- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»
16.02.2022
Есть распространённая история – настолько типичная, что её можно назвать классикой жанра.
Вот, допустим, в большой промышленной организации захотели сделать что-то эдакое по социальной или экологической части. Или, например, влили в штатное расписание новую ESG-кровь – и новоиспечённым сотрудникам надо сделать первый громкий шаг.
Начинают думать, с чего начать. И часто возникает соблазн начать с набега на офисную кухню.
Не с целью набить живот – не поймите превратно!
А с целью избавиться от одноразовой пластиковой посуды, извести пластиковые трубочки, внедрить раздельный сбор мусора, а бытовую химию заменить на более безвредные для природы аналоги.
Как говорят в народе: «Давайте сделаем «зелёный офис!» Именно с таких слов часто начинается переустройство места для еды. (На самом деле «зелёный офис» – это, конечно, в разы более сложная и чётко регламентированная стандартами задача – но кому какое дело).
Избавление офисной кухни от лишнего, на первый взгляд, выглядит как абсолютный quick win (быстрая победа). Эдакий лакомый кусочек для эффективного корпората, в ДНК которого зашито умение регулярно перед глазами начальника демонстрировать результат – подобно иллюзионисту, вытаскивающему из шляпы кролика за кроликом.
Во-первых, объект приложения усилий под боком – это не пять часов на самолёте лететь, а потом ещё столько же трястись до месторождения, рудника или ГОКа на разбитой «вахтовке» да по ухабистой грунтовке. Во-вторых, в головном офисе найдётся и мощная группа поддержки этих изменений.
Но если дело происходит в большой промышленной компании, то вряд ли первые шаги ESG-специалистов должны быть именно в направлении офисной кухни. Как и со многими вещами в ESG, погоня за сиюминутными выгодами легко оборачивается проигрышем главной битвы.
ESG-руководитель в индустриальной корпорации должен думать прежде всего о трубах, а не о трубочках. Его должны больше волновать дымящие трубы предприятий, а не одноразовые пластиковые соломинки (даже если все вокруг – включая его собственный круг общения – твердят только о вреде последних).
Заводы, комбинаты и фабрики, как ни крути, загрязняют землю, воздух и воду, производят тонны отходов разных классов опасности. И вред от всего этого в десятки, сотни, тысячи раз выше, чем опасность притаившихся на полках шкафчиков пластмассовых вилок и тарелок.
Тратить немалую толику своего рабочего времени, чтобы разрешить одну десятитысячную часть экологических и социальных проблем, – такому не станет аплодировать ни директор, ни совет директоров.
А уж активистские НКО и вовсе назовут столь странную расстановку приоритетов обидным словом «токенизм» (tokenism) – то бишь наивной попыткой получить репутационные бенефиты, прилаживая на свой костюм какие-то пустяковые значки и шильдики.
Что ещё хуже, примерно то же самое подумают про новоиспеченного ESG-менеджера его коллеги. И начальник соседнего отдела, и инженер, и рабочий лишь недоуменно пожмут плечами. Все трое могут не знать словечка «токенизм», но не обязательно знать правильные словечки, чтобы подметить некий диссонанс между громкими заявлениями и борьбой со стаканчиками.
Конечно, есть немало бизнесов, где очистка офисной кухни от пластиковой одноразовой посуды стала бы хорошей идеей и отличным первым шагом. Но если ты промышленная корпорация с десятками гектаров промплощадок, сотнями бригад и подразделений, десятками тысяч людей и миллиардными оборотами – то с тебя и спрос другой.
Кто-то возразит, что, мол, международная повестка врать не будет: на Западе все только и говорят про «начни с себя» и про вред упаковки и пластиковых ножей-тарелок-вилок. Но не надо забывать, что на Западе «пластиковые» вопросы стали массово подниматься только после того как (иногда через десятилетия после того как) были решены многие экологические проблемы – и дым из труб стал пожиже.
В общем, с промышленности особый спрос. Это главная причина, почему ESG-трансформацию не стоит начинать где-то между офисным холодильником и микроволновкой.
Главная причина, но не единственная.
Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum
В следующих колонках автора читайте про ловушки, в которые может попасть ESG-начальник в не всегда дружелюбных корпоративных джунглях, и о том, как выбираться из этих ям.
_____________________________________________________________________________________
Приглашаем посетить Конференцию «ESG-трансформация бизнеса: подготовка и реализация», которая пройдет 3 марта 2022 года онлайн. Вы узнаете, как будет меняться законодательство в области регулирования ESG-отчетности, как внедрение принципов ESG повлияет на доходность активов компании и как изменить сознание персонала на «зеленое». Своими кейсами поделятся топ-менеджеры российских и международных компаний, а слушатели смогут задать им интересующие вопросы.
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии