россию?
В 2008 году финансовый директор североамериканского подразделения получил повышение и уехал в Москву. Он предложил и мне переехать в головной офис. Я согласилась.
Моей главной задачей на новом месте работы стала централизация казначейства и корпоративных финансов. Эти функции на тот момент были в значительной степени децентрализованы. Предприятия холдинга самостоятельно привлекали финансирование и размещали депозиты, не хватало оперативной казначейской отчетности на консолидированном уровне.
Кризис 2008 года подстегнул запрос на консолидацию и повышение эффективности процессов. Необходимо было централизовать управление долговым портфелем, в ряде случаев изменить и синхронизировать условия кредитования. Это была не простая задача, долговой портфель Северстали на тот момент составлял более 7 млрд долларов, а EBITDA по результатам 2009 года составила менее 1 млрд.
Мы работали над централизацией казначейской функции, начинали с детального бенчмаркинга с лучшими отечественными и зарубежными практиками, затем формировали и внедряли целевую структуру. При этом внутреннее сопротивление к изменениям, было, наверное, самым главным вызовом. Идея заключалась в том, что функция исполнения платежей и управления ликвидностью более эффективно работает на централизованной основе и освобождает время финансовых директоров производственных активов на решение более важных задач, связанных с экономикой, себестоимостью, выполнением инвестиционных программ. Эта философия была принята не сразу.
После «Северстали» вы работали в «Мечеле». Чем вам запомнилась работа в этой компании?
Работая в «Мечеле», я приобрела огромный и очень полезный опыт ведения переговоров с кредиторами. Одно дело общаться с банками от лица компании с инвестиционным рейтингом и другое — работа в компании с высокой долговой нагрузкой. Нужно было учиться строить взаимоотношения по абсолютно другой схеме, находить компромиссы, вести честный диалог с кредиторами в нестандартной ситуации, максимально эффективно решать проблемы компании и суметь сохранить собственную репутацию. Профессионально было очень интересно.
Почему вы решили уйти из компании «Мечел»?
Задачи, связанные только с рефинансированием долгового портфеля, были понятны, но не новы для меня. В идеале своей целью в любой компании я вижу построение эффективной системы, которая большинство времени может работать без меня (или любого другого отдельно взятого человека). Важны системные решения, выстраивание процессов, повышение их эффективности, снижение трудоемкости и затрат, развитие
Почему вы решили сменить не только компанию, но даже отрасль?
«Первая грузовая компания» — сестринская компания НЛМК, так что в некотором смысле я не далеко ушла от металлургической отрасли.
Каких результатов вам удалось добиться в ПГК?
У меня было несколько интересных проектов. В первую очередь, это централизация казначейской функции. До моего прихода платежная функция осуществлялась на всех филиалах, мы консолидировали это силами нескольких сотрудников в головном офисе, выбрали расчетный банк, запустили с ним физический
Была также задача по рефинансированию крупного кредита, привлеченного в 2011–2012 годах на покупку акций
С вашей точки зрения, что наиболее важно при выходе на публичные долговые рынки (DCM)?
Техника, документация, подготовка к сделке, выбор организатора — это важно, но само собой разумеется. Главное — правильно выбранный момент для размещения. На хорошем рынке можно разместить бумагу даже среднего кредитного качества с минимальной премией, на плохом придется заплатить премию к «вторичке» даже высшему эшелону. Нужно планировать свою работу, выстраивать долговой профиль в соответствии с прогнозами по генерации свободного денежного потока компании и выбирать правильный момент для рефинансирования заранее.
Почему вы решили перейти в «ЕВРАЗ»?
Я отработала в ПГК два года, выполнила поставленные задачи по казначейству и корпоративным финансам. Настало время смотреть на новые возможности. В этот момент компания «ЕВРАЗ» искала человека, который может возглавить функцию казначейства и корпоративных финансов. Задачи, которые предлагали решать, мне были понятны, с учетом масштаба компании было очевидно, что будет не скучно. Более того, в «ЕВРАЗЕ» работает очень профессиональная команда, и мне было интересно стать ее частью.
Чем вы занимаетесь в «ЕВРАЗЕ» сегодня?
В части корпоративного финансирования, это дальнейшая оптимизация долгового портфеля, удлинение сроков погашения, снижение стоимости, улучшение условий, диверсификация инструментов. За полтора года моей работы в компании мы трижды выходили на рынок еврооблигаций, выкупали бонды с короткими сроками погашения и замещали их новыми, под более низкую ставку и на более долгий срок, разместили рублевые облигации, провели серию сделок в части банковского рефинансирования.
Есть задачи и по казначейству. В «ЕВРАЗЕ» уже давно существует единый расчетный центр, который централизованно исполняет платежи группы компаний, внедрены лучшие практики в части обмена информацией с банками, это практически единственная компания, которая несколько лет назад полноценно исполняла платежи с использованием SWIFT. Но несмотря на эти успехи всегда есть поле для дальнейшего совершенствования. За прошедший год мы сделали много работы в части стандартизации и упрощения казначейских процессов.
Сейчас в работе автоматизация функции валютного контроля, автоматизация ряда платежных контролей (это достаточно сложная задача в первую очередь с точки зрения интеграции, учитывая масштаб группы и множество информационных систем, на которых работают наши предприятия), совместно со снабжением проработка процесса P2P, задачи, связанные с управлением оборотным капиталом.
Какие переломные моменты вы можете выделить в своей карьере?
Самым важным практически в любой карьере я считаю не приобретение профессиональных умений (например, как подготовить и закрыть сделку, настроить
Что касается личностного роста, то моё отношение к работе с течением времени изменилось. На первых этапах карьеры мне не хватало знаний и опыта, и я компенсировала их трудолюбием, работая круглыми сутками. Такой подход хорош приобретением навыков, но есть и минус — ты все пытаешься делать сама, но человеческие ресурсы ограниченны, и самостоятельно реализовать большой проект невозможно.
Со временем я научилась расставлять приоритеты, делегировать и больше полагаться на свою команду. С опытом приходит понимание, что в крупном проекте не всегда все будет идти по плану, и боязнь ошибки и наказания за нее не должна отбивать интерес к работе и движение к достижению цели. Ошибки нужно уметь прощать, причём не только другим, но иногда и себе. Такой подход поддерживает мотивацию и интерес сотрудников.
Сейчас, вспоминая свой опыт, вы можете назвать
Принципиально
Какие, на ваш взгляд, существуют варианты карьерного роста казначея?
Их два: вертикальный и горизонтальный. У любого казначея должны быть амбиции стать финансовым директором. Если нет возможности сделать это в той компании, где вы работаете, можно рассмотреть должность финансового директора в компании меньшего масштаба.
В каждой компании роль казначея видится
Или, если ваша компания недостаточно велика для расширения роли казначея, переход в крупную компанию, где казначей выполняет более сложные задачи. Например, среднему бизнесу возможно не нужен
Какими навыками должен обладать казначей для развития карьеры?
Умение работать с людьми и вести людей за собой необходимы человеку для развития карьеры в любой сфере, в том числе в казначействе. Хороший казначей — это в первую очередь
О самых актуальных вопросах казначейства мы поговорим на конференции «Корпоративное казначейство», которая пройдет 19-20 октября в Москве.
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии