- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
Диалог на высшем уровне
23.01.2010
Несколько дней назад скончался основатель и председатель cовета директоров дилерской группы Genser Игорь Пономарев. После долгой и тяжелой болезни, говорится в сообщении компании. Это известие потрясло редакцию CFO-Russia.ru, ведь всего несколько месяцев назад Игорь делал доклад на конференции по управлению рисками, организованной нашим порталом, писал статьи, с жаром говорил о том, каков будет бизнес после кризиса...
А еще Игорь Пономарев был участником нашего проекта, получившего название Master2Master, в рамках которого провел интервью с Виталием Подольским, в то время главным финансовым директором X5 Retail Group, примерив на себя роль журналиста. Его мы и воспроизводим сейчас в память об одном из самых ярких российских предпринимателей, долгие годы занимавшего в своей компании и пост финансового директора.
Беседа состоялась в июне 2007 года в московском кафе «Воск».
И. Пономарев: Расскажите, как вы пришли в финансовую область.
В. Подольский: Глядя в прошлое, трудно сказать, где в твоей судьбе заканчивается случайность и начинается сознательный выбор. Так, я поступил на журфак МГУ волей «случая», поскольку профессионально занимался фехтованием и меня пригласили в сборную университета. Я позвал с собой школьного друга, тоже мастера спорта СССР, Алексея Резниковича (который, видимо тоже «случайно», со временем стал главой холдинга Altimo). Спустя пару лет мы по стечению обстоятельств оказались на ВДНХ, где проходила выставка американского образования, и загорелись идеей поехать учиться в США. Несколько лет ездили по программам обмена в летние лагеря, и в 1991 году решили остаться и подавать документы в американские школы.
Помню, в конце лета мы получили свою долларовую зарплату, казавшуюся огромной, и я купил Ford Bobcat 1976 года за $70. Без страховки и прав я поехал через пол-Америки из штата Мэн в Чикаго, где жили друзья, у которых можно было остановиться. «Права» я себе сделал еще в Москве: напечатал на факультетской машинке на ломаном английском и поставил печать «Уплачено: ВЛКСМ». Если полицейские спрашивали, что это такое, я отвечал: «рашен драйв-лайсенс». Пару раз мне это сходило с рук.
В жизни порой бывают «моменты истины», когда у тебя в кармане $200 и ты стоишь со своим несчастным «бобкэтом» на заправке в Сиракузах, штат Онтарио, на полпути между Мэном и Чикаго. Ты первый раз за рулем, проехал полторы тысячи километров, и машина закипела. Как новичок я открыл крышку радиатора и обварил паром лицо и руку. Потом я сидел на бампере этого перегретого хлама, качаясь от дикой боли, и понимал, что денег у меня – только на то, чтобы повернуть в Нью-Йорк и лететь в Москву либо ехать дальше. Но выбрать нужно было что-то одно. Через два часа я завелся и поехал вперед, в Чикаго.
Здесь меня ждали два года работы и выживания, при этом я постоянно пытался поступить в бизнес-школы. Мне снова помогла случайность – встреча с финансовым директором телекоммуникационной компании Ameritech по имени Дорси, человеком, с детства прикованным к инвалидному креслу. Ему было лет сорок, он – заядлый яхтсмен, у него жена и двое детей, отличная квартира в центре города. Я ни разу не видел его разочарованным или расстроенным – он был полон энергии и позитива. А ведь человек не мог даже шевельнуть рукой. Когда Дорси узнал, что я поступаю в Высшую школу бизнеса Чикагского университета, он втайне от меня написал письмо-рекомендацию ее ректору. Наверняка, это помогло мне пройти конкурс в десять человек на место и стать одним из самых молодых студентов МВА.
Меня поразили различия между МГУ и Чикагской бизнес-школой. Например, что студенты оценивают преподавателей и выбирают, на чьи предметы они будут ходить, что баллы ставятся в процентной разбивке, то есть 10% студентов всегда получают «D» («неуд»). Другими словами, независимо от знания предмета ты конкурируешь за оценки со своими сокурсниками, а всем высший балл не достанется по определению. Поражали и беспощадные наказания за обман и списывание, которые в наших вузах являются чуть ли не предметом гордости. Здесь же перспектива изгнания из университета без права восстановления полностью отбивала охоту обмануть экзаменатора, по крайней мере у меня. Удивило и то, что можно приносить любые записи и учебники на экзамены: если у нас требовалось все зазубривать, то в Америке учили прежде всего находить информацию и правильно ее использовать. И это дает большие преимущества, поскольку цикл устаревания знания становится все короче. В средневековье образование могло сохранять актуальность 150 лет, а сейчас все может радикально меняться за пять-десять. Так, в годы моей учебы формула Black-Scholes (теория оценки опционов, получившая недавно Нобелевскую премию) была неизвестна, а сегодня без нее невозможно даже представить финансовые рынки.
По той же причине такие вузы, как МИСИ, дали России больше бизнесменов, чем экономфак МГУ. Я думаю, в качестве первого образования финансисту желательно либо математическое, которое учит логике и аналитике, либо гуманитарное. Получать прикладное образование сразу бессмысленно: лишь единицы из нас понимают в 18 лет, в чем их призвание.
И. Пономарев: Ну, мы все-таки изучали Black-Scholes в курсе высшей математики. Нам это подавали «с разоблачением» как буржуазную доктрину: говорили, что это не экономический, а мировоззренческий подход, что западная экономика строится на эксплуатации трудящихся и т.д. Но реальные опционы использовались при управлении проектами, например проектировании космических станций. Одновременно шли конкурирующие разработки, которые потом сравнивали и адаптировали к меняющимся условиям. Думаю, если не сам подход, то идея Black-Scholes здесь использовалась.
В. Подольский: А мне доводилось сталкиваться скорее с обратным – с непониманием того, что изменения многократно ускорились. Так, уже позднее, в компании Ford, я попал в корпоративную систему ротации, которая когда-то была очень прогрессивной, но со временем полностью себя изжила. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, вы каждые два года должны были переходить в новое смежное подразделение. Если вы финансист, то сначала поработаете в департаменте отчетности, потом – в казначействе, потом – в бухгалтерии и так далее. Казалось бы, хорошо: компания огромна, и тебе дают возможность узнать ее с разных сторон. Но динамика бизнеса сегодня такова, что, пройдя за десять лет полный круг перемещений, ты обнаружишь, что нужно учиться заново.
Эта система давала два негативных эффекта, разрушавших компанию. Во-первых, когда в распоряжении у тебя только пара лет, то в первый год ты во всем винишь своего предшественника и вытаскиваешь из шкафов скелеты, а в течение следующего года – прячешь под ковер собственные неудачи. Не складывается никакой ответственности за результат. Во-вторых, ты никогда не пойдешь на тяжелое, болезненное решение, потому что это может отразиться на твоей дальнейшей карьере. Но и это еще не все: система ротации разрушительно влияла на сотрудников. Если через пять-семь лет захочешь сменить компанию, то на интервью с работодателем выяснится, что ты только «знаешь Ford», а ничего толком не научился делать, перепрыгивая с места на место. При этом с каждым годом твоя зарплата росла безо всякой связи с рынком. Поэтому люди, проработавшие в компании 40 лет, боялись потерять работу просто потому, что им некуда было идти.
И.Пономарев: А если вернуться к теме образования: какие из прикладных знаний, полученных в американском университете, оказались наиболее востребованными в постоянной работе?
В. Подольский: Сейчас уже трудно отделить от университетской платформы те знания, которые я приобретал позднее. Впрочем, в бизнес-школу я пришел, практически ничего не зная о бизнесе. Поэтому смело можно сказать, что она вложила в меня достаточно основных экономических теорий и концепций управления, а также знание языка, чтобы после этого мне хватило наглости в роли Associate (консультанта-сотрудника) компании A.T. Kearney поехать в FedEx и заниматься там стратегией закупок. Конечно, университет дал мне очень многое: скажем, позднее я никогда лично не вел отчетность по МСФО, но всегда свободно ее читал и анализировал. Однако важнее влияние, которое бизнес-школа оказывает на мировоззрение. Так, Чикагская экономическая школа закладывает в тебя ненависть к любому регулированию экономики, кроме рыночного.
Итак, после окончания университета я, как и многие, кто не знает, чем заниматься, отправился в управленческий консалтинг. Классическая ситуация – вчерашний студент начинает учить руководителей компаний, которые владеют предметом гораздо лучше него. Через годы ты окажешься на другой стороне и тоже будешь обучать консультантов за свои же деньги. Пару лет я провел в A.T. Kearney, потом перешел в инвестиционный банк Bankers Trust и переехал в Лондон. Здесь я занимался операциями с Россией, никаких особых подвигов не совершил, и за два года в этой сфере так и не понял, за что инвестбанкирам платят такие большие деньги. Нужно было срочно что-то менять, и в 1997 году я ушел в реальный сектор – стал финансовым менеджером в Ford Motor Company.
И. Пономарев: Для Ford это было жаркое время!
В. Подольский: Да, именно тогда компанию возглавил Жак Нассер, апологет и ученик Джека Уэлча, легендарного СЕО компании General Electric. Нассер решил перестроить Ford согласно идеологии, принятой в GE. В Ford существовала очень сильная внутренняя культура, в которой было немало и хорошего и плохого. Главные недостатки состояли в абсолютной закрытости и самоуспокоенности, даже несмотря на предвестия кризиса в автомобильной индустрии. Нассер решил расшатать это спокойствие. Он стал приводить новых людей, занялся слияниями и поглощениями, попытался превратить Ford из классического производителя массовых товаров в сервисную компанию. Собственно, меня и пригласили в новый департамент, который отвечал за сделки M&A и развитие новых направлений бизнеса в Европе. В частности, мы занимались покупкой компаний QuickFit (сеть центров мелкого сервиса и обслуживания) и Howard Bosworth (сеть мастерских по ремонту кузовов и двигателей). Потом я руководил организацией венчурного фонда Ford в Европе (слава богу, мы не успели потерять много денег, когда произошел крах дот-комов), в том числе мы создавали совместное предприятие по системам навигации вместе с GM, Nissan-Renault и Peugeot-Citroen.
Когда я пришел в Ford, дела шли отлично: 1997 год стал самым прибыльным во всей истории автомобилестроения, Ford заработал $10 млрд чистой прибыли. А когда я уходил из компании в 2003 году, она несла убытки (хочется верить, что между этими событиями нет связи!). Но кризис был заметен издалека – разумеется, для тех, кто не отказывался его видеть. Так, еще в 1997 году всего одно подразделение, US Ford Trucks, заработало $12 млрд чистой прибыли из $10 млрд, которые получила вся компания. А у Ford Trucks (то есть и у Ford Motor Company в целом) было всего два эффективных продукта: Ford Explorer и серия «F». Мы оказались фактически монополией в производстве крупногабаритных внедорожников, когда произошел скачок их популярности. Некоторое время маржа на Explorer составляла 35%! Для примера, у «мерседесов» она обычно не превышает 12%.
И. Пономарев: Сейчас рекорд в отрасли – 13–15%.
В. Подольский: Конечно, халява в этой нише должна была закончиться. Сначала произошел взрыв цен на топливо, и популярность прожорливых «танков» стала падать, а потом появились конкуренты. Но все это лишь усугубило системные проблемы Ford. Когда европейцы, японцы и корейцы представили свои недорогие и качественные внедорожники, разбухшая система затрат Ford дала трещину, и имидж машин компании резко пошел вниз.
Автомобильный бизнес крайне интересен хотя бы потому, что здесь ошибки дают о себе знать только через пять-семь лет. А мне в какой-то момент стало казаться, что Ford не видит, куда идет. Вся организация вслед за своим СЕО играла в игры вроде Total Quality Management, 6 Sigma и так далее, при этом люди в Ford ненавидели всех новичков, вплоть до самого Нассера. Его слабость как лидера заключалась в том, что никто не хотел ему подражать. Это человек сумасшедшей работоспособности, который спал по четыре часа в сутки и по двенадцать часов проводил в самолете. Трудоголик, по пути потерявший семью, как и его наставник Уэлч. Все это только раздражало устоявшуюся корпорацию, за сто лет своей истории привыкшую к спокойной и обеспеченной жизни, убежденную, что Ford незыблем, как сама Америка. В 2001 году после огромного скандала с дефектными шинами на Ford Explorer Нассера отправили в отставку, а на его место назначили Уильяма Форда, правнука основателя компании. По сути, это был откат от реформ, необходимость в которых давно назрела. Возможно, их надо было проводить даже более жестко.
Департамент поглощений, в котором я работал, превратился в департамент продаж: Ford расстался со множеством активов. В этой обстановке я снова столкнулся с инвестбанкирами, которые, как известно, сегодня рассказывают вам, как удачно купить актив за $2,5 млрд, а через два года объясняют, как выгодно этот актив продать за $1,5 млрд. И в обоих случаях банкир делает деньги.
Я перешел в другое подразделение, которое мне было особенно интересно, – в финансовый контроллинг. В Ford эта функция была очень сильна, великолепно отстроена, что, как ни парадоксально, шло компании во вред. В чем особенность американского автопрома по сравнению с европейским или японским? Чтобы стать CEO Toyota или BMW, тебе нужно быть производственником или инженером. Американские Ford и GM управлялись, как правило, финансистами, у которых в крови – бухгалтерия, а не «бензин». Ford очень много потерял из-за власти финансистов, поскольку для производства машин нужно прежде всего обладать страстью, харизмой, ведь это – очень эмоциональный продукт.
Предположим, Ford выпускает новую модель. Тут появляются «финики»: «Что, кожаный руль стоит $100? А если поставить тряпичный китайский, то будет $10! Умножаем на 300 тыс. машин в год – сэкономим целых $27 млн на пустяке!» Дальше снежный ком: сначала экономишь на руле, потом на креслах, потом на краске – и в какой-то момент покупатель скажет: «Платить столько вот за это?! Ну уж нет!» И тогда компания «включает маркетинг»: повышает рекламные бюджеты, снижает цены, переводит машину в более низкий ценовой сегмент. Но снова появляется контролер: «Окей, прибыль упала, значит, будем резать расходы». И через четыре-пять лет когда-то модная и стильная машина, по-прежнему очень дорогая в производстве, приобретает имидж, которому не позавидовал бы и «запорожец».
В американских компаниях цикл уничтожения брендов стал системой. Ее апофеозом явился случай, когда один из недавно приглашенных топ-менеджеров Ford, выходец из BMW, отправился посмотреть, как производится новая модель Aston Martin. Он сел за руль и обнаружил, что в машине стоимостью под 250 тыс. фунтов установлены вентиляторы – не поверите – от Ford Ka. Последовал настоящий взрыв, который вычистил половину дизайнерского офиса. Модель сняли с Детройтского автосалона, а ее выпуск отложили на полгода. Но полагаю, что финансовый контроль Ford так и не понял, в чем же дело: вентилятор, вроде, нормально смотрелся и стоил дешево.
И. Пономарев: Наверное, при объемах продаж AstonMartin экономия получалась небольшой.
В. Подольский: Это было проявление менталитета. И нечто похожее я увидел, когда пришел в «Перекресток»: здесь тоже в любом вопросе доминировали финансы. Конечно, мне как CFO важно чувство контроля и власти. Но, как ни парадоксально, финансовые соображения не должны становиться для бизнеса определяющими, иначе ты просто задушишь бизнес.
И. Пономарев: Пожалуй, соглашусь. А как вы перебрались из Ford в «Перекресток»?
В. Подольский: Ford Motor дала мне очень полезный опыт, но, в конце концов, я решил с ней расстаться. Позвонил Резниковичу, с которым мы вместе фехтовали и покоряли Америку, объяснил ситуацию, и он предложил познакомить меня с Михаилом Фридманом. Это было четыре года назад, я приехал в Москву, и Михаил мне сообщил, что ищет CFO для «Перекрестка». Я предложил поработать месяц даже без контракта, чтобы мы присмотрелись друг к другу. С тех пор я здесь.
Я сменил Анну Соломатину, очень сильного финансового директора, чьи принципы управления сильно отличались от моих. В том порядке, который я обнаружил, кое-что меня даже шокировало. Во-первых, ко мне на подпись приходили абсолютно все документы компании. Можете себе представить, что это было в сети с оборотом $300 млн. Первые два месяца я специально ничего не менял в этом порядке, поскольку кипы документов помогали быстрее понять характер бизнеса. Во-вторых, я заметил, что перед моими дверями всегда было безлюдно: кабинет финдира обходили за километр. Позже, когда люди поняли, что я никого на месте не расстреливаю, дело прояснилось. Просто в компании не было никакой обратной связи между функциональными подразделениями и финансовой службой, которая играла роль абсолютного деспота. Что говорят «финансы», то было законом для остальных. Вот пример: поставки в наши первые магазины в Петербурге шли из Москвы. Но московский ассортимент не нравится питерцам, им нужны были местные марки. Наконец, ко мне пришли коммерсанты и полушепотом, чуть не дрожа от страха, попросили изменить этот порядок. Оказалось, решение фактически приняла бухгалтерия, заявившая, что ей неудобно платить поставщикам в Питере, а удобно – в Москве. Есть еще вопросы?.. Наконец, финансовая служба контролировала распространение всей ключевой информации. Поэтому даже многие топ-менеджеры не знали, каковы наши финансовые результаты: эти сведения были «конфиденциальными». Такова была 300-миллионная компания, причем одна из самых продвинутых в индустрии.
Первая задача, которую мне предстояло решить, – дать людям работать, искоренить гегемонию финансистов. На тот момент от нашего департамента зависели вопросы ассортимента, планирования, ценообразования, маржи и т.д. Фактически это был высший орган, забравший все ключевые функции. А если вспомнить, что именно финансисты подписывают зарплатные ведомости, можно понять, как к ним относились. В Ford «финансы» и в мечтах не замахивались на такую власть! Я же считаю, что финансовому директору не стоит воевать за авторитет в компании. Пусть, к примеру, маркетологи борются с производством за влияние, а у финансовой функции, как и у продаж, априори очень важная позиция. И нам нельзя ломать командный дух, от которого зависит развитие. Когда в компании царит тотальный контроль, сразу куда-то испаряются таланты, энтузиазм и новые идеи.
Конечно, легче все это декларировать, чем вложить в сознание людей. Я говорил, что сильные люди не отдают власть, и если ты профессиональный коммерческий директор, то ты просто пошлешь к черту финансиста, который начнет определять тебе наценку. При этом сам я, во-первых, должен был именно «отдавать власть», а во-вторых, отлично понимал: иногда приходится расширять свои полномочия, если видишь в смежном подразделении вакуум идей или интеллекта.
Были и другие поводы для удивления. Я-то пришел из компании, где даже двухпроцентный рост продаж вызывал ликование с фейерверками. А здесь мне сказали, что компания растет слишком медленно: «всего» на 30% в год. Но мы действительно росли недостаточно быстро, и это было помимо прочего сопряжено с вредными стереотипами. Например, царствовало убеждение, что чем ты крупнее, тем медленнее растешь, потому что увеличивается база роста. Но это верно, только если ты развиваешься на основе одной базы. А почему бы не создать восемь баз в восьми регионах, как сделал «Магнит»? Другой стереотип: чем быстрее развитие, тем ниже прибыльность, поскольку необходимо финансировать рост и нанимать больше людей. Но почему же? Ведь масштаб бизнеса дает экономию, и поставщики начинают, по сути, оплачивать твой рост. Забегая вперед, скажу, что до 2004 года «Перекресток» рос примерно на 30% в год, а EBITDA составляла около 6% и снижалась. В 2004–2007 годах средние ежегодные темпы роста составляли около 65%, и EBITDA увеличивалась. Дело, конечно, не в том, что «пришел гениальный CFO», который все перестроил, всех уволил – и бизнес пошел на лад. Наверное, я помогал этому успеху в меру сил, но необходимость изменений была осознана всей компанией, в том числе ее бессменным СЕО Александром Косьяненко.
Около года мы преодолевали стереотипы, одновременно перестраивалась управленческая команда, в нее влились польские менеджеры из сети Tesco. Сам «Перекресток» увидел, чего можно ожидать «от этого приезжего», как меня воспринимали на первых порах. Люди убедились, что не так страшны менеджеры со стороны, а западный бизнес не так уж специфичен по сравнению с русским. Наконец, мы искоренили практику, когда люди в компании не имели представления о ее показателях, не знали своих целей и результатов. Понятно, что у открытости есть и негативная сторона. Например, сегодня я регулярно получаю отчетность основных конкурентов, а они, вероятно, также узнают о моих продажах. Но цена утечки несопоставима с тем, что без информации твои люди не смогут отвечать за вверенный им бизнес.
И. Пономарев: Тогда же, как я понимаю, в «Перекрестке» стало развиваться направление M&A, что вылилось в слияние с «Пятерочкой»?
В. Подольский: Да, первым был куплен нижегородский франчайзи сети SPAR, затем розничные сети в Ярославле и Киеве, другие активы. Мы были пионерами в этих сделках в российском ритейле. Что касается истории с «Пятерочкой», то она стала для меня испытанием, поскольку показала то ли мой личный «потолок», то ли ограничения позиции финансового директора как таковой. Дело в том, что мы могли купить «Пятерочку» за полтора года до ее IPO, в 2004 году. Тогда владельцы просили за компанию цену, которая казалась чудовищной. Сделка сорвалась: «Пятерочка» казалась недостаточно прозрачной, у сети были проблемы с форматом и т.д. В то время мы выстраивали план ускорения роста, и было совершенно непонятно, зачем на этом этапе заниматься столь рискованными сделками. Я составил список из десяти доводов против покупки, последовало обсуждение с Михаилом Маратовичем Фридманом. Нужно отдать ему должное: он никогда не стучит кулаком по столу, указывая «на правах владельца», как действовать. Думаю, Михаил хорошо понимал: если менеджмент против твоего решения, то потом он приложит все силы, чтобы доказать, насколько был прав. От сделки отказались, и мы счастливо продолжили скупать всякую мелочь, которая укладывалась в наше представление о приемлемых рисках.
Но вскоре «Пятерочка» вышла на Лондонскую биржу, и инвесторы оценили ее в полтора миллиарда – то есть в несколько раз выше, чем цена, которая нам показалась неприемлемой. Позиция менеджеров «Перекрестка» обошлась акционерам почти в миллиард долларов. Поражаюсь их снисходительности – нас не попросили эти деньги вернуть! Здесь стала ясной роль, которую берет на себя сильный акционер даже при сильном менеджменте. Во втором туре переговоров, закончившихся объединением, менеджмент потерял не то что право голоса против сделки, но даже право писка. Впрочем, как только менеджмент подпустили к соглашению об условиях сделки, мы стали их разносить в пух и прах. Думаю, это было полезным: условия были несколько изменены, хотя это и привело к проседанию курса акций «Пятерочки». Но нам была поставлена предельно ясная задача – завершить сделку за полгода, и мы ее выполнили.
Для меня это поглощение стало уникальным в силу большой доли неопределенности во всем, что его окружало. Обычно, покупая сети, «Перекресток» еще до подписания документов проводил тщательный анализ актива, выстраивал план интеграции, заранее решал, кого на какое место назначить. Я же, например, получил предложение стать CFO объединенной X5 Retail Group буквально за три дня до закрытия сделки. Как постоянный критик слияния я даже не ожидал такого поворота событий, тем более что мне хватало работы по синдицированию $800-миллионного кредита для финансирования слияния. В любом случае, казалось, что акционеры решили сначала заключить сделку, а потом уже составить план развития.
И. Пономарев: Может быть, при крупных сделках акционеры не всегда руководствуются доводами чистого разума, а действуют скорее эмоционально?
В. Подольский: Михаил Фридман говорил об этом так: «Ты как менеджер несешь ответственность за любой возможный провал, поэтому не хочешь идти на риск, и я тебя понимаю. Но я как акционер вижу картину шире и рискую своим капиталом, а значит, только я должен принимать такие решения». Сегодня я понимаю, что Фридман – великий инвестор, обладающий помимо таланта и интуиции еще и огромным опытом. Думаю, в своем решении о слиянии «Перекрестка» и «Пятерочки» он руководствовался, в частности, примером телекомов. В свое время «Альфа» создала специальную компанию, которая скупала для московского «ВымпелКома» все региональные активы подряд. В финансовом и операционном смысле это был полный хаос. Но цены были еще низкими, как и проникновение сотовой связи, и в итоге «Альфа» довольно дешево построила национальную мобильную платформу. Сейчас «ВымпелКом» может себе позволить единые информационные системы, красиво выстроенные процессы, но главное уже сделано – рынок занят. Так и в нашем случае: нельзя было развиваться, во всем следуя высшим стандартам. Ты захватываешь рынок сегодня, поскольку понимаешь, что потом это будет стоить в три раза дороже, если вообще будет возможным. Кроме того, риски компенсируются за счет новых преимуществ. Например, для меня полной неожиданностью стало то, насколько выгодным оказалось слияние. Конечно, еще перед сделкой мы обсуждали, что за счет масштаба сможем получать скидки от банков, поставщиков и т.д. Но нельзя было спрогнозировать других эффектов, например в кадровом вопросе. Слияние повысило реноме и привлекательность ритейла как бизнеса, и если раньше было трудно найти топ-менеджера, желающего работать в рознице, то теперь сюда стремятся лучшие специалисты, и не только из России.
Когда ты выходишь в лидеры, все меняется. «Перекресток» был прекрасной компанией с высокими темпами роста. Но мы жили в замкнутом мирке и считали, что 60% роста – это подвиг. Год назад мы провели анализ десяти крупнейших продуктовых сетей России и выяснили, что «Перекресток» по-прежнему остается четвертой сетью в стране, как и четыре года назад. По сути, мы даже уступили позиции! Просто рынок рос еще быстрее нас, и мы выросли вместе с ним. Где же подвиг? Вывод: успех не может быть абсолютным. Скажем, если «Рамстор» на турецком рынке растет на 15% в год, это серьезный успех. Но в России при таких темпах они за пять лет опустились в рейтинге ведущих сетей с первой строчки на одиннадцатую, и это – поражение.
И. Пономарев: Какие преимущества появились у X5 RetailGroup вместе с превращением в публичную организацию?
В. Подольский: Мне кажется, что даже возможность неограниченного привлечения капитала через продажу акций – далеко не самое важное достоинство публичности. Конечно, акционеры получают очень гибкий инструмент капитализации своих инвестиций, которого нет в частной компании. Но финансирование можно привлекать и другими способами. Основные выгоды организация получает в связи с увеличением прозрачности, благодаря этому в бизнесе начинаются фундаментальные перемены. На первый взгляд многие ограничения, которые накладывает публичный статус, выглядят как раздражающая бюрократия. Все эти аудиторские, зарплатные и прочие комитеты, совещания, регулирование отношений акционеров и менеджеров – кажется, что их выдумали закоренелые формалисты. Однако чем дольше ты этим живешь, тем лучше понимаешь, что все это – результат 300-летнего «эволюционного отбора» организаций. В процедурах корпоративного управления нет ничего случайного или бессмысленного, а механизмы контроля и баланса в организации служат только ее успеху.
Ценность прозрачности и стабильности перевешивает любые выгоды непубличности. Так, сейчас мы можем занимать деньги на порядок дешевле, чем несколько лет назад. Создается репутационный базис, который позволяет вам занимать больше, быстрее и безо всяких залогов. Если год назад мы могли получить кредит под ставку LIBOR+3%, то сейчас – под ставку LIBOR+0,5–0,7%.
То же самое происходит в отношениях с поставщиками, партнерами и сотрудниками. Так, мы задумываемся над введением опционной программы для сотрудников. Она еще не запущена, но уже можно услышать разговоры в коридорах: «Нам нельзя принимать такое-то решение, поскольку это ударит по стоимости акций». У людей появляется новое ответственное отношение к делу.
И. Пономарев: Как вы интегрировали «Перекресток» и «Пятерочку», какой эффект дало это слияние?
В. Подольский: На первых порах интеграция сводилась к назначению гендиректора X5 Retail Group и финансового директора. «Починка самолета» шла в полете. Председатель наблюдательного совета X5 Retail Group Эрде Деффоре ставил мне в пример, как французская Carrefour, где он прежде работал CFO, покупала сеть Promodes: «Мы два года не росли, а только интегрировались», – говорил он. Но если бы X5 Retail Group следовала этому примеру, то через два года она скатилась бы на пару позиций в рейтинге сетей. А это привело бы как минимум к смене менеджмента, и никто не оценил бы наших усилий.
Я думаю, все российские компании находятся на этапе, когда слияния проводятся ради роста и завоевания рынка, а не только для оптимизации издержек и численности персонала, как на Западе. Кстати, тут есть и приятная новость: в России при слиянии почти не требуется увольнять людей – при таком росте ты будешь счастлив, что у тебя есть кадровые резервы, а сотрудники воспринимают изменения позитивно. Проблема же в том, чтобы не просто поддерживать темпы роста, но ускорять их, и не делать ставку на постепенную интеграцию существующих процессов, а фактически создавать новую платформу для роста.
Например, нам необходимо преодолевать раздробленность «Пятерочки», которая на момент слияния представляла собой, по сути, две независимые компании со штаб-квартирами в Москве и Петербурге. Топ-менеджмент регулярно перемещался туда и обратно, но каждый филиал жил своей жизнью: готовил независимую отчетность, которая раз в квартал консолидировалась для внешнего мира, вел самостоятельные переговоры с поставщиками. Наверное, когда компания только выходила в Москву, это была эффективная структура. Без определенной независимости московское подразделение никогда не открыло бы 200 магазинов за три года. Но потом ты переходишь на новый этап, когда магазинов уже 400, и еще 800 тебе нужно открыть в регионах. И здесь нужна другая тактика поведения.
Теория бизнеса обычно утверждает, что децентрализация делает бизнес более гибким, а централизация замедляет его. Но факт в том, что централизованный «Перекресток» рос быстрее, чем децентрализованная «Пятерочка». Мне кажется, в российских условиях это связано прежде всего с вопросом кадров. Можно создать эффективную головную структуру в столице, но чрезвычайно нелегко достичь того же уровня управления в регионах. Порой это искупается отлаженной за десятилетия системой, как, например, в «Ашане». Здесь не нужны суперзвезды, поскольку все функции доведены до совершенства: казначейство, cash flow, cash management и т.д. Заполучить оттуда человека, который бы отстроил у тебя все, «как в «Ашане», не получится: эти люди обучены только пользованию системой, без понимания того, что за ней стоит. Но именно в этом и состоит отличие великих компаний – они создают уникальные системы и продукты, которые будут успешными под управлением обычных людей.
На мой взгляд, вопрос кадров станет главным на очередном этапе развития бизнеса, в который мы уже вступаем. Первый, который я еще застал четыре года назад, был связан с выбором лучших точек, сейчас мы на втором этапе, где выигрывает тот, у кого лучше отлажены бизнес-процессы. На третьем победа будет зависеть только от компетентного персонала, прежде всего менеджеров. Обучить человека бизнес-технологиям можно практически всегда, но управленческие качества не берутся из учебников. Поэтому ценность таких сотрудников будет все выше, как и их влияние на успех компании. Мы растим таких людей сами. В момент моего прихода им нужно было объяснять даже многие базовые вещи, а сейчас у нас одна из лучших управленческих команд. Я считаю, что сегодня я как CFO уже не должен заниматься ничем в своей организации, кроме людей.
Правда, развивая человека, нельзя все решать за него, необходимо ценить его свободу. Вот пример из моих студенческих времен в Чикаго. Некоторое время я работал супервайзером в маленькой компании, гендиректора которой звали Рон Вачовски. Я был в его глазах «самоотверженным русским», поскольку днем работал, а вечером учился. Фирма даже согласилась оплачивать мне вечерний университет, хотя стоимость учебы, если честно, превышала мою зарплату. У Рона были два сына-разгильдяя, которые учились в престижном Северо-Западном университете, писали какие-то сценарии, и Рон ставил меня им в пример: мол, приехал из России, учится, строит карьеру… Он даже решил нас познакомить – вдруг я окажу на них какое-то влияние? Мы встретились: пришли какие-то два рыхлых парня с такими же девчонками, мы пили пиво, болтали о кино – конечно, ни о каком «положительном влиянии» речи не шло. В общем, через несколько лет эти ребята сняли «Матрицу». С тех пор, когда моя сестра говорит: «Ты не думаешь, чем будет заниматься твоя дочь? Она должна стать врачом!» – я отвечаю: «Не торопись – один на моей памяти уже пытался увести своих детей с пути истинного».
Текст: Федор Богдановский
Комментарии