- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Воспитатель и экзекутор»
13.04.2022
В хоррор-фильмах про экзорцизм всегда есть такая сцена, когда во внешне неприметном человеке вдруг просыпается нечто – и какая-нибудь молодая симпатичная и позитивная девушка вдруг начинает хриплым мужским голосом изрекать угрозы и проклятия.
Такое начало выглядит довольно странным для материала про новости отечественной ESG. Но времена сейчас необычные – и сравнение вполне соответствует обстоятельствам.
ESG, этот западный концепт, давший бурные всходы на российской почве в последние годы, в последние несколько дней переживает серьёзный кризис.
Практически сразу после начала российской спецоперации на Украине отечественный рынок стали массово покидать западные компании – они либо прекращали работу с российскими клиентами, либо собрались выйти из совместного бизнеса. Звучали цифры, что в общей сложности решение об уходе приняли около трёхсот иностранных фирм.
К теме ESG этот массовый исход имеет самое прямое отношение.
Несомненно, политическое давление со стороны властей западных стран было важным (или главным) драйвером исхода, сделало этот исход одномоментным и массовым. Однако на переднем краю сцены всё-таки стояли и стоят сами компании. Они выступали от своего имени и лично делали заявления: «прощайте» или «до свидания».
Многие из устремившихся к дверям объясняли свой исход в нарочито туманных пресс-релизах. Ссылались на режим санкций, рванувший вверх курс рубля, разорванность логистических цепочек и невозможность нормально проводить платежи. Кто-то сетовал, что им нужно время, чтобы всё осмыслить. Некоторые фирмы публично осуждали российскую сторону, но не вдавались в детальные политические рассуждения.
Скорее всего, соблазну сочинить задиристый пресс-релиз многие корпорации предпочли старую мудрость, одинаково понятную и на Востоке, и на Западе: «не плюй в колодец – пригодится напиться».
Но было и немало иностранных бизнесов, которые в своих коммуникациях детально и подробно рассказывали, как и почему они сочли за благо двинуться с вещами на выход с российского рынка.
И тут у многих в нашем обществе стало возникать странное и неприятное чувство.
Ещё месяц назад эти компании клялись в верности российским потребителям, признавались в готовности горой стоять за сотрудников и сообщали о постоянном диалоге со стейкхолдерами.
Однако если вчитаться в строки нынешних пресс-релизов таких организаций, то появляется стойкое ощущение, что их единственная значимая аудитория, единственные стоящие внимания собеседники сейчас находятся (или всегда находились?) где-то за пределами российских границ.
Например, это клиенты на тех рынках, где данная организация больше всех зарабатывает. Или госорганы страны, где штаб-квартира бизнеса. Или жители того государства, откуда родом сама компания.
Этот диссонанс (который по-простому в соцсетях именуют «россияне не имеют значения» – с явной отсылкой к движению BLM) стало трудно не замечать.
Даже многие из соотечественников, которым не понравились последние решения главных по стране и которые поначалу приветствовали массовый исход крупных брендов (очевидно, надеясь, что это как-то остановит боевые действия), вдруг забеспокоились, что что-то в этом процессе идёт не так.
Как будто наш собеседник, которого мы знаем многие годы, вдруг заговорил совсем другим голосом, с совсем другими интонациями и смыслами. Или, может, просто перестал притворяться, и его голос «откатился» к первоначальным «заводским настройкам»?
Вот один из беглецов последних дней: финский хлебно-кондитерский холдинг «Фацер». Главный источник хлеба для Питера, три предприятия в северной столице, четвёртое в Москве – и больше двух тысяч сотрудников.
В англоязычном пресс-релизе Кристоф Витцум, президент и гендиректор этой компании, рассыпается в извинениях перед важной для него аудиторией за то, что не мог объявить о решении ухода из России раньше: «Я понимаю, что много наших верных и преданных потребителей, так же как много других стейкхолдеров, чувствовали, что «Фацер» должен был принять это решение [об уходе из России] раньше. Могу вас заверить, что это решение всегда было единственной альтернативой, но … мы не могли принять это решение раньше».
При этом 2300 российских работников компании удостоились скупой фразы, что «процесс выхода будет осуществляться с принятием во внимание интересов сотрудников «Фацер» и местных законов».
Интересно, что ещё совсем недавно иноземные хлебопёки были куда как более словоохотливы, говоря о своём персонале. Хотя сайт российского «Фазера» уже не открывается, на Хэдхантере нетрудно найти рекламную «визитку» этого пищевого концерна, где тот предстаёт в сверкающих одеждах ответственного работодателя.
«Компания стремится открывать новые таланты в своих сотрудниках и развивать их вместе с ними. В основе отношений внутри компании лежат этические принципы «Фацер» — равенства и справедливости», — с горкой накидывали финские пекари.
Почувствовали ли российские работники зарубежного пищевого предприятия сейчас эти самые принципы равенства? Или от чтения пресс-релиза у них могло сложиться ощущение, что руководству «Фацера» гораздо важнее мнение иностранных «наших лояльных и ценных потребителей и других стейкхолдеров», перед которыми директор лебезит и оправдывается за задержку?
Или вот Coursera. Российских пользователей возмутило, что Coursera, один из самых популярных образовательных ресурсов, перекрыл им доступ к курсам и вообще повыкидывал со своих виртуальных полок весь контент, сделанный россиянами.
Информационный ресурс в своём заявлении осудил российскую спецоперацию и сообщил о своих действиях:
«Coursera убеждена, что обучение – это источник человеческого прогресса, и наша задача – чтобы вне зависимости от места все учащиеся имели доступ к образованию самого высокого качества. В то же время мы не хотим, чтобы российские преподаватели или учебные заведения на Coursera получали финансовые или репутационные выгоды, пока эта трагедия имеет место… Поэтому мы останавливаем всю деятельность в России».
Кто-то в соцсетях писал, что такой пассаж чем-то напоминает «двоемыслие» из известного романа Оруэлла – типа слова «белочерный». Мол, мы за всеобщий доступ к знаниям – но вот лично к вам слово «всеобщий» не относится, идите в бан!
А в «отмене» российских преподавателей на ресурсе слышатся какие-то звоночки из времён «круговой поруки» из довольно далёкого прошлого.
Грустная ирония ещё и в том, что среди работавших на Курсере россиян сторонников грохочущих пушек, думаю, не найдёшь и днём с огнём: университетские преподаватели вообще традиционно либерально и пацифистски настроены. И при этом их же первыми всем скопом «пустили в расход» в рамках своего рода «борьбы за мир».
По новостям и соцсетям широко разошёлся вроде бы обратный пример. Магазины Uniqlo не намерены покидать Россию, а президент японской компании Fast Retailing (владеет сетью Uniqlo) Тадаси Янай заявил: «Одежда — это жизненная необходимость. Народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы».Одежда одеждой, но из высказывания иностранного управленца также следует, что на повестке дня стоит вопрос (и разные компании отвечают на него по-разному), имеют ли россияне те же права, которые есть у общих с автором высказывания «мы». Под знаком вопроса – судя по цитате – и право на жизнь.
«Право на жизнь» – наверное, это главное, что тревожит жителей России в массовом исходе компаний коллективного Запада.
Не перекроют ли доступ к иностранным лекарствам? Кстати, как сообщают СМИ, медикаменты формально не попали под санкции, но многие зарубежные фармацевтические компании перестали отправлять в Россию и готовые лекарства, и компоненты для российских предприятий фармы.
Будет ли детское питание?
Вот на русскоязычном сайте финской компании Valio есть целый раздел про детские молочные смеси. Там всё, как мы любим, – в лучших традициях корпоративной социальной ответственности. Во вкусный винегрет смешаны слова про стремление сделать лучший продукт для мам и малышей, есть про цели устойчивого развития ООН и даже имеется свой «домашний» нобелевский лауреат. Из сказанного там несложно сделать вывод, что для компании детское питание – это не про бизнес, а про миссию.
То есть младенцы имеют значение.
Но, видно, не все из них. На днях Анникка Хурме, гендиректор молочного концерна Valio, объявляя об уходе этого финского производителя из страны, заявила: «У Valio нет этических предпосылок для продолжения работы в России, поэтому мы прекращаем свою деятельность в России».
В последние дни в соцсетях также сопереживают детям, ожидающим срочных онкологических операций, для которых с миру по нитке собрали огромные суммы в иностранной валюте. Ведь теперь совершенно непонятно, как и когда собранные доллары или евро доберутся до счетов иностранных клиник – и доберутся ли? И не отменят ли эти операции в силу национальной принадлежности ребёнка, подобно тому, как за российский паспорт отлучают от соревнований отечественных спортсменов? Возможно, для кого-то из детей задержка в лечении означает смертный приговор.
Из-за прекращения работы Visa и Mastercard сотни россиян остались за границей без денег с бесполезными кусочками пластика на руках. Как жаловались пострадавшие, все концы им обрубили прямо сразу, не дожидаясь конца объявленного платёжными системами переходного периода в несколько дней.
Ещё недавно семимильными шагами осваивавший пространства России концепт ESG декларировал, что равные друг другу люди живут на одной планете, у них общая судьба (дескать, если не остановить глобальное потепление, то несладко придётся каждому) и неделимое благополучие.
Нынешняя непростая ситуация попробовала эти красивые слова на прочность – и среднестатистическому россиянину результат не очень понравился.
Неудивительно, что, по данным одного из опросов, компании, уходящие с российского рынка, растеряли лояльность покупателей. 49% россиян готовы полностью или частично отказаться от покупки продукции компаний, объявивших об уходе с российского рынка из-за проведения специальной военной операции на Украине, даже если эти компании вернутся.
Те, кто долго работают в сфере корпоративной социальной ответственности и имеют опыт работы с заграницей, возможно, хмыкнут: ну да, никогда такого не было и вдруг опять!
В самом деле, в работе с иностранными рынками и западными компаниями по теме КСО / ESG всегда выплывали наружу какие-то двойные стандарты. Также было сложно не заметить вековое недоверие и настороженность Запада по отношению к большой северной стране или периодически возникающие стереотипы, некоторые из которых как будто не сильно изменились со времён Ост-Индской компании.
На многих примерах мы видели, что и ESG, и корпоративная социальная ответственность по мере необходимости с лёгкостью превращаются и в оружие конкурентной борьбы, и в ножик-«выкидушку» в геополитических разборках.
(Например, заглавную иллюстрацию с перестреливающимися ESG-снарядами кораблями я попросил нарисовать больше года назад – для так в конечном итоге и не написанной заметки про то, как ESG-аргументами долбили какой-то ресурсодобывающий проект, не помню уже детали).
Массовый исход западных компаний задумывался как наказание, удар по экономике и качеству жизни. Вольно или невольно, но ушедшие западные компании поставили себя в положение воспитателей и экзекуторов для миллионов жителей России (от младенцев до стариков): мол, у «неправильного» поведения есть цена.
Это новый и довольно неожиданный поворот сюжета в российском треугольнике отношений между государством, бизнесом и обществом.
К слову, уход иностранных компаний только вызвал усиление «эффекта флага», когда в трудной ситуации люди сплачиваются вокруг властей. Вряд ли можно было найти более наглядный способ продемонстрировать россиянам равнодушие со стороны западных брендов, несмотря на их многолетнюю работу в России и заработанные тут миллиарды долларов.
Часто не без оснований жалуются, что российское государство с недоверием относится к бизнесу, подозревая тот во всех грехах – от нежелания платить налоги до нелояльности.
И вот сейчас массово «слиняли» компании, из которых треть числилась в отличниках российской корпоративной социальной ответственности, а у остальных как минимум была страничка на сайте по модной теме ESG. Думается, что такой фортель лишь подольёт масла в огонь административного недоверия.
Уверен, что на заседаниях в правительстве или администрации президента произошедшее рассматривается совсем не как казус в сфере корпоративной социальной ответственности. Наверняка считается, что иностранный бизнес в России стал элементом враждебной «мягкой силы», говорят про «удар по тылам» и «саботаж» — иная тональность обсуждения была бы даже не удивительна, но невозможна.
Заявления с самого верха говорят о том, что власти готовы на жёсткие меры.
«Те, кто собираются закрывать свои производства — здесь нужно действовать решительно», — заявил Владимир Путин, добавив, что следует вводить внешнее управление и передавать эти предприятия «тем, кто работать хочет».
Уже появился законопроект, который прописывает, как должна проходить национализация прекративших свою работу предприятий, если те контролируются «иностранными лицами недружественных государств». У документа есть все шансы стать вступившим в действие законом уже в ближайшее время.
Судя по масштабу и скорости происходящих процессов, не поручусь, что через какое-то время мы не увидим совсем другую реальность в отношениях между бизнесом и обществом — в том числе в том, что мы сейчас именуем ESG / КСО.
В общем, не переключайтесь.
Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum
Далее читайте продолжение темы об уходе иностранных компаний.
Предыдущие материалы:
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: ESG для “железного занавеса”»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Последний приют “сбитого лётчика”?»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Если ESG слетит с горки»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Не дай менеджменту заскучать»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Танцуют все! Какой ESG-план принести директору?»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Глупый ученик и внезапные друзья»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Четыре способа слить в унитаз ESG-коммуникацию»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Послать три буквы на три буквы»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Крути крутилку до упора»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Бродячий проповедник»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Писарь при штабе»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии