- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о седьмой конференции «Корпоративное налоговое планирование - Актуальные налоговые споры 2015»
11.12.2015
22 октября 2015 года портал
Представляем вашему вниманию отчет о форуме.
Первой выступила Виктория Евтушенко, заместитель начальника отдела Управления трансфертного ценообразования в ФНС России, с докладом «Трансфертное ценообразование: первые выводы по применению законодательства, планируемые нововведения». Спикер разъяснила изменения в правилах ТЦО, вступившие в силу с
«Обязанность по представлению уведомления о контролируемых сделках возникает у каждой стороны контролируемой сделки.
Налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы и (или) осуществившей расходы, что привело к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 Кодекса (Письмо Минфина РФ от
По одной и той же контролируемой сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки (Постановление 14 ААС от
Тот факт, что общество не определяет доходы и расходы в порядке, установленном главой 25 НК РФ, не исключает обязанность определять такие доходы и расходы для целей представления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках (Решение АС Архангельской области от
Также спикер рассказала о привлечении к ответственности по ст. 129.4 НК РФ, обратив внимание на обстоятельство, учитываемое при привлечении к ответственности по ст. 129.4 НК РФ; перечислила документы, подтверждающие установление налоговым органом факта отражения недостоверных сведений.
Следующим выступил Сергей Лавров, руководитель управления налоговой экспертизы налогового департамента в »Норильском Никеле». Он представил 3 новых законопроекта о внесении изменений в нормы о трансфертном ценообразовании и КГН с 2016 года, а также рассказал о введении понятия «злоупотребление правом» в НК РФ.
«Данные изменения создавались, чтобы уточнить полномочия ФНС и территориальных налоговых органов. Была надежда, что под этим понимается уточнения в отношении полномочий как в рамках неконтролируемых сделок, так и в рамках вопросов об уведомлениях. Скажем так, кто что должен проверять. Но по факту у нас получилось следующее. В статье 105.3 ничего не изменили. Собственно вот эта позиция Минфина о том, что можно контролировать неконтролируемые сделки проистекает из нынешней редакции статьи 105.3, где написано, что сделки между юридическими лицами должны совершаться на рыночных условиях (нет никакого указания на тип сделки: контролируемая или неконтролируемая). Исходя из этого, цену может проверять любой налоговый орган. Сейчас в 105.3 никаких правок не вноситься. Вносятся правки в 105.17 (проверка цен в контролируемых сделках). То есть неконтролируемые сделки даже не указаны. Вместо этого появляются некоторые „замечательные“ вещи. Например, у нас проверка цен может проводиться не только на основании извещения из налогового органа о том, что налогоплательщик не уведомил о наличии контролируемой сделки, но и на основании информации территориального налогового органа о возможном несоответствии цен рыночным ценам, примененным к сделкам. Откуда он эту информацию взял, и на основании какого мероприятия это установил, в данном случае неважно. То есть мы получили не уточнение, а расширение контрольного периметра».
О новом подходе к предоставлению документации по ТЦО за 2016 год в рамках отчета ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли
Спикер описал локальную компанию (структуру подчинения сотрудников в рамках группы, место нахождение основного офиса); и показал необходимую документацию по контролируемой сделки (финансовую информацию, используемую при формирования ТЦО, соглашения о ТЦО в других налоговых юрисдикциях, если это влияет на формирование цены сделки).
Также Олег показал пример отчета по странам, обратив внимание на рекомендуемые требования по его предоставлению.
С докладом «Налоговые льготы и стимулирование как вклад в политику импортозамещения. Анализ международного опыта» выступил Андрей Сухов, региональный налоговый менеджер Shell по России, Украине, Каспийскому региону и Пакистану. Он проанализировал текущую налоговую нагрузку; показал перспективы развития российской налоговой системы; рассказал о международном опыте в сфере налогообложения для стимулирования инноваций; и показал, что из зарубежного опыта можно было бы применить в российских условиях.
«Другая идея, которой российские компании совсем не пользуются, — это управление брендом. Я не слышал, чтобы крупные российские компании монетизировали стоимость своего бренда. А на самом деле идея примитивная, лежащая на поверхности. Берется компания, которой передаются права на бренд, вне страны налоговой юрисдикции (обычно в Швейцарии). Эта компания проводит оценку бренда и делит стоимость бренда на все компании бренда по всему миру. Тем самым позволяя получать вычеты в 30–40% с компаний в странах, где налоговые вычеты высоки и сократить до минимума, где они наиболее низкие. Таким образом, компании могут экономить миллионы долларов».
Вторую секцию открыла Вера Борисова, директор по налоговым вопросам Hewlett Packard в России и СНГ, с докладом «Налоговые споры — 2015: наиболее яркие тенденции». Спикер рассказала об обжаловании в суде писем налоговых органов; показала механизм переквалификации сделки, отказа в вычете НДС и необходимости доказывания экономической целесообразности роялти; обратила внимание на то, что вопрос о НДС и стимулирующих выплатах вновь решается в суде; и поделилась опытом применения статьи 269 НК РФ (о трансфертном ценообразовании).
«Предлагаю в качестве примера рассмотреть дело компании „Пургаз“. Дело о формальном изменение структуры компании и необходимости принимать во внимание акции, находящиеся в доверительном управлении, при расчете доли участи (АС г. Москвы от
Фабула: налогоплательщик применял льготу по НДПИ, условием применения которой, согласно ст.324 НК РФ, является доля (не более 50%) участия в капитале собственника Единая система газоснабжения. Налоговый орган отказал налогоплательщику посчитав, что владение менее 50% является искусственно созданным. Суд поддержал выводы инспекции по следующим основаниям:
При выстраивании цепочки владения принято во внимание и нахождение акций в распоряжении одной из входящих в цепочку владения некоммерческих организаций на основании договора доверительного управления. Такой подход прямо не предусмотрен ст.105.2 НК РФ. Однако было принято со ссылкой на позицию Президиума ВАС (Постановление от
Продажа одним из участников организации принадлежащих ему акций налогоплательщика вновь созданной компании была произведена лишь с целью обеспечения формального соответствия критериям владения для применения льготы. Основания вывода: произведен осмотр помещения, который показал что в помещениях „новой“ организации находились сотрудники „старой“ организации, были сохранены все таблички и вывески „старой“ организации; присутствия вновь созданной организации обнаружить не удалось.
При этом апелляционным судом отклонен вывод суда первой инстанции о том, что ни положения статьи 20 НК РФ, ни положения раздела
О решении по делу «Орифлейма» и о том, чем это грозит бизнесу в будущем рассказал Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам по странам СНГ в
«Основные выводы, которые можно вывести из этого решения следующие:
- финансовые показатели российской компании не должны быть хуже общемировых;
- для обоснования налоговой выгоды можно рекомендовать использование преимущественно российских методик и процессов;
- если мы говорим о том, что налогоплательщиком в РФ является российское юридическое лицо, то целесообразно обеспечить доказательства его независимости, самостоятельности его бизнеса и соблюдение условий, на которые обращают внимание налоговые органы; независимый агент несёт ответственность за результат своей деятельности перед своим принципалом, но не подвергается значительному контролю в отношении того, каким образом эта деятельность осуществляется. Он не получает подробные инструкции от принципала касательно того, как осуществлять свою работу;
- использование международных подходов может осложнить положение налогоплательщика;
- все, что не имеет материального выражения, рассматривается более пристально;
- экономическое содержание имеет приоритет над юридической формой;
- убытки воспринимаются как метод налогового планирования. Соответственно, российская компания может стать объектом проверки обоснованности применения цен».
Доклад «Трансфертное ценообразование: первые суды, первые выводы» представили Артем Перегудов, начальник управления налоговой политики и трансфертного ценообразования ОМЗ, и Маргарита Тимонина, юрисконсульт «Мегафона».
Артем рассказал о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании (представив первые выводы по уже прошедшим судам); показал признаки, на основании которых компании могут быть признаны взаимозависимыми по решению суда (п.7 ст. 105.1 НК РФ):
- «наличие единого центра принятия управленческих решений;
- осуществление единого производственного процесса;
- ведение бухгалтерского учета с привлечением одной организации;
- финансирование одной организации исключительно за счет другой организации;
- организации поставлены на учет в одном налоговом органе в один и тот же период;
- расчетные счета открыты в одном банке;
- доступ к системе iBank осуществлялся с одних и тех же
IP-адресов ; - у обеих организаций незначительные показатели в налоговой и бухгалтерской отчетности по сравнению с оборотами по банковским счетам;
- расчеты за приобретаемый товар осуществляются в основном за счет заемных средств;
- руководители организаций одновременно являются учредителями третьей организации».
Спикер рассказал о тождественности фактических адресов, телефонных номеров, информационных сайтов, видов деятельности; обратил внимание на перевод активов на другое лицо одновременно с началом налоговой проверки и перезаключение договоров, в том числе договоров
Маргарита рассказала об оспаривании применяемых налогоплательщиком цен в операциях по договорам
О судебных спорах по налогу на имущество рассказал Константин Балакирев, старший юрист компании «Ашан». Спикер затронул тему правового регулирование налогообложения объектов недвижимости по кадастровой стоимости в г. Москве; обратил внимание на утвержденную кадастровую стоимость; представил механизм правового регулирования налогообложения помещений по кадастровой стоимости в Москве; и показал принципы работы налоговой инспекции.
«Тенденция использования налоговым органом данных Росреестра была замечена в июле текущего года, когда произошло усиление администрирования налога на имущество и взаимодействия с Росреестром в порядке обмена информацией. Налоговые органы стали массово направлять запросы в Росреестр в автоматическом режиме. В ответ приходила стоимость указанного в запросе помещения. Насколько необоснованной может быть содержащаяся там информация, доказывает случай, когда стоимость одного помещения в здании по данным Росреестра превышала стоимость всего здания».
С докладом «Уголовная ответственность за налоговые преступления: новые угрозы и тактика защиты» выступили Александр Ерасов и Дмитрий Клеточкин, группа
«Сегодня существует масса мифов об уголовной ответственности за налоговые преступления, например:
- Правоохранительные органы приходят только к злостным неплательщикам налогов.
- Только генеральный директор и главный бухгалтер могут быть привлечены к уголовной ответственности
- „Как они узнают?“
В тоже время существуют вполне реальные тенденции:
- Криминализация нарушений налогового законодательства (расследование и ответственность).
- Квалификация налоговых преступлений по другим „неналоговым“ статьям УК РФ (менее выгодным для налогоплательщиков).
- Расследование налоговых преступлений — эффективный способ пополнения бюджета».
Также он представил причины освобождения от уголовной ответственности по налоговым преступлениям. Другими словами, Александр рассказал за что привлекают, а Дмитрий, как привлекают и как не быть привлеченным к ответственности.
Для начала спикер представил базовые меры безопасности.
«Рассмотрим тактику защиты. Главное в ней — правильно оценить ситуацию. Важную роль играет первая встреча с органами и предоставление документов. А теперь „золотые“ правила при внезапном визите:
- вызвать адвоката;
- не препятствовать действиям сотрудников правоохранительных органов (помогать необязательно);
- не допускать провокаций;
- не вступать в дискуссии, не давать
каких-либо пояснений по существу; - не уничтожать документы, переписку, сообщения в телефоне;
- не предоставлять ложной информации;
- отслеживать все действия сотрудников правоохранительных органов;
- не поддаваться психологическому давлению со стороны сотрудников правоохранительных органов».
А также спикер рассказал о профилактики бизнеса, и что стоит сделать уже сегодня?
Иван Козлов, руководитель отдела криминалистики СК России по Омской области, полковник юстиции, выступил с докладом «Взгляд следственного комитета: на что обращает внимание следователь при решении вопроса о возбуждении уголовного дела». Спикер представил статистические сведенья и тенденции.
«Повод для возбуждения уголовного дела сегодня — это не только материалы налоговых органов, но и заявления о преступлениях, сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях из различных источников».
Он отметил, что сегодня «практически безгранично расширяется круг лиц и госорганов, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела, и перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела».
Спикер рассказал, на что обращает внимание следователь при решении вопроса о возбуждении уголовного дела; и представил признаки для определения налогового преступления:
- «сообщение из налоговой или других источников, что организация является „однодневкой“, имеет массового учредителя, директора и/или адрес;
- наличие показаний учредителя и/или директора о том, что они не имеют отношения к фирме;
- непредставление отчетности/отражение в отчетности минимальных сумм налогов к уплате в бюджет;
- транзитный характер операций по расчётному счёту (отсутствие платежных операций, характерных для ведения деятельности);
- упоминание в судебных актах».
Также он раскрыл основные факты, подлежащие установлению в ходе следствия; и представил субъекты уголовной ответственности.
После обеда, во время которого участники получили возможность общения в неформальной обстановке, открылась третья секция «Построение эффективной налоговой защиты интересов компании». Ее модератором стал Антон Торопцев, руководитель налогового департамента компании Nissan.
Первым выступил Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования МТС, с докладом «Развитие налоговой функции в компании». Он рассказал, какова сегодня основная роль налоговый службы в компании, и как будут меняться цели и задачи налоговой функции в бизнесе в среднесрочной перспективе.
«В скором времени благодаря системе автоматического контроля порядка и сроков выполнения налоговых обязательств и единой точки контроля за налоговыми процессами компаний группы, налоговая функция будет решать следующие задачи:
- отслеживание и контроль статуса выполнения
бизнес-процессов налоговой функции в режиме реального времени; - выявление проблемных областей и эскалирование проблем на следующий уровень;
- интеграция с OEBS и с системой налоговой отчетности BI».
Об эффективной налоговой ставке и инструментах ее снижения рассказал Геворков Станислав, руководитель налогового департамента в
«Эффективная налоговая ставка (ETR)= сумма задекларированного и уплаченного налога на прибыль / сумма прибыли до налогообложения за отчетный период.
Источники ETR:
- приказ ФНС России от
30.05.2007 №мм-3-06 333; - данные консультантов по видам деятельности», — отметил он.
«На изменения эффективной налоговой ставки влияют рад факторов:
- внешние:
- изменение налогового, таможенного, валютного, отраслевого и других применимых законодательств;
- изменение позиции налоговых органов в отношении спорных вопросов;
- изменение арбитражной практики;
- развитие правоприменительной практики по определенным вопросам;
- внутренние:
- низкая квалификация персонала;
- недостаточно регламентированный функционал налоговых специалистов;
- неэффективная коммуникация внутри группы по налоговым вопросам/принятию решений;
- недостаточная автоматизация процесса по прогнозированию налоговых платежей или налоговой нагрузки на бизнес;
- отсутствие процедур оценки и управления налоговыми рисками;
- недостаточная осведомленность руководства о налоговых рисках и (или) специалистов о планируемых сделках;
- несвоевременное отслеживание арбитражной практики и (или) разъяснений».
Следующим выступил Антон Торопцев с докладом «Налоговая проверка: нюансы взаимодействия с налоговыми органами». Он рассказал о фокусе налоговых проверок и подходе налоговых органов; определил тематику налоговых проверок; показал процесс налоговой проверки; и поделился источниками информации («международный обмен информацией, фокус на низконалоговые юрисдикции, анализ структур для международных соглашений, анализ иностранных документов, допросы сотрудников других компаний Группы»). Спикер представил возникающие в ходе налоговых проверок проблемы («неверная интерпретация отдельных документов; формальный подход с иностранным данным; формулировки; объем предоставляемых данных компаниями Группы; интерпретация данных BEPS») и способы их решения, а также рассказал, что бизнесу следует предпринять при проверках:
- «давать пояснения;
- показывать открытость;
- вызывать инспекцию на диалог;
- предлагать работать по уведомлениям, а не по требованиям;
- требования должны содержать конкретные документы».
После выступления спикеров состоялась панельная дискуссия «Как компании готовится к судебным спорам». В ней приняли участие Юлия Шашурина, налоговый менеджер Fortum; Владислав Попов, директор юридического департамента Нанолек; Натэлла Ковалева, старший налоговый менеджер Магна Интернешнл; Владимир Донченко, директор по правовым и налоговым вопросам Пост Модерн Текнолоджи. Участники обсудили систему обратной связи бизнеса и налоговой службы; рассмотрели механизм внутренней координации юридической, налоговой и финансовой служб компании; поделились опытом работы со сторонними юристами и консультантами; рассказали, как сделать правильный выбор, и как выстраивать работу в процессе судебного разбирательства; а также постарались выяснить, что такое судебное разбирательство:
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону
Текст: Ирина Экзархо
Фото: Тэодолус Сунарджая
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии