• Сегодня 24 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

CFO-прогноз: Дмитрий Мильштейн «2016 год не будет лучше 2015-го»

25.12.2015

CFO-прогноз: Дмитрий Мильштейн  «2016  год не будет лучше 2015-го»

Дмитрий Мильштейн, вице-президент по финансам компании «Евросети», поделился с CFO-Russia планами и прогнозами на следующий год, а также рассказал, по каким причинам его компания закрывала магазины в 2015 году и почему он не собирается работать в интернет-коммерции.

Каковы стратегия и планы компании «Евросеть» на 2016 год?

В планах «Евросети» на 2016 год открытие новых торговых точек, развитие интернет-коммерции, финансовых сервисов, карты «Кукуруза». Мы продолжим развивать сервисы погашения кредитов, оплаты ЖКХ, любых билетов (от авиабилетов до билетов в театр). Как и прежде, будем ориентироваться на маржинальную выручку.

Вы планировали в 2015 году сократить расходы на аренду на 17%, а на оплату труда на 7%. Удалось ли это сделать?

По снижению расходов на оплату труда мы перевыполнили план. Существенно снизили расходы на аренду и логистику. Практически во всех салонах нам удалось уйти от валютной составляющей. 99% наших договоров с арендодателями — рублевые.

В 2015 году мы закрыли ряд магазинов. В плане открытий-закрытий «Евросеть» всегда была очень мобильна. Если трафик по каким-то причинам сокращается, магазин закрываем. В 40% случаев закрываем точки именно по этой причине. Вторая причина закрытия в 2015 году — запрет на уличную торговлю. Третья возможная причина закрытия или переноса торговой точки — повышение арендной цены.

У нас есть четкие параметры, какие расходы компания может себе позволить. Если компания выполняет свои планы по доходной составляющей, то расходы идут в запланированном объеме. Если не выполняет, расходы автоматически за этим невыполнением снижаются. В 2016 году «Евросеть» продолжит сокращать расходы.

«Сегодня только 3–4 тысячи магазинов могут быть эффективными в нашем сегменте»

В 2015 году МТС расширилась до 4695 точек и обогнала «Евросеть», Связной» и сети салонов «МегаФон» и «ВымпелКом» по количеству розничных точек. У «Евросети» сейчас 4500 салонов. Как вы относитесь к тому, что МТС стала крупнейшей сетью салонов в России по количеству точек?

К этому отношусь банально просто. Когда компания выходит на рынок и развивается, ей нужно открывать большое количество магазинов. Это так называемый экстенсивный рост. Я этим занимался в свое время в компании «X5 Retail Group» — тогда тоже был период, когда открывали всё подряд. До такой степени активно открывали, что бизнес за нами не успевал. У нас стояли пустые открытые магазины, потому что мы физически не успевали закупать такое количество товаров, нанимать продавцов.

С «Евросетью» идентичная история. У компании было больше 5 тыс. салонов — она громко вышла на рынок, заявила о себе, завоевала долю рынка. После этого начинается анализ — а что мы будем теперь с этим всем делать? Какие салоны мы открыли? И оказывается, что часть этих салонов открывалась инерционно.

«Евросеть» закрыла 800 салонов в одночасье в 2008—2009 гг. Можно прогнозировать, что через некоторое время МТС закроет нерентабельные точки.

Сегодня только 3–4 тыс.магазинов могут быть эффективными в нашем сегменте. Именно 3–4 тыс салонов — это то количество, которое мы готовы поддерживать, которое нужно нам для эффективного управления сетью, для необходимой нам доли рынка.

«Я не собираюсь работать в интернет-коммерции»

Для вас, как для финансового директора, чем запомнился 2015 год? Что для вас проект года в рамках компании, личное достижение?

Я не считаю достижением бизнес-процессы. Допустим, выделение бизнес-процесса сбора первичной документации в единый центр, вынос его в другой регион — это большой процесс. Но это не достижение, это рутинная работа финансиста.

Наверное, личным открытием 2015 года я бы назвал для себя возможность реально, досконально, глубоко проанализировать для себя экономику электронной коммерции.

Не придумать и распланировать. Не воспользоваться чьим-то опытом. А взять действительно всю поднаготную интернет-коммерции крупной сети и рассмотреть ее внутреннюю модель: как создаются резервы, как работает логистика и другие детали. Я считаю для себя это уникальной возможностью. Поскольку получив такой опыт, я точно не собираюсь работать в интернет-коммерции.

Почему не собираетесь?

По сути все интернет-магазины — посредники. Они не имеют своей логиcтики, торговых представительств, производства. Они просто посредники, которые тратят деньги на маркетинг. Я считаю, что человек, который каждое утро просыпается, выходит в поле, выращивает пшеницу и готовит хлеб, гораздо более ценный человек, чем тот, кто сидит в офисе, ничего не делает и получает в разы больше. Эта модель неправильная. И точно такой же принцип заложен в электронной коммерции.

Почему в России не существует успешных интернет-проектов с точки зрения экономики? Именно по той причине, что у этих компаний нет этого человека, который выходит в поле и добывает хлеб. Я не говорю сейчас об интернет-магазинах таких компаний, как «М-видео», «Связной», «Евросеть» и других сетях, у которых есть оффлайн, у нас действует немножко другая механика.

«Для перехода на собственное производство нужно финансирование на 10 лет под 0% процентов»

Каковы ваши прогнозы на ситуацию в стране в целом?

Если отбросить политическую составляющую, то все банально просто. Цена нефти вверх — все хорошо, цена нефти вниз — все плохо. Предпосылок того, чтобы цена пошла вверх, я не вижу, ни одной. Предпосылок того, что цена пойдет вниз, я вижу много. Cледовательно, прогноз на следующий год у меня тоже простой — все будет напряженно.

Запущены сложные механизмы. Допустим, переход на собственное производство. Подавляющее большинство стран через это проходило. Если абстрагироваться от деталей, выглядит так: берешь рубль, вкладываешь в производство целиком, без каких-то откатов, без завышений цен. Что значит вкладываешь? Покупаешь кусок земли, строишь ферму, закупаешь комбикорма, поголовье. После этого ты должен все это вырастить. Через некоторое время получаешь продукт. Продукт плохой, ты должен из этого продукта плохого отобрать лучшее и на следующий год опять засеять и вырастить.

Это долгий процесс — когда ты вырабатываешь именно то, что лучше и что будет тебе давать наибольшую отдачу. Этот процесс занимает 5–10 лет. Поэтому тот процесс, который сейчас запущен, он на десять лет, условно говоря.

Пункт номер два: ты должен иметь станки, чтобы добывать, обрабатывать. Эти станки можно либо купить, либо разработать. Можно сказать — у нас же все это есть. Есть, но выработка их настолько низкая, что они неконкурентны сегодня. Из-за этого себестоимость товара довольно-таки высокая. Процесс разработки и внедрения оборудования тоже займет 5–10 лет.

Для того, чтобы эти длинные процессы существовали, нужно финансирование. Финансирование не на год под 9–12%, учитывая субсидирование, а финансирование на 10 лет и под 0% процентов. Таких сроков и процентов у нас нет. Следовательно, перспективы очень туманны.

Мы сейчас будем проходить эту первоначальную стадию, которую надо было пройти 20 лет назад. Но мир тоже не будет стоять на месте, будет развиваться. И получится, что мы скажем: «О, мы крутые, мы достигли!», а весь мир опять ушел на 20 лет вперед. У этого замкнутого круга очень много внутренних причин. Поэтому давайте ждать нефть по 100 долларов.

Что посоветуете коллегам?

Сложно советовать, потому что каждый из них находится в разной ситуации. Кому-то надо спасать компанию. Если ему посоветовать диверсифицировать бизнес, он посмеется, потому что у него проблемы не с диверсификацией, а вообще, чтобы компания жила. У кого-то все хорошо и ему можно посоветовать следить за тем, чтобы все было хорошо.

Я желаю тем финансовым директорам, у кого нет надежной команды, акцентировать на этом внимание в 2016 году. Чтобы команда, которая собралась вокруг финансового директора, была надежной, которой можно доверять, на которую можно положиться.

Финансовым директорам, у которых что-то плохо в бизнесе, желаю удачи в следующем году.

Я считаю, что 2016 год не будет лучше 2015. И поэтому все те меры, которые финансовые директора принимали в этом году, если они были достаточными, транслируйте на следующий год. Если этих мер было недостаточно, то, наверное, надо что-то поменять в себе.

Нина Данилина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений