• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»

16.02.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Как не сделать первую ошибку»

Есть распространённая история – настолько типичная, что её можно назвать классикой жанра.

Вот, допустим, в большой промышленной организации захотели сделать что-то эдакое по социальной или экологической части. Или, например, влили в штатное расписание новую ESG-кровь – и новоиспечённым сотрудникам надо сделать первый громкий шаг.

Начинают думать, с чего начать. И часто возникает соблазн начать с набега на офисную кухню.

Не с целью набить живот – не поймите превратно!

А с целью избавиться от одноразовой пластиковой посуды, извести пластиковые трубочки, внедрить раздельный сбор мусора, а бытовую химию заменить на более безвредные для природы аналоги.

Как говорят в народе: «Давайте сделаем «зелёный офис!» Именно с таких слов часто начинается переустройство места для еды. (На самом деле «зелёный офис» – это, конечно, в разы более сложная и чётко регламентированная стандартами задача – но кому какое дело).

Избавление офисной кухни от лишнего, на первый взгляд, выглядит как абсолютный quick win (быстрая победа). Эдакий лакомый кусочек для эффективного корпората, в ДНК которого зашито умение регулярно перед глазами начальника демонстрировать результат – подобно иллюзионисту, вытаскивающему из шляпы кролика за кроликом.

Во-первых, объект приложения усилий под боком – это не пять часов на самолёте лететь, а потом ещё столько же трястись до месторождения, рудника или ГОКа на разбитой «вахтовке» да по ухабистой грунтовке. Во-вторых, в головном офисе найдётся и мощная группа поддержки этих изменений.

Но если дело происходит в большой промышленной компании, то вряд ли первые шаги ESG-специалистов должны быть именно в направлении офисной кухни. Как и со многими вещами в ESG, погоня за сиюминутными выгодами легко оборачивается проигрышем главной битвы.

ESG-руководитель в индустриальной корпорации должен думать прежде всего о трубах, а не о трубочках. Его должны больше волновать дымящие трубы предприятий, а не одноразовые пластиковые соломинки (даже если все вокруг – включая его собственный круг общения – твердят только о вреде последних).

Заводы, комбинаты и фабрики, как ни крути, загрязняют землю, воздух и воду, производят тонны отходов разных классов опасности. И вред от всего этого в десятки, сотни, тысячи раз выше, чем опасность притаившихся на полках шкафчиков пластмассовых вилок и тарелок.

Тратить немалую толику своего рабочего времени, чтобы разрешить одну десятитысячную часть экологических и социальных проблем, – такому не станет аплодировать ни директор, ни совет директоров.

А уж активистские НКО и вовсе назовут столь странную расстановку приоритетов обидным словом «токенизм» (tokenism) – то бишь наивной попыткой получить репутационные бенефиты, прилаживая на свой костюм какие-то пустяковые значки и шильдики.

Что ещё хуже, примерно то же самое подумают про новоиспеченного ESG-менеджера его коллеги. И начальник соседнего отдела, и инженер, и рабочий лишь недоуменно пожмут плечами. Все трое могут не знать словечка «токенизм», но не обязательно знать правильные словечки, чтобы подметить некий диссонанс между громкими заявлениями и борьбой со стаканчиками.

Конечно, есть немало бизнесов, где очистка офисной кухни от пластиковой одноразовой посуды стала бы хорошей идеей и отличным первым шагом. Но если ты промышленная корпорация с десятками гектаров промплощадок, сотнями бригад и подразделений, десятками тысяч людей и миллиардными оборотами – то с тебя и спрос другой.

Тут начинать с офисной кухни – это всё равно что уподобиться героям анекдота про поручика Ржевского, где гусары не потянули финансово искупать коней в шампанском и потому решили хотя бы облить кошку пивом.

Кто-то возразит, что, мол, международная повестка врать не будет: на Западе все только и говорят про «начни с себя» и про вред упаковки и пластиковых ножей-тарелок-вилок. Но не надо забывать, что на Западе «пластиковые» вопросы стали массово подниматься только после того как (иногда через десятилетия после того как) были решены многие экологические проблемы – и дым из труб стал пожиже.

В общем, с промышленности особый спрос. Это главная причина, почему ESG-трансформацию не стоит начинать где-то между офисным холодильником и микроволновкой.

Главная причина, но не единственная.

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  


В следующих колонках автора читайте про ловушки, в которые может попасть ESG-начальник в не всегда дружелюбных корпоративных джунглях, и о том, как выбираться из этих ям.

_____________________________________________________________________________________

Приглашаем посетить Конференцию «ESG-трансформация бизнеса: подготовка и реализация», которая пройдет 3 марта 2022 года онлайн. Вы узнаете, как будет меняться законодательство в области регулирования ESG-отчетности, как внедрение принципов ESG повлияет на доходность активов компании и как изменить сознание персонала на «зеленое». Своими кейсами поделятся топ-менеджеры российских и международных компаний, а слушатели смогут задать им интересующие вопросы. 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений