- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Илья Соловий: «Верный способ сокращения расходов – изменение и модернизация бизнес-модели»
04.05.2017
Илья Соловий, финансовый директор компании «Быстроденьги» и спикер Baltic CFO Summit, рассказал CFO Russia, как обеспечить рост бизнеса при долгосрочной рецессии в экономике государства.
Возможен ли рост бизнеса при долгосрочной рецессии в экономике государства?
Уверен, что возможен. Более того, этот рост более качественный. В условиях падения общего рынка растут только сильные игроки, вытесняя слабых. Доказательством может служить сложившаяся в России ситуация. Страна находится в рецессии. ВВП стабильно снижается. Тем не менее в таких сферах бизнеса, как финансы, металлургия и ритейл, мы видим рост сильных игроков.
Кроме того, во время рецессии появляются новые сегменты рынка, и те, кто рано и успешно в них зашел, растут за счет развития этих сегментов. Если обратиться к конкретным примерам, то в России растут все, кто работает в альтернативном финансировании, к примеру,
В нашей компании в прошлом году бизнес вырос в объеме выданных займов: на 9% по сравнению с предыдущим годом. Мы расширили спектр предоставляемых клиентам услуг и запустили несколько новых каналов оплаты. То есть, мы не только сохранили чистую выручку на уровне 2015 года, но и смогли качественно вырасти и расширить компанию.
То есть на рынке услуг уже появился новый стандарт. Не все к нему приспособились и растут как раз те, кто принял новые правила?
Да. Это очень хорошо видно и в других сферах, например, перевозке пассажиров. Классические службы такси со своими автопарками находятся в глубочайшей депрессии. При этом агрегаторы Uber,
Мы видим, как растут другие
И есть те, кто не смог этого сделать и ушёл с рынка или перешёл в другие руки, как Irr.ru — «Из рук в руки», очень старый сервис. Он был открыт в
В период рецессии у компании есть только эти варианты развития или ещё
Да, есть.
Следующая статья снижения расходов — сокращение развития
Следующий способ снижения расходов — создание мобильного приложения. Такое решение резко разгружает розничную сеть и даже
Есть компании, которые пошли ещё дальше. Яркий пример — TalkBank. Он даже не стал разрабатывать своё мобильное приложение. Общение с клиентом осуществляется только с помощью
Другими словами, сейчас у компаний есть множество возможностей для роста бизнеса, обусловленных сокращением расходов на труд человека, включая зарплату, налоги, рабочие места
Главное помнить, что существует три способа урезания расходов за счёт сокращения количества сотрудников, но только один из них верный. Первый — сокращение персонала в магазинах или их закрытие. К чему это приводит? К ухудшению сервиса и, как следствие, оттоку клиентов. Появятся очереди, оставшиеся сотрудники не будут успевать обслужить людей. Недовольные клиенты уйдут в компании с лучшим сервисом.
Второй способ — снижение зарплаты персонала. Оно приведет к недовольству сотрудников, которые быстро передадут его клиентам. Как будет развиваться сценарий дальше? Так же, как и в первом случае.
И третий способ, единственно верный, — изменение и модернизация
Все эти изменения рынка влияют на роль финансового директора в компании. Как именно она меняется?
Она меняется в двух направлениях: доходном и расходном. Начну с более важного — доходного. Как я уже говорил, сегодня быстро растут те, кто меняет каналы взаимодействия с клиентом. Для проведения таких реформ требуется особый подход к оценке изменений.
В современном мире уже давно не работает долгосрочное
Другой путь — создавать MVP (minimum viable product или минимально жизнеспособный продукт). К примеру, компания хочет сделать мобильное приложение, но не уверена, что именно нужно клиентам. Тогда она запускает самое простое приложение и начинает его тестировать: в первом квартале предлагает приложение постоянным клиентам. Если оно пользуется спросом, то во втором квартале компания расширяет или изменяет его функционал. При активном использовании приложения в третьем квартале его предлагают уже всем клиентам. Для осуществления такого сценария финансовый директор должен наладить систему оперативной отчетности, которая регулярно предоставляет данные по продукту. В нашей компании оперативные отчеты составляются каждую неделю. Конечно, потом из них составляются квартальная и ежегодная отчетности, но для нормальной работы компании необходим постоянный анализ менее длительного периода. Тогда показатели любого проекта достоверны и актуальны, что позволяет качественно его оценить и принять оперативное решение о дальнейшем развитии или закрытии.
Итак, резюмирую описание сегодняшней роли финансового директора в доходной части.
Чтобы соответствовать новой роли, финансовому директору нужно очень хорошо разбираться в технической части вопроса. Так как он не составляет детальный
Звучит отлично, но владельцы бизнеса или генеральный директор не будут требовать от CFO долгосрочного плана?
Здесь есть два варианта. Первый — многие генеральные директора быстро растущих компаний мыслят сейчас так же: они и не будут пытаться получить подробный долгосрочный
Второй вариант. Да, может возникнуть недопонимание. Здесь нужно уметь убедить. По моему опыту, в таких ситуациях лучшая аргументация — это показать проект в деле. Провести эксперимент. Запустить MVP. Обычно достаточно
Вы говорили, что роль финансового директора меняется в двух направлениях. Как она меняется в расходном?
Ранее я рассказывал о способах сокращения расходов, приводил примеры, по которым ясно видно, какое решение будет правильным. К сожалению, в жизни редко встречается такая ясность. Задача финансового директора определить, будет ли то или иное решение способом оптимизации работы компании или инструментом для спиливания сука, на котором компания сидит.
А вы принимали неверные решения?
Да, ошибки были. Например, в свое время сократили расходы на бензин. Операционные сотрудники стали меньше ездить по офисам, что привело к снижению качества клиентского сервиса. Мы быстро увидели свою ошибку и вернули расходы на бензин на прежний уровень.
То есть финансовому директору нужно отслеживать все изменения, связанные с принятым решением, чтобы в случае ошибки быстро её исправить?
По крайней мере, крупные изменения. Как я уже говорил, ему нужно наладить механизм подготовки оперативной отчетности, содержащей актуальную информацию. Чтобы компания не пребывала в иллюзиях, а сразу видела результаты принятого решения и, если они её не устраивают, прекращала пилить под собой сук. И ещё один важный момент — надо всегда предусматривать «пути отхода».
Вот пример из опыта нашей компании. «Быстроденьги» решила запустить программу лояльности. У нас есть значительное число заемщиков, которые часто пользуются займами. Программа предусматривает снижение процентной ставки по мере того, как клиент берет у нас займы. Постепенно ставка может снизиться на четверть. Снижение процентной ставки само по себе снижает нашу доходность. Мы рассчитываем, что программа лояльности позволит привлечь больше новых клиентов и одновременно удержать старых. Но цена ошибки велика. Поэтому мы приняли два важных решения в рамках этого проекта. Первое: мы создали контрольную группу из нескольких городов, где нет этой программы, чтобы в оперативном режиме отслеживать основные показатели и общую эффективность программы. И второе: заложили в самом начале безболезненную возможность ее изменения или даже отмены.
Задать собственные вопросы Илье и узнать больше об опыте «Быстроденьги» вы сможете на Baltic CFO Summit, который пройдет 26–27 апреля в
Ирина Экзархо
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии