- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва
Тенденции электронного документооборота: взгляд ФНС России
28.06.2016
Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий, ФНС России
Не секрет, что налогоплательщики очень настороженно относятся к изменению порядка ведения учета, опасаясь, в том числе, трудностей при представлении документов в контролирующие органы. И здесь сложно переоценить роль приказов, издаваемых ФНС России, утверждающих новые форматы электронных документов, которые можно применять в хозяйственной деятельности и которые без проблем будут приняты в налоговых органах в случае необходимости их представления.
Проблемы организации ЭДО неоднократно озвучивались бизнесом на встречах с представителями государственных органов власти. В результате при поддержке Агентства стратегических инициатив и на основании предложений бизнес-сообщества были сформированы перечни изменений, которые вошли отдельными пунктами в план мероприятий (дорожную карту) «Совершенствование налогового администрирования» (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р).
В рамках реализации указанной дорожной карты ФНС России распоряжением от 30.06.2014 № 99@ утвержден свой план мероприятий по созданию благоприятных условий перехода на ЭДО. В соответствии с этим планом разработаны следующие форматы первичных учетных документов:
а) формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551);
б) формат представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552);
в) формат счета-фактуры и формат представления документа о передаче (сдаче) товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@);
г) формат корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 13.04.2016 №ММВ-7-15/189@).
Организация роуминга операторами ЭДО
Помимо увеличения числа формализованных документов, важным фактором любого нового сервиса (а обмен электронными документами в настоящее время подразумевает сервисную составляющую) является его доступность.
Если обмен осуществляется между клиентами одного оператора ЭДО, проблем обычно не возникает. Однако, когда контрагенты подключены к разным операторам ЭДО, для отладки взаимодействия между операторами требуется проведение ряда технологических и юридических процедур. Это связано с некоторыми отличиями в применяемой операторами технологии формирования контейнеров, содержащих документы, а также с отсутствием нормативных требований об обеспечении взаимодействия между операторами.
С момента утверждения порядка обмена электронными счетами-фактурами роуминговые (по аналогии с операторами сотовой связи) соглашения были заключены только несколькими крупными операторами ЭДО под давлением крупнейших налогоплательщиков.
Отсутствие возможности обмениваться документами со всеми контрагентами без оглядки на оператора ЭДО, у которого обслуживаются партнеры, серьезно сдерживает переход бизнеса на обмен электронными документами.
В уже упомянутом распоряжении ФНС России среди прочих содержался пункт, направленный на решение проблемы отсутствия роуминга. Подготовленные ФНС России изменения в порядок обмена электронными счетами-фактурами учтены в приказе Минфина России от 10.11.2015 № 174н (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2016; вступил в силу с 1 апреля 2016 г.). В соответствии с новым порядком оператор ЭДО обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки). Коммерческие организации вправе требовать от операторов оказание услуги роуминга надлежащего качества и в полном объеме.
Необходимо отметить, что ФНС России еще с 2012 года в целях повышения доверия к деятельности операторов ЭДО при обмене счетами-фактурами в электронной форме, обеспечения гарантий для налогоплательщиков и контролирующих органов, а также выполнения установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи была организована сеть доверенных операторов ЭДО. Для включения в такую сеть оператору ЭДО необходимо было представить в ФНС России перечень документов, который содержится в приказе ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@. Данный приказ в связи с изданием приказа Минфина России № 174н также подвергся корректировке. Согласно приказу ФНС России от 04.04.2016 № ММВ-7-6/176@ для присоединения к числу доверенных операторов ЭДО с 01.07.2016 необходимо будет представить в том числе и подтверждение возможности оказания услуг роуминга.
Предоставление неформализованных электронных документов в контролирующие органы
Кроме того, ФНС России разработан проект приказа «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме» 18.03.2016 был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. По результатам проведения указанных мероприятий замечаний и предложений от общественных экспертов получено не было. В настоящее время указанный проект приказа ФНС России находится на согласовании в структурных подразделениях ЦА ФНС России.
Указанный приказ утверждает новый вид описи документов, которая по сути является универсальным конвертом. С ним можно будет представить в налоговые органы любой бумажный документ в виде сканированного образа.
Требования к таким документам предусмотрены приказом ФНС России от 09.11.2010 ММВ-7-6/535@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи»:
-
копии должны быть черно-белыми с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета;
-
отсканированные документы должны быть представлены с расширением JPEG, TIFF. Изображения, вложенные в документы, разрешаются в форматах PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Text, Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet.
Комментарии представителей компаний – операторов ЭДО
Сергей Куляев, руководитель проекта, ИнфоТеКС Интернет Траст
Исторически операторы не готовились к роумингу и рассчитывали на большие доли рынка. Была очевидна тенденция к «переманиванию» клиентов в случае возникновения вопросов о роуминге. А вопросы возникли, по сути, в тот же момент, когда и впервые подключились к ЭДО два контрагента к разным операторам.
Организация роуминга - сложный процесс, требующий вложений со стороны операторов и не имеющий очевидной отдачи. Основными сложностями являются базовая нестыковка технологий, отсутствие единых форматов документов (высокая вероятность сходства есть только у счетов-фактур, и то жизнь показала обратное), отсутствие возможности на конкурентном рынке «делиться» базой абонентов, что вызывает трудности в стыковке механизмов поиска и заведения связей абонентов, если таковые есть.
Хоть бизнес уже давно и просил роуминг, многие операторы не считали нужным уделять этому особое внимание, так как есть свои понятные технологии. А с позиции сильного вместе с генераторами трафика всегда можно было заставить перейти на свою технологию любого мелкого получателя (это бесплатно) или отправителя (часто укладываются в бесплатные пакетные предложения), также уже очень давно все понимали, что нужен будет принудительный стимул, например, в виде приказа ФНС или хотя бы их воли.
По ценам сейчас ничего сказать нельзя, мнения два: брать деньги за получение документов от другого оператора (как правило, 1 руб) или не брать.
Схем роуминга две – точка-точка и с применением хаба. Мы сейчас работаем над схемой точка-точка с рядом операторов, но и изучили возможность присоединению к одному из хабов (коих, как ни странно, уже больше одного).
Константин Козлов, руководитель проекта «Контур.Диадок», СКБ Контур
Сегодня у нас уже есть 11 действующих договоров о роуминге с другими операторами. Это значит, что наши клиенты могут обмениваться электронными документами с клиентами данных операторов.
По новому приказу ФНС, каждый оператор ЭДО обязан обеспечить роуминг со всеми остальными участниками сети доверенных операторов ЭДО. Сделать это можно двумя способами. Первый - заключить порядка 50 двусторонних договоров с каждым из них. Второй - заключить договор с единым роуминговым оператором. В данный момент пойти по второму пути, который выглядит оптимальным, затруднительно. Дело в том, что роуминговый оператор – новое понятие, которое в действующем законодательстве пока не пояснено. Не заданы критерии, которым должен соответствовать роуминговый оператор. Для нас это препятствие. Мы запросили разъяснения у ФНС относительно его критериев. Вероятно, это и есть хабы. Когда ясность появится, реализовать второй вариант будет гораздо проще. Но по какому пути мы будем двигаться, если разъяснений не будет – пока не решено. Тем не менее, требования приказа ФНС к 1 октября мы выполним.
Комментарий юриста
Гульназ Мюттер, руководитель аналитического отдела, Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»
Развитие электронного документооборота является одним из значимых вопросов при совершенствовании налогового администрирования.
Как известно, в настоящее время налоговые инспекции готовы принимать по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) только 14 типов документов. Возможность предоставлять в налоговые органы неформализованные документы в электронном виде, которая появится после вступления в силу Приказа ФНС России «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме», значительно упростит жизнь предпринимателям. Бывает, что налоговые органы в рамках проверки запрашивают огромное количество технических документов (например, проектную документацию). Понятно, что подготовка бумажных заверенных копий занимает достаточно много времени. Помимо этого, на практике некоторые налоговые органы направляют акты и решения по результатам камеральных проверок через ТКС. Однако, налогоплательщики опасаются в таких случаях представлять свои возражения и апелляционные жалобы в электронном виде, поскольку формально такая возможность в настоящее время не предусмотрена.
Преимущества в данном случае очевидны: развитие ЭДО, в том числе обмен неформализованными документами, позволяет снижать издержки бизнеса и сокращать трудозатраты.
Самые актуальные бизнес-кейсы по внедрению ЭДО вы сможете услышать на Четвертой конференций «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии