- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Евгений Каневский: «Проектное финансирование – это замкнутая система, которая сама себя обеспечивает»
02.03.2017
Евгений Каневский, финансовый директор «Кантри Девелопмент» и спикер делового завтрака «Уголовно-правовая ответственность бизнеса», рассказал
Каковы последние тенденции в привлечении проектного финансирования в банках?
Проектное финансирование в чистом виде для независимых компаний (или групп компаний) фактически отсутствует. И если в рамках «олигархических» структур ещё можно принять волевое решение и профинансировать свой же проект, то прийти в банк «с улицы» или даже по знакомству за таким же кредитом — это уже скорее из области фантастики или, наоборот, исторической литературы.
Что такое классическое проектное финансирование? Банк даёт деньги на реализацию проекта, а источником погашения кредита служат поступления от реализации этого же проекта. Причём в качестве обеспечения кредитору предоставляются активы всё того же проекта. Для его реализации создаются новые или передаются существующие юрлица с активами, которые одновременно выступают заёмщиками и предоставляют обеспечение. То есть проектное финансирование — это замкнутая система, которая сама себя обеспечивает на протяжении всего жизненного цикла. И таких замкнутых систем у крупного бизнеса может быть несколько, а риски акционеров, связанные с проектами, раскладываются по «разным корзинам».
У нас такой вариант относительно успешно развивался лет 10–12 назад, но с наступлением кризиса, даже при наличии у банков денег, получить такое проектное финансирование независимой структуре стало практически невозможно. Банки совершенно справедливо стали более трепетно относиться к рискам, которые в условиях кризиса выросли для любой коммерческой структуры.
По своему опыту работы в недвижимости с 2003 года и в относительно крупных девелоперских структурах, и в компаниях поменьше могу сказать, что и раньше, до кризиса, банки требовали от заёмщиков дополнительное «твёрдое» обеспечение. И чем это обеспечение ликвиднее — тем больше было шансов получить финансирование. Это могли быть «остатки» реализованных проектов в виде готовых коттеджей или квартир, собственные офисы и другая недвижимость девелопера. И плюс к этому — личные поручительства акционеров. И тут уж начинался процесс переговоров, в котором крупным брэндовым компаниям ещё
Справедливости ради нужно отметить, что банки сейчас практически не используют термин «проектное финансирование», предпочитая выдавать денежные средства «на пополнение оборотных средств» либо «на развитие бизнеса».
Ну и, разумеется, поскольку риски в экономике сегодня в целом выше, чем до кризиса, то и стоимость заёмных денег в среднем тоже выросла.
Какие кредитные продукты сегодня наиболее популярны в строительной отрасли?
Потребности компании в различных кредитных продуктах зависят от той роли, которую компания играет в процессе создания объекта недвижимости. Так, заказчик или соинвестор нуждается в проектном финансировании.
Для мобилизации стройплощадки, закупки материалов и начала строительных работ генеральный подрядчик обычно обеспечивается авансовыми денежными средствами заказчиком на условиях договора генерального подряда, которые предусматривают последующий зачёт авансов по мере выполнения работ и кредиты ему, на первый взгляд, не особо и нужны.
Однако, на практике подрядчики, чтобы выиграть тендер, предлагают заказчикам «интересные конкурентные предложения», в том числе заниженные требования по объёму финансирования, а то и вовсе ради получения контракта соглашаются на самостоятельное обеспечение стройки финансовыми ресурсами, с последующим возмещением их заказчикам после подписания актов выполненных работ. В этом случае подрядчик обращается в банки за «
Кроме получения заёмного финансирования в виде кредитов или кредитных линий, подрядчики широчайше используют такой продукт, как банковская гарантия. Наиболее распространены три типа банковских гарантий, которые запрашивают заказчики у подрядчиков, а те, в свою очередь, у банков:
-
тендерные гарантии, покрывающие риски заказчика в случае отказа подрядчика от участия в тендере после подачи заявки, либо отказа подписывать контракт после победы в тендере;
-
гарантии возврата аванса, в случае, если подрядчик не отработает полученный аванс и не вернёт его заказчику;
-
гарантии надлежащего исполнения контракта (в основном по срокам, но и по другим условиям — качеству работ, предоставления документации
и т. д. ).
Дополнительно хотел бы сказать ещё о двух кредитных продуктах:
Первый также актуален больше для генподрядчиков и подрядчиков — это кредитование под залог приобретаемой техники и оборудования. Поскольку у генподрядчика довольно велик объём основных средств, разумным, а порой и единственно возможным представляется приобретение всевозможной строительной техники, опалубки, бетононасосов и прочего строительного оборудования на целевые кредиты, либо же с использованием лизинга.
Второй — универсальный финансовый инструмент для любого бизнеса — это овердрафт при краткосрочной нехватке денежных средств, либо краткосрочные депозиты в случае временного избытка денег на счетах.
К каким рискам нужно быть готовой компании строительной отрасли? Как их можно минимизировать?
Риски девелоперов и строителей также разнообразны, как и их деятельность, особенно в кризисное время. Этот вопрос достоин отдельной конференции, и даже не одной. Но чтобы не оставить Ваш вопрос совсем без ответа, скажу, что, риски различных участников рынка недвижимости также зависят от той роли, которую они играют в процессе создания объектов.
Риски девелопера лежат, на мой взгляд, в основном в стратегической и маркетинговой областях — какой продукт и когда вывести на рынок. У генподрядчика же риски находятся больше в операционной деятельности — как максимально эффективно управлять своей себестоимостью, чтобы, с одной стороны, тратить достаточно много, чтобы обеспечивать надлежащее качество и сроки выполнения работ, а с другой — достаточно мало, чтобы выигрывать тендеры и оставаться при этом в прибыли. Плюс генподрядчик должен всегда управлять рисками, связанными с большим собственным персоналом, который может насчитывать сотни и даже тысячи рабочих, ИТР и административного персонала, либо управлять десятками субподрядчиков с их многочисленными контрактами, сетевыми графиками и бюджетами.
Задать собственные вопросы Евгению и узнать больше об опыте «Кантри Девелопмент» вы сможете на деловом завтраке «Уголовно-правовая ответственность бизнеса», который пройдет 20 февраля 2018 года в Москве.
Ирина Экзархо
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии