- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
13-14 марта 2025 года
Москва
Откажитесь от Excel для бюджетирования
24.04.2023
До сих пор 9 из 10 российских банков готовят бюджеты в электронных таблицах Microsoft Excel. Но они, как и другое иностранное ПО, несут угрозу безопасности банковских данных и подлежат импортозамещению.
К тому же, Excel-таблицы – не лучший выбор для бюджетирования:
- Excel не предназначен для коллективной работы с бюджетными документами: организовать правильную последовательность их согласования внутри организации очень сложно. Обычно создают несколько версий каждого документа для разных сотрудников, а потом «сводят» изменения в один документ. Это чревато путаницей и потерей данных.
- Даже при последовательной работе разных сотрудников с одним бюджетным документом высок риск его «испортить» – любой пользователь может изменить буквально все: структуру таблиц, формулы, сами данные.
- Электронные таблицы не хранят историю правок – все изменения в статьях расходов остаются «на совести» пользователей. Невозможно установить, кто и когда откорректировал «спорную» цифру.
- Планировать бюджет в таблицах неудобно даже в разрезе 4-5 аналитик: приходится добавлять дополнительные колонки и/или применять иерархические или сводные таблицы. Это в разы усложняет работу. А для тех, кому необходимо использовать 10 и более аналитик, задача становится практически нерешаемой.
- Консолидировать данные бюджетных документов и их версий приходится вручную; как следствие, в итоговых данных неизбежны ошибки.
- В электронных таблицах отсутствуют механизмы контроля соблюдения регламента работы с документами. В результате бюджетирование превращается в непрозрачный, слабоуправляемый процесс.
- Для контроля расходов приходится вручную сверять суммы в распоряжениях на платеж с плановыми данными. При большом количестве платежей оперативный мониторинг расходования средств просто невозможен.
- Чтобы выпускать план-факт отчетность, нужно наладить выгрузку фактических данных из учетных систем и вручную переносить их в таблицу с планом, а при несовпадении аналитик в «плане» и «факте» приводить их к единому формату и вносить корректировки.
- Большие таблицы медленно открываются и сохраняются, а расчеты занимают продолжительное время. Помимо неудобства от длительного ожидания это может закончиться сбоем в работе системы и потерей данных.
- Систему на базе таблиц сложно развивать – сами ее разработчики через какое-то время не вспомнят ее внутреннее устройство, а вести документацию, как правило, не принято.
Все эти проблемы отсутствуют в специализированном ПО для бюджетирования. Примером такого ПО является приложение «Бюджет хозяйственных расходов» от российской компании Intersoft Lab. Приложение внесено в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и рекомендовано для импортозамещения.
Приложение автоматизирует полный цикл хозяйственного бюджетирования, включая планирование бюджета, оперативный контроль его расходования, фактический учет и план-факт анализ затрат. В его составе поставляются два автономных модуля – для поддержки сметного планирования и для реализации контроля и учета исполнения бюджета. Это дает возможность автоматизировать эти процессы в любой последовательности, начиная с того, где электронные таблицы справляются хуже.
Модуль планирования позволяет вести подготовку бюджета АХР в разрезе любого набора аналитик. С его помощью можно поддержать принятую методику планирования: от потребляющих подразделений, от договоров, на основании бюджетов сметообразующих подразделений, или интегрировать эти подходы в одной бюджетной кампании. При этом значения по статьям бюджета можно заполнять данными из заявок подразделений или договоров автоматически в отличие от таблиц, где возможности пользователя ограничены ручным вводом значений в ячейки.
Для поддержки коллективной работы с заявками и другими бюджетными документами в интерфейсах модуля может работать неограниченное число пользователей, наделенных соответствующими правами. Это существенно ускоряет проведение бюджетной кампании.
Все изменения, вносимые в статьи расходов, автоматически фиксируются, обеспечивая «аудиторский след». Другими словами, всегда можно разобраться, как в итоговом бюджете появилась та или иная цифра, кто ее автор и пр.
Для согласования заявок и бюджетных документов используется встроенный электронный документооборот (ЭДО). С его помощью можно задать необходимые маршруты для их согласования и визирования, назначить пользователям права на доступ к этапам документооборота, определить, какие операции с заявками и бюджетными документами они могут выполнять, к каким аналитиками иметь доступ и пр. Все это делает процесс бюджетного планирования прозрачным для всех участников, упорядоченным и управляемым. В любой момент можно определить статус документа: на каком этапе согласования он находится, кто и когда его уже согласовал, чья виза ожидается и т.д. Это помогает своевременно отслеживать отклонения от бюджетного регламента и оперативно устранять нарушения.
В составе модуля поставляется готовая функциональность для внесения ежеквартальных корректировок в план: секвестирования, допланирования, перераспределения расходов. С помощью текущих корректировок можно «перебрасывать» суммы между статьями и аналитиками внутри квартала. Все операции по настройке конкретной корректировки, их запуску и пр. осуществляются в визуальных интерфейсах, без программирования.
В модуле предусмотрена возможность планировать резервы на непредвиденные расходы, чтобы затем, на этапе исполнения сметы, было можно осуществлять платежи за счет резервов и платежи «сверх бюджета».
Реализована автоматическая консолидация бюджетных документов в сводные бюджеты в разрезе необходимых аналитик. Это исключает ошибки ручной консолидации, экономит время на их поиск и исправление.
Модуль контроля исполнения бюджета предназначен для работы с распоряжениями на платежи и учета фактически совершенных оплат. Распоряжения могут заполниться вручную, автоматически генерироваться по заключенным договорам, загружаться из внешних источников и пр. При вводе распоряжения на платеж автоматически проверяется, не допущено ли превышение остатков по статьям, по которым эти распоряжения заведены, с учетом сделанных платежей и резервов. Это гарантирует, что расходование средств будет вестись строго в соответствии с утвержденной сметой АХР.
Для автоматизации процессов согласования распоряжений на платеж используется ЭДО. С его помощью настраиваются маршруты согласования документов и контролируется их соблюдение. Для расходов «сверх бюджета» и крупных платежей можно также задать схемы согласования платежей «по запросу» – для получения дополнительных виз руководителей. Все это ускоряет процесс согласования, повышает бюджетную дисциплину и эффективность контроля расходов.
Для передачи информации о необходимости выполнить платежи, а также для последующего учета исполненных платежей и формирования план-факт отчетности в модуле предусмотрены шлюзы для интеграции с учетными системами, эксплуатируемыми в банке. Для этого настраивается автоматическая передача в АБС данных платежных поручений, сформированных в модуле по согласованным распоряжениям на платежи, а из АБС – данных об оплате и автоматическая квитовка распоряжений на платеж с фактическими платежами. На основании последних автоматически рассчитывается фактическая смета. В результате план-факт отчетность, отчеты по динамике бюджета расходов и другие отчеты могут быть получены из системы бюджетирования оперативно – по первому требованию.
В заключение добавим, что приложение защищено от «несанкционированных действий» со стороны пользователей. Вносить изменения в его настройки: подключать новые рабочие места и пользователей, настраивать формы бюджетных документов и цепочки их согласования, конфигурировать пользовательские меню и пр. – могут только сотрудники банка, наделенные соответствующими правами. За развитие ИТ-решения отвечает его поставщик, а заказчику предоставляется комплект документации по работе и администрированию системы.
Архитектура приложения выбрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальное быстродействие при выполнении ресурсоемких операций, таких как консолидация, и высокий отклик при одновременной работе пользователей. Крупнейшая на сегодняшний день инсталляция – порядка 2000 рабочих мест.
Максим Астахов, руководитель коммерческого офиса компании Intersoft Lab
О компании:
Intersoft Lab – ведущий отечественный разработчик хранилищ данных и систем управления эффективностью и рисками банковского бизнеса. Компанией реализовано свыше 250 проектов в банках России и СНГ.
RCPM-платформа «Контур» собственной разработки компании – основа для цифровизации процессов планирования, прогнозирования и бюджетирования, управленческого учета, расчета трансфертной стоимости ресурсов и аллоцирования расходов, подготовки обязательной и риск-отчетности.
Решения компании для риск-ориентированного управления банковской эффективностью – полноценная альтернатива зарубежным системам. Прикладное ПО «Контур» включено в Реестр отечественных программных продуктов.
Реклама Pb3XmBtzt6VM2F1Nd7e9uhZYiUHT3WMyWezpP5Y
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии