• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб

Перейти на налоговый мониторинг за 6 месяцев: опыт «Татспиртпром»

22.07.2024

Один из крупнейших налогоплательщиков Республики Татарстан компания «Татспиртпром» поставила перед собой амбициозную цель — перейти на налоговый мониторинг всего за 6 месяцев. Учитывая, что на начало проекта весь финансовый документооборот был на бумаге. Как им это удалось?

АО «Татспиртпром» включает пять заводов, торговое предприятие «Алкоторг» и логистические центры. Общая численность работников — 3,5 тыс. человек. Продукция компании представлена во всех регионах РФ и в 10 странах-импортерах.


В своей политике в области цифровизации компания ориентируется на направления, которые задает государство. В 2022 году «Татспиртпром» принял решение перейти на налоговый мониторинг, так как камеральные проверки вызывают сложности — требуют больших трудозатрат финансовой службы на подготовку и выемку документов, отвлекают сотрудников на проведение контрольных мероприятий и замедляют текущие процессы бухгалтерии.

С переходом на налоговый мониторинг для компании снижается риск штрафов, так как ФНС может оперативно выявлять спорные ситуации и вовремя на них реагировать либо предупреждать их возникновение.

Особенности перехода

Основная сложность — жестко регламентированные сроки. «Татспиртпром» проделала большой объем работ за рекордно короткий период, всего 6 месяцев. Подрядчиком на проекте выступала компания Softline — партнер Directum.

Ход проекта

Чтобы уложиться в сжатые сроки, компании предстояло параллельно:

  • построить единое цифровое хранилище документов;
  • связать скан-копии первички с операциями в учетной системе и настроить доступ через витрину данных;
  • навести порядок в процессах и подготовить пользователей к работе по новым правилам.

При этом нужно было пройти все этапы дорожной карты, составленной ФНС для вступления в налоговый мониторинг.

Организация хранения финансовых документов под требования налогового мониторинга

До старта проекта в компании не было централизованного электронного архива, так как весь финансовый документооборот был полностью бумажным.

Чтобы сформировать требования к системе для хранения документов, была организована рабочая группа из специалистов финансовой службы и главного бухгалтера. При выборе электронного архива для налогового мониторинга компания опиралась на опыт других предприятий, которые уже перешли на цифровое взаимодействие с ФНС.

Компания выбрала «Архив для налогового мониторинга» от Directum, так как у вендора есть:

  • специализированное решение для хранения документов с учетом требований ФНС;
  • интеллектуальные решения для оцифровки бумажных документов;
  • опыт подобных проектов.

Для «Татспиртпрома» было важно создать безопасный и надежный архив финансовых и договорных документов. В сравнении с государственными СЭД или облачными хранилищами на базе сервисов ЭДО большое преимущество финансового архива от Directum в том, что его можно разместить в привычной инфраструктуре компании. 

Архитектура решения

Отдельной задачей стояла организация витрины данных на базе 1С. В ней реализовали полноценный интерфейс для доступа инспектора ФНС. При помощи системы drill-down проверяющий может из отчета «провалиться» до скана первичного учетного документа в архиве Directum.

Подключение искусственного интеллекта к рутинной работе

Чтобы упростить пользователям работу по наполнению архива, компания внедрила интеллектуальные сервисы Directum для обработки сканов бумажных первичных документов. Искусственный интеллект заполняет карточки документов в системе, ускоряя обработку минимум в 2 раза. При этом исключаются ошибки из-за невнимательности. В первый месяц промышленной эксплуатации ИИ-сервисы обработали около 10 тыс. входящих документов.

Умная обработка входящего потока документов

«Применение ИИ для обработки первичных документов — это базовый этап, с которого необходимо начать формировать электронный архив. «Пропускная способность» интеллектуальных сервисов в сравнении со скоростью работы специалистов бухгалтерии в 2-3 раза выше. К тому же исключается риск ошибок и опечаток из-за человеческого фактора. 

Помимо оцифровки бумажных документов, ИИ-сервисы обрабатывают неструктурированные первичные учётные документы, поступившие через сервисы обмена. Кроме того, с их помощью можно собирать первичку в комплекты, связывать их с карточкой организации для удобных выгрузок и отчетов по контрагенту. Благодаря ИИ-обработке из документов извлекается текстовый слой, что делает их доступными для полнотекстового поиска в финансовом архиве Directum».

Илья Петухов

Илья Петухов, руководитель проектов развития AI-продуктов Directum


Большой плюс интеллектуальных сервисов в том, что они самостоятельно обучаются каждую неделю. Сейчас точность извлечения данных выросла до 90%. Компания использует ИИ для обработки:

  • актов выполненных работ;
  • входящих счетов на оплату;
  • счетов-фактур;
  • корректировочных счетов-фактур;
  • товарных накладных;
  • универсальных передаточных документов;
  • универсальных корректировочных документов.

«У рабочей группы проекта были опасения, что не удастся преодолеть сопротивление сотрудников из-за изменения бизнес-процесса по обработке первичных документов, потому что раньше документы не заносились в систему, а подписывались и хранились на бумаге. Чтобы избежать этого, мы проводили обучение в разных форматах — очно, удаленно, ответы на вопросы, дополнительные консультации. Пришлось провести масштабное обучение большого числа сотрудников на всех заводах и складах. В некоторых случаях приходилось выезжать на место, чтобы прояснить все вопросы пользователей и ускорить внедрение. В результате рабочая группа объехала практически всю Республику Татарстан и сейчас документы поступают в архив без задержек».

Олег Иванов

Олег Иванов, главный специалист ИТ ГК «Татспиртпром»



Отказ от бумаги: полная цифровизация документооборота с контрагентами

В процессе проекта у компании появилось понимание, что необходимо уходить от бумажных документов и принципиально переводить документооборот в цифру. Была проделана масштабная работа по переходу на электронное взаимодействие с контрагентами через интеграцию финансового архива Directum c сервисом обмена Диадок.

Электронный документооборот с контрагентами

Сегодня в «Татспиртпром» исходящие первичные документы ведутся исключительно в электронном виде, а входящие в январе 2024 года составили 14%, а уже в феврале — 25%.

Итоги проекта, или На что обратить внимание при переходе на налоговый мониторинг

Главный результат проекта — «Татспиртпром» удалось перейти на электронное взаимодействие с ФНС за 6 месяцев.

Для быстрого достижения результата компания взяла гибкую платформу и адаптировала ее под свои потребности. Для успешного перехода, по мнению рабочей группы проекта, необходимо:

  • настроить взаимодействие с большим числом сторон;
  • правильно наладить коммуникацию между всеми участниками проекта, чтобы каждый подрядчик отвечал за свое направление;
  • готовиться заранее, потому что для вступления есть строго регламентированные сроки;
  • воспользоваться услугами консалтинга, чтобы упростить реализацию;
  • составить четкий план проекта в соответствии с дорожной картой ФНС.

«Ежегодно число участников налогового мониторинга растет. Барьеры для входа постепенно снижаются, поэтому электронное взаимодействие с ФНС становится доступным большему числу компаний-налогоплательщиков. Если раньше можно было предоставлять документы через операторов ТКС, то сейчас появляются требования к архивам и структуре раскрытия. Поэтому первым шагом для вступления в налоговый мониторинг может стать внедрение электронного архива первичных документов в связке с искусственным интеллектом».

Иван Агапов

Иван Агапов, product manager ECM-решений Directum


Налоговый мониторинг становится популярным способом минимизации налоговых рисков — позаботьтесь об удобном электронном архиве и обработке первичных документов с помощью ИИ уже сейчас, чтобы быстро и без лишних забот перейти на новый режим.

Реклама. ООО «ДИРЕКТУМ», ИНН: 1835056809. Erid: 2SDnjdTi3Ai



Комментарии

Защита от автоматических сообщений