- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
Михаил Баранов: «Мы умеем работать в любых ситуациях»
18.11.2016

Михаил Баранов работает в фармацевтической отрасли почти 15 лет. Он привык работать в условиях неопределенности: финансовым директором компании «Нижфарм» стал незадолго до кризиса
В 2002 году, спустя два года после окончания экономического факультета Нижегородского технического университета, вы пришли в компанию ведущим экономистом. И уже в 2006 году стали заместителем финансового директора. Что помогло вам продвинуться по карьерной лестнице?
Я пришел в компанию ведущим экономистом в отдел стратегического планирования. На тот момент его возглавлял Дмитрий Ефимов, ныне генеральный директор «Нижфарм». Наш отдел был не совсем уж рядовым подразделением в компании. Мы были постоянно вовлечены в проекты, связанные с работой Совета директоров, помогали «упаковывать» стратегические проекты в решения Совета. Впоследствии, когда я стал начальником отдела стратегического планирования, а Дмитрий Ефимов — финансовым директором, мы вместе участвовали в подготовке продажи «Нижфарм» стратегическому инвестору. Непосредственное участие в главных для компании проектах давало возможность видеть картину целиком. И это облегчало карьерный рост. И росли мы с Дмитрием, так получалось, что всегда вместе.
Расскажите, как проходил процесс покупки «Нижфарма» немецкой компанией STADA AG.
STADA стала стратегическим инвестором, выкупив в 2005 году мажоритарный пакет акций. Это была одна из первых сделок в России, когда стратегический фармацевтический инвестор пришел на российский рынок с такой суммой инвестиций — более 80 млн евро. После нашей сделки на фармацевтическом рынке России начался период «M&
Что дало компании «Нижфарм» поглощение немецким концерном, одним из мировых лидеров в производстве дженериков. Как это повлияло на вашу корпоративную культуру?
Скорее всего, сделка как раз и состоялась
Справка о компании
Продуктовый портфель компании включает более 150 наименований препаратов, использующихся в таких социально значимых областях медицины как кардиология, неврология, гинекология, урология и другие. Около 50% продукции компании относятся к лекарствам, входящим в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Предприятие уже несколько лет является лидером фармэкспорта России. В настоящее время представительства
Производственные мощности «Нижфарм» располагаются в Нижнем Новгороде на 11,5 тыс. кв. метров с цехами по производству мазей, гелей, суппозиториев, линиментов, таблеток.
«Нельзя финансировать долгосрочные проекты короткими деньгами»
С какими сложностями вы столкнулись при поглощении?
На момент сделки мы давно уже регулярно готовили
Ваше назначение на позицию финансового директора компании состоялось незадолго до начала финансового кризиса 2007–2008 годов. Что было на том этапе наиболее сложным?
Мое назначение на позицию финансового директора произошло в самый разгар подготовки сделки по приобретению московской группы компаний
Какие выводы вы сделали?
Сделанные нами выводы — лишь подтверждение классической модели: если у тебя долгосрочный проект, его нельзя финансировать короткими деньгами. В
Такой подход дисциплинирует: есть конкретные транши по долгосрочным кредитам, четкое понимание, сколько осталось платить. А когда много коротких денег из разных источников и на разные проекты, теряется понимание финансовой эффективности этих проектов.
«В текущий кризис мы входили спокойнее и увереннее»
Заместителем генерального директора вы стали незадолго до нового кризиса, вызванного политическими событиями. Вы были подготовлены к нему?
Между двумя волнами кризисов
Конечно, наши потребители зарабатывают рубли и платят нам в рублях, поэтому ослабление рубля оказывает сильное влияние на рентабельность нашего бизнеса. Но мы стараемся минимизировать влияние этого фактора.
Каким образом?
Переходим на рублевое выражение цен по импортным контрактам с оплатой в евро по курсу, перекладывая по внутригрупповым закупкам валютные риски на
Какие финансовые инструменты вам помогают в этой ситуации?
Мы размышляли по поводу использования хеджирования, но пока просто перешли на работу с нашими внутригрупповыми коллегами в рублях и платеж «сразу по поставке». Это квазихедж, но мы не связаны с необходимостью платить в установленный хеджированием срок, и просто управляем небольшим портфелем коротких кредитов для финансирования рабочего капитала.
«У нас есть ограничения с точки зрения жесткого поведения по отношению к дистрибьюторам»
Какие наиболее значимые тенденции на фармрынке Вы бы выделили? Как они влияют на работу финансовых руководителей?
Сейчас идет мощная тенденция на поддержку импортозамещения, локальных производителей дженериков. Многие компании активно строят новые заводы на территории России.
Второй тренд — рост себестоимости продукции
Говоря о тенденциях в фармацевтике, надо также отметить заметное консолидирование сектора дистрибуции. Число основных дистрибьюторов, которые продают и обеспечивают движение товара по цепи, в последнее время уменьшилось почти в два раза. В итоге остается еще 3–4 крупных игрока на весь фармрынок. Такая ситуация на фоне обычной практики работы с большими отсрочками дистрибьюторам, создает риски, связанные концентрацией кредитного риска на очень небольшом количестве дебиторов, прибавьте к этому еще учащающиеся случаи неплатежей в аптечном секторе. Есть ощущение сжимания потребительского спроса. Неплатежи внутри цепочки
Как можно застраховаться от этих рисков?
Поздно начинать
Помимо этого, мы сокращаем объемы товарных запасов в дистрибьюторском секторе, ужесточаем кредитную политику. В нашем сегменте рынок работает с большими отсрочками платежей дистрибьюторов. Отсрочку им приходится сокращать, иногда и в ущерб возможным продажам: идет ответная реакция дистрибьюторов и приходится искать тех, кто готов идти на уступки. Это было бы легче делать, если бы мы были инновационной компанией с уникальными запатентованными препаратами, но мы дженериковая компания. Поэтому у нас есть некоторые ограничения с точки зрения коммерческой позиции и возможностей жесткого поведения.
«Нам интересны крупные проекты, которые произведут тектонические сдвиги»
В чем еще вы видите потенциал повышения эффективности компании?
Мы уже давно начали процесс постоянной оптимизации и постоянных улучшений. Поэтому сейчас проектов экономии типа один карандаш вместо двух, у нас нет. Сейчас время для стратегических решений: мы локализуем ключевые бренды, которые производятся на наших зарубежных площадках в целях уйти от валютной зависимости и снизить себестоимость. Мы видим, что рентабельность компании можно повысить за счет переноса технологий производства ключевых брендов в Россию, при этом мы давно уже подтвердили себе и потребителям то, что качество, которое обеспечивают наши производственные площадки в России — на европейском уровне.
Кроме того, как я уже говорил, мы проводим более жесткую кредитную политику, стараемся повышать ее эффективность. В том числе за счет внедрения
Какие возможности кризис дает вам как финансовому руководителю и как изменились ваши задачи?
Растет количество амбициозных стратегических проектов, о которых прежде даже и не помышляли. Например, сейчас считаем стоимость переноса одного нашего производственного цеха из одной страны в другую, думаем, как определить эффективность этого решения и для принимающей стороны, и для передающей.
Как изменился горизонт планирования в кризис?
В обычной операционной деятельности горизонт, конечно, сократился. Мы вынуждены придержать запуски новых продуктов. Но с точки зрения стратегии горизонт, напротив, увеличился. Мы рассматриваем новые проекты сроком на 10–20 лет. Нам интересны крупные проекты, которые произведут тектонические сдвиги в положении компании на рынке.
«Финансовый руководитель — это, прежде всего, инвестор»
Какие ошибки, на ваш взгляд, наиболее типичны для начинающих финансовых руководителей?
Излишний уход в анализ большого количества мелких вопросов и деталей, которые приводят к потере общей картинки. Количество финансовых показателей компании, которые можно посчитать, миллионы. Понять, где тот самый набор показателей, который можно использовать в данной конкретной ситуации, — в этом и состоит искусство финансового директора.
Какие свои способности вы оцениваете наиболее высоко?
Умение работать в любой ситуации. Сделку по приобретению «Аквалора» в 2014 году мы закрывали в период новостей по украинскому конфликту. Хорошо помню процесс согласования текста договора со
Какие достижения наиболее значимые?
Моя команда — мое главное достижение. У меня получается собирать вокруг себя людей, с которыми и мне интересно, и которым со мной интересно работать.
По вашему мнению, за счет чего можно стать успешным финансовым руководителем?
Это большая совокупность факторов. Но изначально, конечно, — личностные качества. Человек должен уметь взглянуть на картинку шире. Наш главбух очень гармонично ощущает себя в роли главного бухгалтера. Она видит, как могут расти финансисты, но при этом говорит, что, нас, финансовых директоров, вообще не понимает. Мы для нее — люди с другой планеты. Если ты хороший главбух, это не значит, что ты можешь стать хорошим финансовым директором. Для меня было очень полезно понимание компании с разных сторон. Я всегда видел компанию в целом, понимал отдачу на бизнес тех или иных решений. Была возможность погрузиться немного в маркетинг, немного в закупки. Например, снабженец говорит о
Для себя я понял, что финансовый директор — это, прежде всего, инвестор. Я смотрю на компанию как на набор инвестпроектов. Например, даем деньги HR и рассчитываем на определенный выхлоп.
Вы давно в одной компании, пережили ни один кризис, — это и стрессы, и ситуации неопределенности. Что позволяет не выгорать в профессии?
Нашу компания всегда отличал хороший климат в коллективе, даже в тяжелые времена. Многие мои коллеги работают в компании дольше меня. Еще юмор помогает. Недавно
Текст: Татьяна Фроловская
Узнать больше о важных тенденциях в фармацевтической отрасли вы сможете на пятом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma 2016, который пройдет
Комментарии