- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
Михаил Дудышев: «Наша компания не только сократила затраты в кризис, но и существенно увеличила прибыль»
14.10.2015
Михаил Дудышев, финансовый директор ТД «Аникс» и спикер пятого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2015, рассказал CFO-Russia, как повысить рентабельность через сокращение издержек и увеличить доходы в региональной розничной сети в кризис.
Возможно ли предотвратить угрозу резкого изменения поведения покупателей и кредиторов во время кризиса?
Несмотря на то, что мы можем влиять на поведения покупателей, предотвратить резкие изменения, связанные с кризисом, мы не в силах. Единственное, что мы можем сделать — выстроить качественную систему мониторинга и быстро реагировать на изменения, превращая кризисные явления в свои преимущества. Так, сегодня наблюдается снижение лояльности бренда. Вместо погони за именем покупатель выбирает более дешевый, но при этом качественный товар. Мы предвидели эту тенденцию и использовали ее в стратегии компании.
Предотвратить изменения поведения кредиторов, к сожалению, тоже невозможно, поэтому нужно изменить свое.
В начале этого кризиса действия банков отличались грубостью. Зачастую они принимали решения, совершенно не думая о клиенте. Такое поведение порождало массу опасений и страхов. Некоторые из них реализовались, другие нет. Но все они привели к смене поведения компаний по отношению к своим кредиторам. Например, мы опасались, что открыв депозит для формирования «подушки безопасности», не сможем забрать с него деньги в любой удобный для нас момент. Поэтому мы предпочли вкладывать их в ликвидный товар. Наша программа предусматривала вклад 100 млн рублей в закупку товара с высокой маржой, который в течение 3–5 дней снова можно легко «превратить» в деньги.
Из классических способов минимизации риска — диверсификация кредитного портфеля. В этот кризис мы вошли с бОльшим долгом, чем в предыдущий. Более того, мы реализовывали инфраструктурные проекты, которые также несут затраты. Однако работа одновременно с 4 банками позволила нам лавировать и избежать больших проблем, несмотря на то, что банки не выдавали новых кредитов, уменьшали лимиты по выданным, изменяли оценку залогов
Опять же для дальнейшего снижения угрозы изменения поведения кредиторов мы изменили наш взгляд на соотношения долга к EBITDA. Если раньше мы позволяли себя поднимать этот показатель до двух, то сегодня стратегия компании — снизить его до единицы.
Когда нужно разрабатывать антикризисные мероприятия? Какие сложности могут возникнуть при реализации этих мероприятий? Как их преодолеть?
Антикризисные мероприятия нужно разрабатывать до кризиса. В нашей компании были 3 пакета на случай наступления различных кризисных явлений.
На самом деле, кризис не бывает непредвиденным. Его можно спрогнозировать за
К сожалению, разрабатывая антикризисные мероприятия, мы не можем стопроцентно гарантировать реализацию того или иного прописанного в них сценария. Поэтому их нужно постоянно актуализировать согласно развивающейся ситуации.
К тому же в разработке и реализации подобных проектов должна участвовать вся компания. Так, у каждого подразделения ТД «Аникс» были свои антикризисные мероприятия, направленные на увеличение доходности и улучшения баланса между затратами и доходом.
Что касается ошибок, их может быть много, но основных несколько.
На мой взгляд, главная — промедление и надежда: «А вдруг оно „рассосётся“». Конечно, трудно убедить персонал в необходимости антикризисных мероприятий, которые в большинстве своем непопулярны. Но главное не сдаваться и пройти все уровни восприятия нового проекта: отторжение, апатия, увлечение, формирование культуры, направленной на сокращения затрат и повышения доходности.
Вторая ошибка — желание «резать хвост по кусочку». То есть всем известно о нужном объеме сокращений, но принимается решения разделить процесс на этапы. Например, необходимо сократить затраты на персонал на 20%. Сотрудники и
Третья большая ошибка — сокрытие от людей конечной цели проекта. Сотрудники должны знать, куда идет компания и для чего нужны антикризисные мероприятия.
Четвертая — неправильная реализация проекта. Часто в погоне за сокращением затрат, компании жертвуют качеством, что в долгосрочной перспективе приводит к печальным последствиям. Уменьшение затрат может привести к остановке развития компании и как следствие этого уменьшению дохода.
Реализация антикризисных мероприятий может помочь сохранить доходность сети? Или в кризис сделать это невозможно?
Опыт ТД «Аникс» показывает, что во время кризиса доходность сети может не только сохраниться, но и вырасти.
Широко известна цитата «кризис — это не только угрозы, но и возможности». Мы доказываем это своим примером. Наша компания не только сократила затраты на 140 млн рублей, но и существенно увеличила прибыль.
Антикризисные мероприятия мы объединили в программу 10/10. Она заключается в том, что каждый месяц мы должны увеличивать наш доход к базовому сценарию на 10 млн. рублей и уменьшать затраты на 10 млн. рублей. Сейчас мы его перевыполняем.
Для эффективной реализации этого проекта мы вовлекли в него
На основе ответов на эти вопросы разрабатывается план действий для каждого сотрудника в дополнение к его базовым обязанностям.
Например, служба безопасности эффективно снижала потери по фруктам, финансовый департамент помогал бизнесам сокращать затраты на электроэнергию
Понимая, что сделать все в офисе невозможно, мы каскадировали инструменты по сокращению затрат в магазины. Например, мы проводили конкурсы по сокращению электроэнергии; построили систему мотивации, направленную на балансировку бюджета (чем больше повышались доходы и сокращались затраты точки, тем большую премию получали сотрудники этого магазина)
Контроль затрат мы детализировали. Так, если раньше плата за электроэнергию шла общим счетом с субарендой, то сейчас это отдельная строчка отчета. Это помогло лучше понять место и причины перерасхода и устранить их.
При этом мы консолидировали управление и объединили близкие по функционалу подразделения, существенно сократив и улучшив качество их работы.
Реализация плана антикризисных мероприятий привела к рекордному увеличению нашего дохода. Сейчас он больше, чем за любой другой период существования компании.
Более подробно познакомиться с опытом ТД «Аникс» и задать собственные вопросы Михаилу Дудышеву вы сможете на пятом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2015, который состоится
Экзархо Ирина
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии