• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Самат Саттаров: При помощи казначейства КАМАЗ выстроила процессы управления дебиторской задолженностью

26.08.2016

Самат Саттаров: При помощи казначейства КАМАЗ выстроила процессы управления дебиторской задолженностью

Самат Саттаров, директор департамента финансов ПАО «КАМАЗ» и спикер шестого форума «Корпоративное казначейство», рассказал CFO-Russia о роли казначейской функции в процессе управления дебиторской задолженностью.

Каковы особенности осуществления контроля за образованием дебиторской задолженности в группе компаний?

Во-первых, это наличие единой автоматизированной управленческой системы как в материнской компании, так и во всех ключевых дочерних обществах, либо высокий уровень построения интеграционных обменов данными между задачами, используемыми в разных дочерних обществах (ДО).

Во-вторых, должен быть разработан алгоритм принятия управленческих решений, позволяющих не остановить работу бизнеса, так как процесс автоматизированного контроля за дебиторской задолженностью построен на принципах контроля за совокупным долгом контрагента перед группой компаний, а это означает зависимость расчетов по контрагенту в одном дочернем обществе от состояния расчетов в целом по контрагенту в том числе и во всех остальных ДО (при возникновении просроченной дебиторской задолженности у ДО-1, останавливаются операции по новым отгрузкам в адрес этого контрагента или выплата авансов этому контрагенту не только в ДО-1, но и в ДО-2, ДО-3 и т. д.)

Как давно в ПАО «КАМАЗ» автоматизировали контрольные процедуры, предваряющие авансовые платежи и отгрузку продукции с отсрочкой платежа?

Контрольные процедуры автоматизированы недавно (июнь 2016 г.), в настоящее время идет процесс поэтапного подключения ДО к системе контроля за ДЗ.

Как долго осуществлялась автоматизация? На какие этапы был разделен данный процесс? Какая роль отводилась казначейству на каждом из этапов?

Первоначально, до автоматизации непосредственно процесса управления дебиторской задолженностью были решены следующие задачи:

  • создана единая база контрагентов;
  • создана единая база по расчетам с контрагентами (дебиторская/кредиторская задолженности). Казначейством сформированы требования о формате отчетности, отражающей консолидированную задолженность контрагент перед группой компаний ПАО «КАМАЗ»;
  • централизовано управление денежными потоками (создан единый центр управления заказами на оплату и обработки информации о поступлении денежных средств) — задача полностью реализована казначейством, за исключением процесса программирования.
  • параллельно с централизацией казначейских функций происходил процесс централизации управления договорной деятельностью, в результате которого управление рисками, связанными с невозвратом дебиторской задолженности (сделки с покупателями продукции ПАО «КАМАЗ» на условиях отсрочки платежа и сделки с поставщиками товаров и услуг на условиях предоплаты), было закреплено за казначейством. Казначейством разработана методологическая база, регулирующая процесс принятия решения о сделках, имеющие финансовые риски, связанные с невозвратом ДЗ и стандартизованы условия расчетов с контрагентами.

Непосредственно разработка алгоритма автоматического контроля за дебиторской задолженностью заняла около четырех месяцев. Пять месяцев ушло на написание программного кода и тестирование. Роль казначейства на этом этапе была определяющей: разработка технического задания; выработка решений в случаях, когда требовалось изменить существующие процессы учета и движения документов; тестирование полученного результата; обучение пользователей; методологическая поддержка запуска в эксплуатацию.

Совокупная продолжительность всех работ начиная от создания единой базы контрагентов и до автоматизации контроля дебиторской задолженности составила четыре года.

Каких результатов удалось достичь вашей организации, вовлекая в управление дебиторской задолженностью казначейство?

Выделю три основных момента, которые, с моей точки зрения, наиболее полно отражают результаты работы казначейства в области управления ДЗ:

  • полностью нивелированы риски, связанные с нарушением сроков предъявления к взысканию документов, представленными контрагентами в качестве обеспечения своих обязательств;
  • менеджменту компании предоставлена возможность принимать управленческие решения о выплате аванса или отгрузке с отсрочкой платежа имея перед глазами информацию об актуальном состояние расчетов с контрагентом, включая запланированные операции;
  • повышена заинтересованность исполнителей своевременно отражать в учетной системе информацию: о полученном от контрагента обеспечении; о поступлении в счет выплаченных авансов товаров и услуг; своевременно оформлять договорные документы на перенос срока погашения задолженности.

Задать собственные вопросы Самату и узнать больше об опыте ПАО «КАМАЗ» вы сможете на шестом форуме «Корпоративное казначейство», который пройдет 6—7 октября 2016 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений