- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Алексей Коряков, X5 Retail Group: Законодательные вызовы и перевод документов на ЭДО
13.09.2018
В первой колонке я рассказал о возникновении в «Пятерочке» идеи ЭДО в КДП, а также о пользе новых технологий. Во второй колонке я рассмотрю законодательные вопросы внедрения электронной документации и объясню, какие документы наша компания переводит на ЭДО.
Что говорит законодательство?
Основная сложность внедрения ЭДО в том, что в трудовом законодательстве нет прямого указания, как его использовать. В Трудовом кодексе есть единственное упоминание про электронный документооборот: подписание договоров с удаленными сотрудниками. Поэтому ряд специалистов придерживаются позиции, что ЭДО в КДП внедрять нельзя – нет прямого разрешения.
Но в п. 1. ст. 6 федерального закона «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.2011 указано: «Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается... равнозначным документу на бумажном носителе..., и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если... установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».
То есть, если правильно организовать ЭДО, документы должны быть легитимными. Получается, что ЭДО в КДП находится в неурегулированной зоне. Мы долго взвешивали все «за» и «против», изучали все риски и вопросы, советовались со многими специалистами, и в конце 2017 года приняли решение запускать ЭДО в КДП.
ЭДО выгоден всем заинтересованным сторонам. Работник получает быструю обработку документов. Компания избавляется от бумаги и получает контроль над подписанием документов. Госорганы могут проверять большее количество документов за гораздо меньшее время.
Например, нам необходимо ознакомить 200 тысяч сотрудников с новым локально-нормативным актом. Раньше сотрудник должен был подписать бумагу и отнести в отдел кадров. Отделу кадров нужно было собрать документы, проверить, проставить статус по всем сотрудникам. Документы по почте могут идти дни или даже недели. В случае с ЭКДП работнику нужно просто нажать кнопку. Статус ознакомления и конкретный документ мы получим из системы практически мгновенно.
Многие организации понимают выгоды перехода на ЭКДП. Ряд компаний уже частично реализовали проект. Государство тоже заинтересовано в электронном кадровом делопроизводстве, и сейчас созданы рабочие группы, занимающиеся условиями работы по ЭКДП. Уже получилось сформировать ряд основных принципов электронного документооборота:
• переход на ЭДО для сотрудника должен быть бесплатным;
• необходимо обеспечить юридическую значимость документов. Это нужно и для защиты самого предприятия от исков работников;
• необходимо обеспечить сохранность электронных документов наравне с бумажными;
• переход на ЭКДП для сотрудников должен быть добровольным.
В добровольном переходе есть определенные риски, так как выгода проекта будет зависеть от охвата сотрудников. Однако с учетом того, что ЭКДП работает проще и быстрее, большинство сотрудников согласится на переход. Когда в одной компании проводили опрос перед внедрением ЭКДП, только 60-70% сотрудников согласились на перевод. По факту – перешли 97-98%. Поэтому если вы покажете пользу от внедрения ЭДО для сотрудника, проект будет говорить сам за себя.
Какие документы мы переводим на ЭДО?
Закон запрещает использовать в электронной форме документы, которые по закону должны быть оформлены на бумаге. Это трудовая книжка, трудовой договор, ученический договор и договор о материальной ответственности. Однако сейчас Министерство труда РФ в рамках программы «Цифровая экономика» рассматривает проект электронной трудовой книжки.
Остальные документы можно переводить на ЭДО. Мы выделили 80 кадровых документов, которые классифицировали по объему и степени риска. Заявление на отпуск – это документ с минимальным риском: сотрудник получает отпускные и отсутствует на работе. Вряд ли он будет оспаривать, что его не было на рабочем месте. С другой стороны, акт об отсутствии сотрудника на работе – рискованный документ. Есть большая вероятность, что его будут рассматривать в суде. Но таких документов мало.
Мы начали проект с самых распространённых и безрисковых документов. К концу года компания планирует подписывать ЭЦП все документы по отпускам, а это – значительная часть документооборота. По предварительной оценке, на первом этапе мы переведем в ЭДО 20% документов, которые составляют 60-80% от всего документооборота.
Законодательство в сфере ЭДО постоянно совершенствуется. Поэтому руководству приходится думать о внедрении системы, которая устроит и госорганы, и сотрудников. Сейчас мы внимательно изучаем законы государства в области ЭДО, работаем над переводом документов в электронную форму и решаем, как помочь сотрудникам адаптироваться к новой системе.
Алексей Коряков , руководитель программы проектов X5 Retail Group
ЭДО в КДП. Опыт торговой сети «Пятерочка»:
2. Алексей Коряков, X5 Retail Group: Законодательные вызовы и перевод документов на ЭДО
3. Алексей Коряков, X5 Retail Group: Трудности выбора ЭЦП
4. Алексей Коряков, X5 Retail Group: Построение экономической модели ЭДО
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии