- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Павел Викулаев: «Мы разработали свой “управленческий” подход к формированию БДР проекта»
20.02.2017
Павел Викулаев, заместитель финансового директора компании «Ленстройтрест» и спикер Делового завтрака «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», поделился с
Какие существуют подходы к формированию БДР строительного проекта и определению размера рабочего капитала проекта в различных
Любая средняя и крупная строительная компания использует несколько подходов одновременно. Мы не стали исключением. Для учета выручки и расходов по строительству мы используем,
Расскажу подробнее о каждом из подходов. В отчетности по МСФО бюджет расходов и доходов строительного проекта отсутствует. Только после завершения проекта могут быть сформированы выручка и расходы. То есть этот подход хорош при подготовке отчетности только для внешнего пользователя, поскольку заточен не на оперативность данных, а на осторожность в признании доходов. Строительные компании вынуждены формировать БДР в соответствии с правилами МСФО для размещения акций или облигаций на бирже. Но он абсолютно не подходит для оперативного управления бюджетом проекта. Рабочий капитал при таком подходе будет равен сумме потраченных на проект денежных средств, а это величина не управляемая, есть смета и застройщик должен ее освоить.
Чем российская система бухгалтерского учета принципиально отличается от МСФО? Она очень привязана к закону. Например, в договорах долевого участия строители обязаны выделять процент вознаграждения застройщика из средств дольщиков. Согласно ФЗ 214 деньги дольщиков — это не доход застройщика, а целевое финансирование. То есть, согласно РСБУ доход — это только маленькая часть общей суммы, затраченной на строительство. Расходов у застройщика практически нет (за исключением издержек на управляющий персонал), потому что они компенсируются дольщиками, то есть покрывается целевым финансированием. Другими словами, застройщик в
Хорош ли этот подход? Нет не хорош, причем для всех. Дольщики, несмотря на то, что предоставляют целевое финансирование, не имеют прав, которые обычно есть у предоставляющих этот вид финансирования. Они не могут влиять на ход проекта, не могут задавать свои
Учитывая недостатки общепринятых подходов к учету доходов, расходов и активов по проекту, мы разработали свой «управленческий» подход. За основу мы взяли положения МСФО15 «Выручка», касающиеся учета по договорам, когда происходит постепенное выполнение обязанности к исполнению (ранее этот подход был изложен в IAS 11 «договоры на строительство»). То есть, мы признаем выручку и расходы по
Какие источники финансирования строительного проекта использует ваша компания?
Хочу сразу оговориться, что когда мы говорим о источниках финансирования
У
-
средства заказчиков или дольщиков (в долевом строительстве);
-
проектное финансирование или средства инвесторов;
-
общекорпоративное финансирование (компания предоставляет «внутренний» кредит на проект за счет собственных оборотных средств или за счет нецелевых кредитов).
Что касается средств заказчиков/дольщиков, то их нельзя в полной мере считать источником финансирования. Предположим, плановая смета нашего проекта 80 руб. Плановый доход по проекту — 100 руб., которые мы получаем от заказчиков. Вопрос: в каждом рубле, который мы получаем от заказчиков, какая сумма денег является источником финансирования для этого проекта? Мы прекрасно понимаем, что плановый маржинальный доход с проекта в размере 20 руб. служит источником финансирования накладных расходов компании и источником накопления собственного капитала. Поэтому при определении источников финансирования проекта мы придерживаемся следующего правила (применительно к вышеописанном примеру): в каждом принесенном дольщиком рубле только 80 копеек финансируют проект. Есть плановые 20% средств заказчиков/клиентов, которые мы из проекта априори заберем для финансирования общекорпоративных накладных расходов. Другими словами, лишь 80% предоставленных заказчиком/дольщиками средств становятся источником финансирования. Причем, средства дольщиков — это платный источник. Как определить его стоимость? Теоретически очень легко. Всем известно, что при привлечении денег от дольщиков действует следующая схема: чем раньше дольщик купил квадратные метры, тем ниже их стоимость. Скидка от стоимости готовой недвижимости и есть цена полученных от дольщиков средств. В этом, наш подход к определению источников финансирования
Если средств дольщиков/заказчика не хватает, мы привлекаем проектное финансирование, или ищем инвестора. Строго говоря, проектное финансирования должно оформляться под каждый
И наконец, третий источник — корпоративное финансирование. Его стоимость для проекта определить сложнее всего, особенно если речь идет о собственных оборотных средствах компании. Идеально, если в компании предусмотрен механизм внутрикорпоративных заимствований, некий внутренний виртуальный банк. Руководитель каждого проекта может одалживать там средства. Процентная ставка в этом «банке» должна изменяться, отражая финансовую политику и финансовое положение в Компании.
Как правило, средства во внутрикорпоративном банке очень дороги, поскольку должны быть крайним источником финансирования для проекта, проект должен финансировать себя сам: хорошему проекту должно быть достаточно средств заказчиков, дольщиков, инвесторов,
Что может повлиять на изменение внутрикорпоративной процентной ставки?
Скорость изменения процентной ставки на внутрикорпоративный кредит — это скорость реагирования на изменяющуюся внешнюю среду. Например, мы видим, что квартиры продаются со слишком большой скидкой от возможной будущей цены, мы понимаем, что нужно менять ситуацию и замедлить продажи, подняв цены. Однако, чтобы их остановить, нужно располагать общекорпоративными ресурсами и предоставить руководителю проекта более выгодный источник финансирования. Так может быть принято решение о снижении процентной ставки. Руководитель проекта мотивирован показать хороший финансовый результат, от которого зависит его бонус. Он среагирует на это повышением цен. Цель будет достигнута.
Обратная ситуация при острой нехватке средств в компании, например, на «вход» в новый проект или просто в случае кризиса на рынке, внутрикорпоративная ставка может быть поднята так, чтобы снижение цен «покрывалось» процентным доходом от внутрикорпоративного размещения средств.
Задать собственные вопросы Павлу и узнать больше об опыте «Ленстройтреста» вы сможете на Деловом завтраке «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», который пройдет 18 июля 2018 года в Москве.
Ирина Экзархо
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии