• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Не дай менеджменту заскучать»

28.03.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Не дай менеджменту заскучать»

Есть правило первого года, которое не менее важно, чем ESG-стратегия. Это правило: не давать менеджменту заскучать.

И ещё два полезных слова: quick wins (англ. «быстрые победы»).

Поясню.

ESG-повестка – это всегда игра в долгую. Даже просто разработка полноценной ESG-стратегии – это месяца три. Да и реализация самой стратегии начнётся с внешне незаметной «бумажной» работы, с изменения внутренних политик и регламентов. То есть первые плоды от такого перспективного планирования не стоит ждать раньше, чем через год.

Но готов ли ваш менеджмент ждать так долго?

Если ESG-повестка выдвинулась в организации на видное место в силу ситуативных причин, то точно так же под настроение она может быть задвинута обратно.

Кроме того, ESG-подразделение чаще всего воспринимается как наследник отдела по социальным программам, а «зрелость» социальной функции в компании может быть разной. Есть немало приличного размера компаний, где корпоративные социальные инвестиции недалеко ушли от стадии «два притопа – три прихлопа», а заблаговременная покупка ранцев для школьников к сентябрьскому «Первому звонку» может считаться верхом долгосрочного планирования.

Там у руководства может быть искреннее, подкреплённое годами опыта убеждение, что вся сфера КСО / ESG / устойчивого развития – это когда сегодня ты придумываешь свежую идею, а уже недельки через две имеет место финальный результат. Причём, как водится, непременно с песнями, с плясками, улыбками и воздушными шариками.

В такой атмосфере ESG-начальник, если хочет показать первые плоды своей стратегии через много месяцев, рискует к тому времени оказаться давно и безнадёжно уволенным.

Это не чисто российская проблема.

Лет десять – пятнадцать – двадцать назад тот же вопрос остро стоял в западной повестке устойчивого развития, когда Западная Европа и США находились примерно на той же стадии, что и мы сейчас. То есть были безусловные корпорации-лидеры, но были и тысячи компаний, которые на общей волне «вписались» в новую повестку, а потом вдруг стали чесать подбородок: а оно нам это надо?

Директора и начальники довольно быстро начинали понимать, что обширная тема социальных и экологических вопросов – это трудный, затратный путь, у которого есть к тому же начало, но не видно конца. И стали терять энтузиазм, еще не сделав ни одного шага.

И тогда на семинарах, тренингах негромко зазвучали эти слова: quick wins – то есть некие маленькие шажки, быстрые неидеальные решения, которые тем не менее приободрят упавших духом руководителей.

ESG-начальнику такие программы-недомерки, несмотря на их минусы, позволяют выиграть столь важное время. Для него или для неё такие «быстрые победы» — это необходимое зло, эдакий ножик-выкидушка, который помогает выжить в офисных баталиях, пока небыстро набирает разгон ESG-стратегия.

Разумеется, что такие quick wins должны делаться параллельно с разработкой ESG-стратегии, а не вместо неё.

«Быстрые победы» обычно бывают двух типов.

Во-первых, часто речь идёт о небольших и недорогих программах, которые можно запустить прямо «с колёс» и уже через два-три-четыре месяца увидеть результаты.

Например, предприятие планирует перевести своё офисное здание на электроэнергию от солнечных батарей. Но это масштабный проект, и ток на солнечной тяге появится в проводах не раньше, чем через год-полтора. До этого будут только техзадания, тендеры, монтаж и всё такое…

А мини-проект формата «быстрая победа» — это когда прямо здесь и сейчас на уличные фонари вокруг завода прикручивают небольшие солнечные батареи. И быстро, и экономия тока из сети весьма приличная. К бабке не ходи, что при таких историях на скорую руку потом всплывут какие-то «косяки». Например, выяснится, что панели на фонарях покрылись толстым слоем пыли, а под рукой нет автовышки, чтобы их помыть – и начинают искать автовышку. Но здесь сдвинуть дело с «мёртвой точки» важнее, чем месяцами делать расчёты.

Второй формат «быстрых побед» — это когда уже давно запущенные и почти реализованные проекты переосмысливаются в рамках новой повестки.

Вот, например, недавно одно из российских горнодобывающих предприятий объявило, что заменяет самосвалы на конвейер, чтобы сократить выбросы. С помощью ленточного конвейера путь транспортировки руды станет значительно короче и дешевле, что и позволит сократить выбросы от тяжёлого карьерного транспорта. Сейчас это справедливо рассматривается как важный шаг по улучшению ESG-показателей. Однако пять лет назад внедрение этого же технологического решения было бы объяснено в модных на тот момент терминах Agile или «бережливого производства». А два десятка лет назад сказали бы про то же самое как про этап технического перевооружения.

Тут, конечно, не обойтись без дисклеймеров.

Дисклеймер №1

Хватаясь (от большой ли нужды или по собственному хотению) за такие «быстрые» программы, ESG-начальник порой выходит на тонкий лёд.

Иногда трудно понять, где заканчивается «немного неидеальная» программа и начинается что-то сильно похожее на гринвошинг – то бишь на «зелёную отмывку», когда вопреки фактам проект прикидывается социально- или экологически ответственным.

Пожалуй, лучшим советом в случае «быстрых побед» часто будет не включать на полную громкость пиар-машину.

Дисклеймер №2

Очень часто без таких quick wins не будет и серьёзных основательных социальных и экологических программ. Точно так же, как без тонкой щепы для растопки нельзя разжечь костер из толстенных полусырых поленьев.

Однако если идут месяцы, а подобные «быстрые победы» составляют большинство ESG-активностей, а в пайплайне нет и не предвидится серьёзных программ, то руководителю по устойчивому развитию стоит начать посматривать по сторонам и обновлять своё резюме.

А то велик риск подорвать свою профессиональную репутацию.

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  

Далее читайте, как не «потерять связь с реальностью» из-за «одержимости» устойчивым развитием.

Предыдущие материалы:


Комментарии

Защита от автоматических сообщений