- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Не дай менеджменту заскучать»
28.03.2022
Есть правило первого года, которое не менее важно, чем ESG-стратегия. Это правило: не давать менеджменту заскучать.
И ещё два полезных слова: quick wins (англ. «быстрые победы»).
Поясню.
ESG-повестка – это всегда игра в долгую. Даже просто разработка полноценной ESG-стратегии – это месяца три. Да и реализация самой стратегии начнётся с внешне незаметной «бумажной» работы, с изменения внутренних политик и регламентов. То есть первые плоды от такого перспективного планирования не стоит ждать раньше, чем через год.
Но готов ли ваш менеджмент ждать так долго?
Если ESG-повестка выдвинулась в организации на видное место в силу ситуативных причин, то точно так же под настроение она может быть задвинута обратно.
Кроме того, ESG-подразделение чаще всего воспринимается как наследник отдела по социальным программам, а «зрелость» социальной функции в компании может быть разной. Есть немало приличного размера компаний, где корпоративные социальные инвестиции недалеко ушли от стадии «два притопа – три прихлопа», а заблаговременная покупка ранцев для школьников к сентябрьскому «Первому звонку» может считаться верхом долгосрочного планирования.
Там у руководства может быть искреннее, подкреплённое годами опыта убеждение, что вся сфера КСО / ESG / устойчивого развития – это когда сегодня ты придумываешь свежую идею, а уже недельки через две имеет место финальный результат. Причём, как водится, непременно с песнями, с плясками, улыбками и воздушными шариками.
В такой атмосфере ESG-начальник, если хочет показать первые плоды своей стратегии через много месяцев, рискует к тому времени оказаться давно и безнадёжно уволенным.
Это не чисто российская проблема.
Лет десять – пятнадцать – двадцать назад тот же вопрос остро стоял в западной повестке устойчивого развития, когда Западная Европа и США находились примерно на той же стадии, что и мы сейчас. То есть были безусловные корпорации-лидеры, но были и тысячи компаний, которые на общей волне «вписались» в новую повестку, а потом вдруг стали чесать подбородок: а оно нам это надо?
Директора и начальники довольно быстро начинали понимать, что обширная тема социальных и экологических вопросов – это трудный, затратный путь, у которого есть к тому же начало, но не видно конца. И стали терять энтузиазм, еще не сделав ни одного шага.
И тогда на семинарах, тренингах негромко зазвучали эти слова: quick wins – то есть некие маленькие шажки, быстрые неидеальные решения, которые тем не менее приободрят упавших духом руководителей.
ESG-начальнику такие программы-недомерки, несмотря на их минусы, позволяют выиграть столь важное время. Для него или для неё такие «быстрые победы» — это необходимое зло, эдакий ножик-выкидушка, который помогает выжить в офисных баталиях, пока небыстро набирает разгон ESG-стратегия.
Разумеется, что такие quick wins должны делаться параллельно с разработкой ESG-стратегии, а не вместо неё.
«Быстрые победы» обычно бывают двух типов.
Во-первых, часто речь идёт о небольших и недорогих программах, которые можно запустить прямо «с колёс» и уже через два-три-четыре месяца увидеть результаты.
Например, предприятие планирует перевести своё офисное здание на электроэнергию от солнечных батарей. Но это масштабный проект, и ток на солнечной тяге появится в проводах не раньше, чем через год-полтора. До этого будут только техзадания, тендеры, монтаж и всё такое…
А мини-проект формата «быстрая победа» — это когда прямо здесь и сейчас на уличные фонари вокруг завода прикручивают небольшие солнечные батареи. И быстро, и экономия тока из сети весьма приличная. К бабке не ходи, что при таких историях на скорую руку потом всплывут какие-то «косяки». Например, выяснится, что панели на фонарях покрылись толстым слоем пыли, а под рукой нет автовышки, чтобы их помыть – и начинают искать автовышку. Но здесь сдвинуть дело с «мёртвой точки» важнее, чем месяцами делать расчёты.
Второй формат «быстрых побед» — это когда уже давно запущенные и почти реализованные проекты переосмысливаются в рамках новой повестки.
Вот, например, недавно одно из российских горнодобывающих предприятий объявило, что заменяет самосвалы на конвейер, чтобы сократить выбросы. С помощью ленточного конвейера путь транспортировки руды станет значительно короче и дешевле, что и позволит сократить выбросы от тяжёлого карьерного транспорта. Сейчас это справедливо рассматривается как важный шаг по улучшению ESG-показателей. Однако пять лет назад внедрение этого же технологического решения было бы объяснено в модных на тот момент терминах Agile или «бережливого производства». А два десятка лет назад сказали бы про то же самое как про этап технического перевооружения.
Тут, конечно, не обойтись без дисклеймеров.
Дисклеймер №1
Хватаясь (от большой ли нужды или по собственному хотению) за такие «быстрые» программы, ESG-начальник порой выходит на тонкий лёд.
Иногда трудно понять, где заканчивается «немного неидеальная» программа и начинается что-то сильно похожее на гринвошинг – то бишь на «зелёную отмывку», когда вопреки фактам проект прикидывается социально- или экологически ответственным.
Пожалуй, лучшим советом в случае «быстрых побед» часто будет не включать на полную громкость пиар-машину.
Дисклеймер №2
Очень часто без таких quick wins не будет и серьёзных основательных социальных и экологических программ. Точно так же, как без тонкой щепы для растопки нельзя разжечь костер из толстенных полусырых поленьев.
Однако если идут месяцы, а подобные «быстрые победы» составляют большинство ESG-активностей, а в пайплайне нет и не предвидится серьёзных программ, то руководителю по устойчивому развитию стоит начать посматривать по сторонам и обновлять своё резюме.
А то велик риск подорвать свою профессиональную репутацию.
Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum
Далее читайте, как не «потерять связь с реальностью» из-за «одержимости» устойчивым развитием.
Предыдущие материалы:
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Танцуют все! Какой ESG-план принести директору?»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Глупый ученик и внезапные друзья»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Четыре способа слить в унитаз ESG-коммуникацию»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Послать три буквы на три буквы»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Крути крутилку до упора»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Бродячий проповедник»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Писарь при штабе»
- Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии