- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
13-14 марта 2025 года
Москва
Юлия Амириди, Intersoft Lab: «Чужие “грабли”: что надо знать про автоматизацию сметного планирования и контроля в банке»
27.03.2023
Что мешает банкам автоматизировать бюджетный контроль, как выбрать систему сметного планирования и контроля «без сюрпризов», какой документооборот предпочесть: внешний или встроенный в ПО для бюджетирования, и когда целесообразно планировать бюджет доходов и расходов в одной системе? На все эти вопросы я отвечаю в своей статье.
По статистике, на два проекта автоматизации планирования сметы расходов в банках приходится три внедрения систем бюджетного контроля и учета исполнения бюджета. Хотя стоимость проектов сопоставима, очевидно, что контроль расходования средств – более востребованная функция. Контролировать платежи приходится ежедневно, а планировать – раз в год. Поэтому автоматизацию бюджетирования хозрасходов в большинстве банков предпочли бы начать именно с контрольной функции. Но есть проблемы с ПО.
Как правило, программные компоненты для контроля и планирования могут функционировать автономно, а в их архитектуре имеются принципиальные отличия. Компонент для оперативного контроля и учета платежей – типичная транзакционная система. Она предназначена для одновременного выполнения повторяющихся задач обработки платежей (контроль платежа по бюджету, резервирование суммы на статье и т.д.) в режиме реального времени и записи в базу данных фактических расходов. Основные задачи компонента для планирования хозяйственного бюджета – заполнение плановых заявок, их согласование и консолидация всех статей бюджета в разрезе необходимых аналитик в итоговую смету. Для суммирования структурированных по многомерному принципу значений по статьям бюджета используется технология OLAP (от англ. online analytical processing, интерактивная аналитическая обработка). Существуют разные подходы к ее реализации. Большинство иностранных систем планирования используют для этого многомерные СУБД. В отечественных разработках чаще применяют реляционные базы данных, в которых создают дополнительные таблицы для хранения агрегатов.
Из-за разницы в архитектуре компонентов для планирования и контроля количество предложений для комплексной автоматизации бюджетирования хозяйственных расходов на рынке очень ограничено. Далеко не у всех вендоров систем планирования имеется решение для автоматизации контрольной функции.
В результате банки, внедряющие в приоритетном порядке системы сметного планирования на базе многомерных СУБД, позднее сталкиваются с отсутствием у того же поставщика компонента для контроля. Это порождает «зоопарк» программ и дополнительные расходы – приходится оплачивать заказную разработку модуля контроля либо интеграцию с ПО для контроля от другого вендора.
Чтобы не встать на эти «грабли», при выборе решения для автоматизации бюджетирования хозяйственных расходов целесообразно удостовериться, что у поставщика ПО имеются в наличии оба компонента и опыт их внедрения в банках. Если начинать проект с автоматизации контрольной функции – такой проблемы не возникнет.
Важная составляющая процессов бюджетирования – документооборот. И для стадии планирования, и для контроля платежей характерен большой поток согласований разных документов (бюджетов, заявок, распоряжений на платежи и проч.) одновременно по организационной иерархии (в филиалах, допофисах и т.д.) и с держателями расходных статей (АХО, ДИТ и др.). Поэтому для систем бюджетирования необходим функционал, который позволяет настраивать сложные цепочки согласования и визирования бюджетных документов.
Часто в банках имеется корпоративная СЭД, и к моменту автоматизации бюджетирования в ней уже налажен бюджетный документооборот. Стоит ли менять сложившийся процесс? Однозначного рецепта нет. Оба варианта реализации документооборота – внутри системы бюджетирования и во внешней СЭД – рабочие. В первом случае в проект добавится интеграция с СЭД, зато из него «уйдет» настройка собственного документооборота. Когда точно стоит использовать встроенный документооборот: если внешний отсутствует или предстоит замена корпоративной СЭД. Последние «грабли», как показывает практика, разложены довольно часто. Документооборот «внутри» системы бюджетирования позволяет финансовой службе не зависеть от модернизации ИТ-инфраструктуры.
Еще одна дилемма встает перед банками, которые планируют автоматизировать не только сметное, но и финансовое планирование. Где планировать хозяйственный бюджет: в той же системе, где готовится план доходов, или отдельно? Зависит от методик планирования и пожеланий банка к организации бюджетной кампании. Рационально «развести» сметное и финансовое планирование по разным системам, когда:
- в подготовке хозбюджета участвуют все подразделения банка, заявляющие свои первичные потребности в расходах (организуется заявочная кампания), а не только сметообразующие службы – держатели расходных статей, отражающие сводные цифры на расходных статьях бюджета,
- аналитики бюджета расходов и финансового плана не совпадают (смете свойственна бОльшая аналитическая детализация),
- для заполнения плановых заявок необходимы разнообразные дополнительные механизмы, например автоматическое заполнение значений по статьям данными хозяйственных договоров, расчет амортизационной стоимости основных средств, командировочных расходов и т.д.,
- важны другие функциональные возможности, присущие ПО для планирования хозбюджета, например, гибкая настройка сложных маршрутов согласования плановых заявок и бюджетных документов и проч.
Единая система финансового и сметного планирования подойдет банкам с компактной организационной структурой и укрупненной методикой бюджетирования хозяйственных расходов и капитальных вложений.
Если есть сомнения, можно начать с более бюджетного варианта «2 в 1» и, получив опыт, принять взвешенное решение о целесообразности внедрять для сметного планирования специализированный софт. Выбирая все компоненты – для финансового планирования, для планирования сметы и для контроля и учета ее исполнения – из линейки одного вендора, можно сэкономить на их интеграции.
В составе платформы «Контур» от российского разработчика банковских управленческих систем Intersoft Lab представлены приложения для финансового планирования, прогнозирования, бюджетирования хозяйственных расходов, а также мониторинга и контроля финансового результата. Системы «Контур» имеют подтвержденный опыт эксплуатации в российских банках не менее 15 лет. Поэтому все советы и рекомендации этого блога проверены практикой.
Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab
О компании:
Intersoft Lab – ведущий отечественный разработчик хранилищ данных и систем управления эффективностью и рисками банковского бизнеса. Компанией реализовано свыше 250 проектов в банках России и СНГ.
RCPM-платформа «Контур» собственной разработки компании – основа для цифровизации процессов планирования, прогнозирования и бюджетирования, управленческого учета, расчета трансфертной стоимости ресурсов и аллоцирования расходов, подготовки обязательной и риск-отчетности.
Решения компании для риск-ориентированного управления банковской эффективностью – полноценная альтернатива зарубежным системам. Прикладное ПО «Контур» включено в Реестр отечественных программных продуктов.
Реклама Pb3XmBtzt8vaxvjV44hCCgwYD5zdfM7dAX527veНаши конференции:
- Пятая конференция «Актуальные вопросы ВЭД: трансграничные платежи в новых условиях»
- Тринадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Комментарии