• Сегодня 3 декабря 2024
  • USD ЦБ 107.18 руб
  • EUR ЦБ 112.80 руб

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Бродячий проповедник»

05.03.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Бродячий проповедник»

Продолжаем говорить об организационных ловушках, в которых может оказаться вновь назначенный ESG-начальник – и о том, как из этих ям выбираться.

В организационную западню обычно можно попасть по неудачному стечению обстоятельств или став жертвой офисных баталий.

Не так с ловушкой «бродячего проповедника» – в неё обычно заводят веления собственного сердца.

Во-первых, в любой большой российской организации (а промышленные компании, которым понадобилась ESG-функция, маленькими не бывают) немало людей, которые скептично настроены по поводу климатической повестки – да и к социальным и экологическим вопросам у них частенько отношение так себе. Поэтому первое побуждение: давайте обратим скептиков в свою веру!

Во-вторых, где чаще всего ещё совсем недавно можно было встретить человека, «шарящего» в ESG-делах? Правильно, на выступлениях и конференциях, в рядах активистских организаций, произносящего речи и пишущего проникновенные статьи.

Обращение к аудитории со сцены – это привычная среда обитания для многих спецов в отечественной ESG-сфере. И у многих из них после перехода в промышленность рука тянется к привычному инструменту. Презентации готовы, слайды заряжены, проекторы включены – пора переходить в наступление.

Что ещё увлекает порой ESG-начальника на кривую дорожку нон-стоп-выступлений, так это приятно щекочущее самолюбие наименование «ESG-евангелист». Как бы намекающее, что если долго и старательно жечь глаголом сердца людей, то можно встать чуть ли не в одну шеренгу с библейскими пророками.

В общем, потоптавшись на новом месте, ESG-начальник прикидывает, что все козыри и джокеры у него на руках, и потому надо срочно налаживать обсуждение климатической повестки в трудовых коллективах.

От встреч в цехах и на месторождениях его или её чаще всего отговаривают – но вот менеджерам среднего звена всё же обычно приходится ложиться на алтарь проактивной ESG-обработки.

Планируется целая серия мероприятий, начинаются встречи.

Дальше обычно рутинно происходит нечто из разряда «ожидали викторию, а получилась конфузия».

Вдруг выясняется, что опыт предыдущего участия в конференциях абсолютно не показателен. Выступления в тепличных условиях перед лояльной аудиторией «людей из сектора» или участие в профильных конгрессах, куда пускают только за плату (и где этот «денежный занавес» не пускает на порог даже коллег из НКО) ни разу не готовят к серьёзному разговору с живыми, «ходящими по земле» людьми.

Также оказывается, что аргументы из лучших западных климатических методичек попадают «в молоко», что (сюрприз! сюрприз!) проблематика глобального потепления на полтора градуса до 2050 года волнует людей меньше, чем размер зарплаты или выплаты по ипотеке. Да и примерно каждый мыслит сроком чуть более коротким и конкретным, чем «до 2050 года».

Пройдёт время, и потом ESG-руководитель, конечно, разберётся, что есть и немало связанных с климатом тем, которые волнуют всех людей без исключения – и найти общий язык не так-то сложно.

Но это будет потом. И если ESG-руководитель доживёт до этого «потом».

Ведь ничто так не убивает административный вес в организации, как неправильные коммуникации – тем более на широкую публику.

Даже умелый оратор и добротный лектор столкнется с проблемами – потому что такие роли не всегда позволяют демонстрировать свои мускулы управленца.

А уж если выступления регулярно напоминают гастроли цирка шапито (для этого достаточно даже просто пары «диванных аналитиков», подкованных в климатоскептическом словоблудии, среди зрителей), то тут шансы ESG-управленца выжить в организации будут таять быстрее, чем ледники Гренландии.

Что же делать, чтобы выбраться из ловушки «бродячего проповедника»?

  • Если коротко, то лучше «завязывать» с бытовым мессианством и надо вернуться к работе – больше ездить по промплощадкам или хотя бы сесть обратно за свой офисный стол.
  • В дискуссии и прения лучше вступать уже после того, как отработаешь первые месяцы. Тогда будешь лучше знать фактуру, людей и их запросы, что могут и чего не могут ваши технологии и каковы границы возможного в твоей работе. А в твоем «загашнике» будут уже не только слова, но и реально сделанные дела. На производстве это уважают.
  • Говорить надо конкретно и по делу. Что волнует твою аудиторию и про что она должна знать? Не секрет, что реальные и ощутимые последствия от мер по борьбе с климатическими изменениями (таких, как евросоюзовский трансграничный углеродный налог) среднестатистический работник российской промышленности увидит скорее (максимум через два-три года), чем подтопление прибрежных городов к 2050 году. Про это и должен быть разговор.

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  

В следующей колонке читайте продолжение темы: как не допустить ошибок в ESG-коммуникации и что не стоит брать из западного формата коммуникаций.

Предыдущие материалы:

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Писарь при штабе»

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»


Комментарии

Защита от автоматических сообщений