- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
Ритейл-2025: кто победит в новой экономике?
04.03.2025
28 февраля на V ежегодном форуме «Ретейл-2025: новые нормы» FCongress по трендам в ритейле эксперты обсудили ключевые вызовы и возможности рынка. Высокая инфляция, дефицит рабочей силы и растущая конкуренция формируют новую реальность для бизнеса.
В открывающей секции мероприятия своим видением тенденций рынка и опытом поделились Бурмистров Михаил, генеральный директор, «INFOLine-Аналитика»; Гаспарян Вардан, начальник управления стратегического маркетинга и анализа, X5 Group; Мальтинский Игорь, директор департамента развития, Melon Fashion Group; Петров Вадим, руководитель, «Яндекс Лавка»; Римский Евгений, управляющий по качеству и закупкам, «ВкусВилл»; Федосов Александр, директор по маркетингу, член совета директоров, «METRO Россия» и др.
Каковы стратегические цели российских ритейлеров? Какие направления развития и проекты в приоритете? Делюсь с вами выдержками из первой секции мероприятия.
О вызовах в макроэкономике, ритейле и e-commerce рассказал Бурмистров Михаил, генеральный директор, INFOLine-Аналитика, в своем докладе «Ритейл и e-commerce в экономике дисбалансов».
В первом блоке своего доклада спикер рассмотрел макроэкономические тенденции и потребительский рынок.
Новые категории покупателей
Снижение численности работоспособных мужчин и отток мигрантов из Центральной Азии уже ощущаются в ритейле. Однако появляются новые аудитории, которые активно выходят на рынок:
- Одинокие мужчины — самостоятельные покупатели, формирующие индивидуальные потребительские паттерны.
- Молодежь 14–15 лет — новые участники рынка труда с первыми личными бюджетами.
- Любители энергетиков — молодые люди с проблемами концентрации, которые становятся активными потребителями.
Эти группы будут расти и управлять значительными суммами, что заставляет ритейлеров пересматривать ассортимент и маркетинговые стратегии.
Ритейл: борьба за каждого покупателя
Розничная торговля демонстрирует рост, напоминающий ситуацию 2007–2008 годов, но конкуренция усиливается. Теперь компании не могут просто «расти вместе с рынком» — чтобы увеличить долю, придется отвоевывать потребителя у конкурентов.
Главные вызовы ритейлеров сегодня:
- Высокая стоимость капитала — кредиты дорогие, расширение сети требует больших вложений.
- Конкуренция за персонал — найти и удержать квалифицированных сотрудников все сложнее.
- Сокращающийся рынок — умение работать в таких условиях становится редкой компетенцией.
Маркетплейсы продолжают захватывать сегмент непродуктового ритейла, усиливается конкуренция между экосистемами, а цена становится решающим фактором для покупателей. Большинство покупателей сортирует товары по цене. Но требования к качеству сервиса при этом растут.
Другой важный фактор – долговая нагрузка россиян.
Россия – страна стресса: как это влияет на продажи?
Россияне много зарабатывают, уровень безработицы низкий, но высокий стресс диктует потребительские привычки.
- Растут продажи успокоительных средств.
- Покупки — проверенный способ поднять настроение.
- Крупные приобретения недоступны: жилье слишком дорогое, автомобили — тоже.
В таких условиях ритейлеры должны учитывать эмоциональное состояние покупателей и адаптировать предложения под их финансовые возможности и психологические потребности.
Роботизация, бренды и персонализация
Технологии меняют ритейл:
- Растет автоматизация — например, «Перекресток» внедрил 2 млн электронных ценников.
- Сокращается число сотрудников в магазинах — труд дорожает, а цены остаются конкурентными.
- СТМ под давлением — дефицит поставщиков и кадров делает развитие собственных марок сложнее.
Ритейл будущего — это переход от собственных торговых марок к эксклюзивным брендам. Просто привезти товары из Китая уже недостаточно, нужно разрабатывать продукты, адаптированные под рынок.
Маркетплейсы vs. традиционный ритейл
Бурмистров Михаил отметил, что в Non-Food растут только маркетплейсы, почти все лидеры ритейла теряют долю.
Споры о том, кто победит, не утихают. По словам экспертов, на маркетплейсах идет конкуренция не между каналами поставщика, а между продавцами.
Поляков Николай, генеральный директор, SOKOLOV, считает, что как только снизится ключевая ставка, люди понесут деньги в магазины. Таким образом, выиграют те, у кого они есть.
Ельчина Венера, заместитель генерального директора, «ЛеманаПро» отметила, что компания не работает с маркетплейсами в России, но сотрудничает с ними в Казахстане. В России же хочет стать платформой по улучшению жилья, объединяющей мастеров, B2B- и B2C-клиентов. «ЛеманаПро» развивает собственный маркетплейс, планируя довести его ассортимент до 1 млн SKU.
Как меняются привычки потребителей в этом сегменте?
- 28% делают ремонт сами.
- 32% обращаются к мастерам.
- 40% не хотят ничего делать.
Что дальше?
Ритейл-2025 — это:
- Борьба за лояльность через качество сервиса. Невозможно дать лучшую цену всем, цена стала прозрачной.
- Конкуренция с дистрибьюторами — ритейлеры берут импорт и логистику в свои руки. Ритейлеры лучше разрабатывают бренды, у них лучше логистика, они эффективнее в прямом импорте и взаимодействии с клиентами
- Поиск комплексных решений — клиенты ждут не просто товар, а готовое решение проблем.
Недооценены пока влияние блогеров и селебрити на рынок. До Китая нам пока далеко, но молодежь уже покупает иначе.
Победят те, кто научится работать в новых условиях быстрее других, кто способен переизобретать форматы каждый год-два.
Светлана Смольнякова, соучредитель и генеральный директор конференционной компании «Просперити»
На Семнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, который пройдет 20-21 ноября 2025 года в Москве, рассмотрим темы от финансового планирования в ритейле до прогнозирования потребительских трендов.
Комментарии