• Сегодня 15 марта 2025
  • USD ЦБ 85.57 руб
  • EUR ЦБ 93.61 руб
РЕКЛАМА АО «ПФ «СКБ Контур» ИНН 6663003127

Auchan добивается снижения цен у поставщиков: начало ценовой войны или грамотный PR?

05.03.2025

Рынок розничной торговли России переживает новый виток напряжения. Сеть гипермаркетов Auchan потребовала от своих поставщиков снизить закупочные цены на продукцию, обосновывая это укреплением рубля, сообщает «Коммерсант». Это действие, отраженное в письме от 3 марта 2025 года, стало неожиданностью для рынка, где ритейлеры привыкли получать уведомления о повышении, а не снижении цен. Ситуация заставляет задуматься: является ли это началом ценовой войны или грамотным PR-ходом Auchan?

Аргументы Auchan

Компания ссылается на укрепление рубля после периода его значительного ослабления (рост курса доллара на 11%, евро на 4,6% с 1 октября по 15 декабря 2024 года, затем снижение на 12,3% и 13,9% соответственно к 5 марта 2025 года). Auchan подчеркивает, что ранее шла навстречу поставщикам, принимая их обоснованные повышения цен, вызванные ослаблением национальной валюты. Теперь же компания требует зеркального отражения ситуации. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров подтверждает логику Auchan, указывая на необходимость работы механизма в обе стороны.

Позиция поставщиков

Поставщики, в свою очередь, указывают на собственные растущие издержки, связанные с удлинением сроков поставок из-за рубежа (до 5 месяцев). Они опасаются снижать цены, не зная, по какому курсу придется закупать сырье в будущем. Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз», подчеркивает невозможность корректировки прейскуранта без понимания будущих валютных колебаний.

Реакция рынка

Другие крупные сети, такие как X5 Group, пока не последовали примеру Auchan, хотя и ведут постоянные переговоры с поставщиками о ценообразовании. Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов отмечает, что переговоры о снижении цен ведутся постоянно, но только при наличии объективных предпосылок. Он также акцентирует внимание на том, что ритейлеры не могут полностью перекладывать рост закупочных цен на потребителя, поскольку это негативно скажется на товарообороте и прибыли. В качестве примера приводятся случаи, когда на некоторые продукты (картофель, курятина, подсолнечное масло) наценки не устанавливались.

Политический контекст

Артур Гафаров, руководитель Института развития предпринимательства и экономики, допускает, что письмо Auchan может быть направлено на демонстрацию социальной ответственности бизнеса перед регуляторами, пристально следящими за ценообразованием на продукты питания. В условиях, когда оборот розничной торговли в России в 2024 году составил 55,6 триллиона рублей (по данным Росстата), подобные действия могут быть восприняты как попытка снизить социальное напряжение.

Так, ситуация вокруг требования Auchan снизить цены — это сложный многофакторный вопрос. Пока неясно, приведет ли это к реальному снижению цен на продукцию для потребителей или останется лишь PR-ходом. Дальнейшее развитие событий, а также реакция других крупных ритейлеров и производителей определят, станет ли это началом широкой ценовой войны или останется единичным случаем. Следует следить за динамикой цен на продукты питания и за реакцией государства на действия Auchan.

Исходя из цитат Гафарова и Бурмистрова, для руководителей и специалистов в области финансов, закупок, логистики, управления рисками и цифровизации бизнеса сейчас актуальны мероприятиями, связанные с оптимизацией затрат, ценообразованием, конкурентоспособностью и эффективностью бизнеса в условиях экономической нестабильности.

Посетите конференции, связанные с ценообразованием и управлением затратами: Пятнадцатую конференцию «Управление закупками» 4-5 сентября 2025 года в Москве; Двенадцатую конференцию «Корпоративное планирование и прогнозирование» 26 марта 2025 года в Москве и Конференцию «Управление финансовыми рисками» 27 мая 2025 года в Москве.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений